Скачать:

Предварительный просмотр:

Характерные особенности познавательных интересов  у  детей старшего дошкольного возраста.

К старшему дошкольному возрасту, пользуясь усвоенной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, дети овладевают некоторыми рациональными способами обследования внешних свойств предметов. Применение их даёт возможность ребёнку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Старшим дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Однако, достаточно высокого уровня познавательной деятельности дети достигают, если обучение в этот период направлено на активное развитие мыслительных операций и является развивающим, ориентированным на «зону ближайшего развития» (Выготский). Логическая форма мышления хотя и доступна шестилетнему ребёнку, но ещё не типична для него.

К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребёнок способен поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, проявить определённые усилия в случае препятствия, оценить результат своего действия. В данном возрасте достаточно развиты ощущения и восприятие. Овладение сенсорными эталонами, как системой словесно обозначенных образов качественно меняет восприятие ребёнка. Развитие сенсорики тесно связано с формированием перцептивных действий.

У детей старшего возраста уже относительно сформированы все анализаторы, на основе которых продолжают развиваться все виды чувствительности. В дошкольном возрасте происходит активное формирование пространственных представлений и способов ориентирования в окружающем пространстве. Формирующиеся пространственные представления оказывают значительное влияние на совершенствование продуктивной деятельности. Значительные изменения наблюдаются в восприятии пространства и времени. Дети седьмого года жизни способны понять, что время нельзя остановить, вернуть, ускорить, что оно не зависит от желания, деятельности человека. Они учатся ориентироваться во времени. Формированию представлений о длительных временных интервалах помогают систематические наблюдения в природе, использование календаря, дневников наблюдения и т.п.

Анализируя развитие познавательных функций важно обратить внимание на гетерохронный характер развития непроизвольной и произвольной памяти. Ребёнок обладает непроизвольной памятью, т.е. легко и надолго запоминает то, что привлекло его своей яркостью и необычностью. Дети старшего дошкольного возраста овладевают собственно мнемической деятельностью, у них формируется произвольная память.

Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, ребёнок использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослые: наглядно-образную, наглядно-действенную, словесно-логическую. Известно, именно наглядно-образное мышление является характерной формой мышления ребёнка старшего дошкольного возраста. Это означает, что ребёнок решает задачи не только в ходе практических действий с предметами, что характерно для наглядно-действенного мышления, но и в уме, опираясь на свои образы (представления) об этих предметах. Старший дошкольник обследует, воспринимает предмет не только практическими, развёрнутыми действиями, он преобразует их, действия переходят в план умственного, скрытого действия. Для успешного решения таких задач, ребёнок должен уметь комбинировать и сочетать в уме разные части предметов и вещей, а кроме того, выделять в них существенные признаки, важные для решения задачи.

В возрасте 6-7 лет складываются познавательные процессы, необходимые для формирования логических форм мышления: анализа, синтеза, обобщения, для формирования умения устанавливать взаимосвязи.

В старшем дошкольном возрасте возникает целенаправленность воображения ребёнка, устойчивость его замыслов. Многие исследования (Б.Г. Ананьева, Л.П. Венгера, В.В. Давыдова) показывают, что старший дошкольник может овладеть существующими связями и отношениями, лежащими в основе тех или иных объектов и явлений, отразить их в форме представлений и элементарных понятий.

В 6-7 летнем возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. В.А. Онищук  считает: «Познавательные мотивы, среди которых ведущим является интерес к знаниям и процессу их добывания, желание узнать как можно больше, расширить свой кругозор, интерес к определённым видам деятельности, являются главными в проявлении познавательной активности». Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума.

Проявление познавательного интереса В.А. Онищук связывает со следующими стадиями:

а)        любопытство - элементарная стадия ориентировки, связанная с новизной предмета, который может и не иметь для ребёнка особого значения. На этой стадии дети могут заинтересоваться тем или иным предметом, но у них ещё не заметно стремление к познанию сущности объектов.

