Свежие публикации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ВПО МО «Московский государственный областной социально-гуманитарный институт»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Рабочая программа учебной дисциплины «Методика развития речи дошкольников (специальная)».

Утверждено на заседании кафедры НДСО

(протокол №____________ от __________ )

Направление подготовки –050700 «Специальное (дефектологическое ) образование»

Профиль подготовки «Логопедия».

Форма обучения: очная.

Срок освоения ОПП – 4 года.

Факультет – Педагогический

Декан д. п.н. профессор Широких О. Б.

Начальник УМУ _______________________/Черкасов В. В./

учебный год

1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Целью дисциплины является формирование готовности к применению технологии развития речи дошкольников с разными формами речевых расстройств.

Задачи дисциплины:

- изучение основных закономерностей развития речи дошкольников с речевыми расстройствами.

- формирование навыков профессиональной деятельности по развитию речи дошкольников с речевыми нарушениями в разных типах учреждений;

- развитие когнитивных способностей и информационно-коммуникативной культуры студентов, их функциональной грамотности,

- подготовка студентов к использованию знаний по специальной методике развития речи в профессиональной педагогической и культурно-просветительской деятельности.

1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОПП ВПО.

Дисциплина «Методика развития речи дошкольников (специальная)» относится к модулю Б.3. вариативной части профессионального цикла дисциплин.

Для освоения дисциплины «Методика развития речи (специальная)» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Специальная педагогика», «Специальная психология», «Филологическае основы дефектологии», «Психолого-педагогическая диагностика лиц с ОВЗ», «Логопедия», «Формы логопедической работы», «Методика преподавания русского языка и литературы в спец. школе».

Освоение дисциплины готовит к работе со следующими объектами профессиональной деятельности бакалавров:

-развитие;

-обучение;

-воспитание;

-просвещение;

Профильными для данной дисциплины являются как педагогическая, так и культурно-просветительская профессиональная деятельность бакалавров. Дисциплина готовит к решению следующих задач профессиональной деятельности:

- в области педагогической деятельности:

- организация обучения и воспитания детей с ОВЗ в сфере образования, здравоохранения и социальной сферы с использованием новейших технологий, соответствующих возрастным особенностям детей.

- организация взаимодействия с общественными и образовательными учреждениями, родителями для решения задач профессиональной деятельности.

- использование возможностей коррекционно-развивающей среды для обеспечения качества образования, в том числе с использованием информационных технологий .

- осуществление профессионального самообразования и личностного роста, выработка потребности дальнейшего самообразования и профессионального роста.

Освоение дисциплины «Методика развития речи дошкольников (специальная)» является основой для последующего изучения дисциплин по выбору, а также для прохождения педагогической практики, подготовки к итоговой государствкнной аттестации.

2. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

· владеет куьтурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижений (ОК-1);

· способен анализировать мировоззренческие, социальны и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

· умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-3)

· готов к совместной работе в коллективе (ОК-4);

· владеет основными методами, способами и средствами получения, переработки и хранения информации, имеет навыки работы с компьютером. (ОК-5);

· способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии (ОК-6);

ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:

· способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-1);

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

· способен реализовывать учебно-коррекционные базовые и авторские программы в различных видах коррекционных учреждений. (ПК-1)

· способен реализовывать преемственность в образовании детей с ОВЗ, осознавая самоценность периодов детского развития, уметь самостоятельно выделять психологическую проблему в развитии детей, подбирать соответствующие коррекционно-развивающие средства. (ПК-2)

· способен организовать учебную деятельность детей с ОВЗ с учетом уровня речевого развития и выстраивать учебно-коррекционный процесс. на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ. (ПК-3);

· способен организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с нарушениями речи с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуального образовательного маршрута. (ПК-4)

3. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ СТУДЕНТ ДОЛЖЕН:

ЗНАТЬ:

· научно-методические основы изучения и развития речи детей в процессе онтогенеза и дизонтогенеза;

· типичные и возможные специфические проявления нарушений речевого развития у детей с речевыми расстройствами, а также теоретические и прикладные аспекты их выявления, систематизации и проявления в разные возрастные периоды.

· задачи, содержание и формы организации индивидуальных и фронтальных занятий по развитию речи у детей с нарушениями речи в различных образовательных, медицинских и социальных учреждениях, а также в условиях инклюзивного образования.

УМЕТЬ:

· проводить обследование речи детей и определять уровень их речевого развития, в том числе с использованием методов и приемов дифференциальной диагностики.

· планировать, проводить, анализировать индивидуальные и фронтальные занятия по развитию речи детей с нарушениями речевого развития с использованием различных технологий, в том числе инновационных.

ВЛАДЕТЬ:

· навыками составления протокола обследования различных сторон речи ребенка, анализа материалов обследования речи формулировки логопедического заключения, дифференциации и обобщения результатов обследования.

· навыками отбора и систематизации речевого и дидактического материала для индивидуальных и фронтальных занятий по развитию речи детей с речевыми расстройствами.

· навыками планирования, проведения и оценки эффективности коррекционной работы по развитию речи детей с нарушениями речевого развития в условиях специального и инклюзивного обучения.

4. ОБЪЁМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.