б)        любознательность - стремление подробнее познакомиться с предметом, выйти за пределы видимого и слышимого, расширить свои познания. На этой стадии появляется стремление узнать новое, возникает интеллектуальное чувство радости познания. Дети спрашивают или стараются самостоятельно найти ответы на возникшие у них вопросы;

в)  познавательный интерес - стадия характеризуется тем, что у детей не только возникают проблемные вопросы и познавательные ситуации, но  и  появляется стремление самостоятельно их решать. В центре внимания детей на этой стадии не получение готового материала, готовой информации и не сама по себе деятельность по подражанию или образцу, а проблема, познавательная задача, ситуация, которую следует решить. Дети сами ищут причину, стремясь проникнуть в сущность явления.

Все стадии тесно переплетаются, взаимосвязаны между собой, следуют друг за другом. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления- всё  используется детьми для познания окружающего мира, который выходит за рамки задач, выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Ребёнок начинает ставить перед собой   познавательные   задачи,    ищет   объяснение    замеченным    явлениям.

(B.C. Мухина; А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин ). Полученные данные являются обязательным условием развития мышления детей.

Предпосылки развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста связываются с преобладанием определённых форм активности, возникающих из потребности во внешних впечатлениях (Л.И. Божович, Л.С. Выготский и др.) и из потребностей в общении и деятельности (А.А, Невский, А.И. Сорокина. Интересы начинают формироваться довольно рано и выступают первоначально в форме любопытства. Уже на первом году жизни ребёнка привлекают яркие, красочные предметы, громкие звуки. Однако эта направленность на объект в силу его эмоциональной привлекательности пока что «привязана» к восприятию, т.е. эти интересы не являются познавательными. Эти интересы находят удовлетворение в функционировании органов чувств (Е.Ф. Рыбалко).

Анализ исследований Л.М. Маневцовой  и Н.К. Постниковой позволяют говорить о реальных возможностях воспитания активного познавательного интереса к окружающему. Для развития познавательного интереса необходимо наличие достаточно развитых психических процессов.  Своеобразие познавательного интереса детей дошкольного возраста, по мнению П.Г. Сирбиладзе, заключается в виде эмоциональной отзывчивости на всё новое - любопытство. Постепенно любопытство переходит в любознательность и далее в потребность убедиться в истине. Таким образом, познавательный интерес дошкольников претерпевает изменение по линии углубления и по линии расширения их круга. В связи с тем, что на первоначальном этапе развития познавательного интереса познавательное отношение  слито с деятельностью (Е.Ф. Рыбалко, Л.М. Маневцова, Г.И. Щукина), исследователи указывают на то, что уже в старшем дошкольном возрасте у ряда детей дифференцируется познавательное отношение к окружающему и они связывают это явление с постепенным нарастанием возможностей ребёнка (расширением объёма знаний, умений).

Характерными чертами познавательных интересов являются: многосторонность,   глубина,    устойчивость,    динамичность,     действенность

(А.И. Сорокина).

    Многосторонность - это активное познавательное отношение ко многим предметам и явлениям. Многосторонние интересы характеризуются значительным объёмом знаний, способностью к разносторонней умственной деятельности. Глубина характеризуется интересом не только к фактам, качествам и свойствам, но и к сущности, причинам, взаимным связям явлений. Устойчивость выражается в постоянстве интересов, в том, что ребёнок проявляет интерес к тому или иному явлению длительное время, руководствуясь сознательным выбором. Динамичность заключается в том, что знания, усваиваемые ребёнком, представляют собой подвижные системы, которые легко перестраиваются, переключаются, применяются вариативно в разных условиях и служат ребёнку в его умственной деятельности. Действенность выражается в активной деятельности ребёнка, направленной на ознакомление его с предметом или явлением, в проявлении волевого усилия для достижения цели.

Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые, динамичные и действенные интересы, педагоги формируют личность ребёнка в целом, обогащая его ум.

Познавательный интерес, обладая огромной побудительной силой, заставляет ребёнка активно стремиться к познанию, искать способы и средства удовлетворения «жажды знаний». Этот интерес придаёт мыслительной деятельности эмоциональную окрашенность и повышает её продуктивность. Ребёнок оказывается способен к более длительной и устойчивой сосредоточенности внимания, волевому усилию проявляет самостоятельность при решении умственной или практической задачи. Переживаемые при этом положительные эмоции - удивление, радость успеха, гордость, в случае разрешения задачи, ободрение взрослых - создают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску. Н.А. Менчинская в своих исследованиях показала, что между уровнем развития познавательного интереса ребенка и уровнем знаний об окружающем мире существует взаимная связь. С одной стороны, благодаря познавательному интересу, у ребёнка значительно расширяется кругозор, с другой стороны, знание - важнейший «строительный материал», который является фундаментом развития познавательного интереса. Прочные знания - основа активности ребёнка, они способствуют проявлению живого интереса к действительности. Под влиянием познавательного интереса меняется качество самих знаний, они становятся более полными, яркими, образными. В.И. Логиновой разработаны критерии оценки знания детей и критерии оценки умения детей.

Критерии оценки знания детей:

    Полнота (или объём знаний) - многообразие сторон познаваемого (количество компонентов и признаков каждого объекта). Существенность знаний - выделение существенного в объекте. Обобщённость знаний - выявление сущности целого класса объектов; объективных связей внутри класса. Системность знаний - познание совокупности объективных существенных связей; целостное рассмотрение объектов, воспроизводящее содержание и структуру понятий о них.

Критерии оценки умений:

    Овладение детьми способами познавательной деятельности:

а) сенсорным; б) интеллектуальным анализом, сравнением, умением устанавливать связи, обобщать, систематизировать и пользоваться речевыми умениями.

    Владение средствами познавательной деятельности: умение детей использовать в своей деятельности объекты действительности, иллюстрации, модели. Знания о структуре познавательной деятельности и умение их использовать при решении проблемных ситуаций. (Логинова В.И.).

Процесс приобретения знаний также претерпевает существенные изменения, так познавательный интерес активизирует многие проявления психики: восприятие, внимание, память, воображение. При наличии интереса восприятие ребёнком предметов, явлений окружающего мира становится

более полным, точным. Ребенок легче и прочнее запоминает интересный материал, быстро и образно его воспроизводит. Чем богаче кладовая памяти у дошкольника, тем более развит у него и познавательный интерес, так как условием возникновения последнего является установление связи между имеющимся опытом и вновь приобретёнными знаниями, нахождении в привычном, хорошо знакомом предмете новых сторон, свойств, отношений.

Познавательный интерес влияет не только на уровень умственного развития, но и способствует формированию нравственных качеств личности. В увлекательной деятельности раскрываются положительные черты ребёнка. Устойчивый интерес направляет поведение ребёнка, регулирует его поступки. Поскольку познавательный интерес связан с волевыми усилиями, он является важным стимулом воспитания целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, стремления к завершению деятельности.

Жизнь ребёнка, согретая познавательным интересом, становится более содержательной, насыщенной и радостной.

Познавательный интерес дошкольника отражается в его играх, рисунках, рассказах, труде. Если творческая деятельность протекает успешно, то у ребёнка усиливается желание больше ею заниматься, что благотворно сказывается на развитии познавательного интереса, т.к. реализуясь в деятельности, интерес становится более стойким и осознанным.

О том, что волнует дошкольника, он часто спрашивает взрослых, просит их рассказать, прочитать, показать. В вопросах познавательного характера, задавая которые ребёнок стремится к получению новых знаний, сведений, проявляется пытливость его мысли, любознательность.

На протяжении дошкольного возраста вопросы меняются по форме и по содержанию (А.И. Сорокина, П.Г. Сирбиладзе). В младшем дошкольном возрасте малышей интересует название действий, предметов, их качеств и свойств. Вопросы возникают при непосредственном восприятии предметов и явлений. Ребёнок спрашивает «Что это?», «Кто это?» и, тем самым, ищет ответ у взрослых, которые должны удовлетворять любознательность юного «исследователя».

По мере взросления дети в своих вопросах стараются уточнить полученные знания, задавая вопросы «Как?», «Почему?». П.Г. Сирбиладзе считает вопрос «Как?» более глубоким по своей сути, т.к. он направлен на понимание сущности преобразования того или иного предмета. Ребёнок задаёт вопросы и тогда когда в обычном знакомом он видит что-то новое, необычное. Дальнейшее развитие интереса идёт по пути овладения действиями. Из интереса к действию возникает интерес к трудовой деятельности, появляются тенденции к наблюдению, к размышлению. Определяющим мотивом вопросов старшего дошкольника всё больше и больше становится стремление к знаниям (А.И. Сорокина, П.Г. Сирбиладзе и др.).

Вопросы старшего дошкольника направлены на усиление связей, отношений между предметами и явлениями окружающей действительности, на систематизацию своих представлений, нахождение в них аналогии, общего и различного. Их интересует происхождение, роль человека в создании вещей, предметов, поступки людей и их мотивы. В старшем дошкольном возрасте все вопросы «Почему?» - это стремление детей постичь суть окружающего, понять причины. В этом возрасте главным являются не единичные познавательные вопросы, а их цель. Иногда отдельные вопросы в цепи рассредоточены во времени, что говорит об устойчивости познавательного интереса.

Познавательный интерес проявляется в разнообразных формах деятельности ребёнка (А.И. Сорокина). Отражая в игре различные явления жизни, дети глубже познают их, осмысливают существующие связи между ними, уточняют и проверяют правильность своих представлений. Поиск знаний, пытливость ума обнаруживается наиболее полно тогда, когда то или иное явление возбуждает интерес, питает чувства ребёнка, а необходимых знаний для их выражения нет. Таким образом, можно выделить основные проявления познавательных интересов у старших дошкольников:

    задаёт вопросы познавательного характера; стремится пополнить свои знания об интересующем предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, прочитать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно наблюдает, обращается к теле- и радиопередачам и т.д.); рассказывает взрослым и сверстникам о своих интересах; участвует в беседах о том, что его интересует (проявляет при этом активность, инициативу); способен к длительному сосредоточению внимания, умеет элементарно планировать деятельность, пытается преодолеть возникшие трудности; отражает свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество; ребёнку свойственна увлечённость, эмоциональность, выразительность речи, мимики при проявлении интереса.

В исследовании Н.К. Постниковой  определены педагогические условия формирования познавательных интересов. Во-первых, это обогащение детей знаниями в процессе непосредственной деятельности. Вторым условием является обеспечение высокого уровня умственной активности в процессе деятельности. Эффективным средством, дающим благоприятное содержание и возможность активизации познавательной деятельности, является поисковая, исследовательская     работа    с     детьми.     Эта     работа,    в       исследовании

Н.К. Постниковой, представлена как своеобразный способ организации познавательной деятельности, в котором в единстве представлены труд, наблюдения, опыт. Причём, основой является труд. Такая организация познавательной деятельности даёт возможность для детей самостоятельно раскрывать явления природы во всём многообразии их взаимосвязей и отношений.

Для развития познавательных интересов старших дошкольников необходимо:

    создать условия для активных действий; вовлекать в процесс самостоятельного поиска; ставить вопросы проблемного характера; разнообразить детскую деятельность; показывать детям нужность, важность познавательного процесса; предлагать эмоциональный материал; планировать  достижения   результатов,  положительно  оценивать

(Б.С. Волков, Н.В. Волкова).

Психолого-педагогические исследования ещё раз подтверждают, что дети старшего дошкольного возраста имеют все возможности для становления познавательных интересов.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных технологий, в том числе и информационных, является неотъемлемой частью воспитательно - образовательного процесса. В рамках инновационной деятельности в ОУ созд.