Методическая разработка (средняя группа) по теме:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Югорск

2013

Содержание.

  1. Введение…………………………………………………………………. стр.2
  2. Глава I. Социальное становление человека  на пороге детского сада…. стр.3
  3. Социологический обзор…………………………………………………. стр.5
  4. Как определить наилучший возраст для проведения профориентационной работы. стр.6
  5. Глава 2. Технология проведения профориентационной работы с дошкольниками……………………..стр.7
  6. В чем суть моделирования обучения посредством игры. стр.9
  7. Сюжетно – ролевые игры………………………………………………. стр.11
  8. Современные технологии обучения сюжетно-ролевым играм в социализации   дошкольников. стр.13
  9. Алгоритм взаимодействия воспитателя и детей в сюжетно-ролевой игре………………………………стр.14
  10. Что родители могут рассказать ребенку о выборе профессии………. стр.17
  11. Выбор профессии: на всю жизнь или на время. стр.18
  12. Заключение………………………………………………………………. стр.20
  13. Содержание литературы…………………………………………………. стр.22

                                                    Введение

Социализация – процесс усвоения ребенком образцов поведения, социальных норм и правил, ценностных представлений, умений и навыков, позволяющих ему успешно действовать в обществе.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения стала одной из самых актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

В этом сложном процессе становление человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал.

В данной методической разработке исследуется педагогический аспект проведения профориентационной работы в период начального детства. Профориентация рассматривается, как один из важнейших факторов социализации подрастающего поколения, как своеобразной формой работы, ориентирующей воспитанников на взрослую жизнь.

Профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социальной сети. Приобщаясь к ней, ребенок принимает мир взрослых с его проблемами, успехами, решениями.

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление работы. Из практики видно, что посредством профориентационной работы удовлетворяются важнейшие социальные потребности: ребенок через игру знакомится с атрибутами разных профессий.

Содержание современного дошкольного образования лежит в сфере субъектного опыта ребенка. Образовательный процесс должен способствовать накоплению и расширению субъектного опыта детей, включая рациональный и эмоционально – чувственный опыт. Задачей взрослого становится оказание помощи ребенку осознать этот опыт, обобщить его и зафиксировать в обобщенном виде с помощью игровых моделей.

Актуальность данной методической разработки предполагает результат развития познавательной активности ребенка, подготовку ребенка к взрослой жизни.

Цель методической разработки – внедрение в мир детства субъективную реальность, в которой каждый ребенок познает особенности окружающей жизни.

Задачи:

-      Проследить организацию работы по ранней профориентации дошкольников.

-      Выявить методики работы по ранней профориентации дошкольников.

-      Отследить организацию и планирование сюжетно – ролевых игр для детей средней группы, апробировать различные средства и методики, стимулирующие развитию познавательных процессов посредством сюжетно – ролевых игр.

Таким образом, данная методическая разработка предполагает получение положительного результата для решения поставленных задач через организацию сюжетно – ролевых игр в средней группе.

Проводя практическую работу, можно сделать вывод, что результативность и эффективность обучения зависят от используемых методик, так как они определяют творчество педагога, эффективность его работы, уровень усвоения учебного материала детьми среднего возраста.

ГлаваI Социальное становление человека на пороге детского сада

Важнейшая проблема становления человека с точки зрения общества – обеспечение успешной социализации подрастающего поколения.

Во – первых, социализация – это адаптация личности к обществу путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам людей.

Во – вторых, это формирование собственной позиции и неповторимой индивидуальности, процесс саморазвития и самореализации, в оде которого создается новый социокультурный опыт.

Данные составляющие не противоречат друг другу и определяют двусторонний характер социализации. С одной стороны, общество стремится сформировать социальные стереотипы, стандарты (групповые, этнические, профессиональные и др.), образцы ролевого поведения, и личность должна усвоить этот социальный опыт. С другой – в силу своей природной активности личность развивает тенденцию к автономии, независимости, формированию собственной позиции, неповторимой индивидуальности.

Для современной системы образования гармонизация процессов социализации и индивидуализации ребенка – актуальная задача. Одним из эффектных механизмов, обеспечивающих ее решение, является проведение профориентационной работы в дошкольном образовательном учреждении. В процессе приобщения детей к миру взрослых, профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими, т.е. активно идет осуществление процесса социальной адаптации.

Как показывает практика, познание мира сверстников, взрослых дает возможность приобщаться к ценностям других людей, осознавать свои особенности, предпочтения, интересы.

Это, прежде всего, проявляется в игре. Дети в играх подражают взрослым и воспроизводят их действия, присваивают себе роль. Ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, играм, видам труда или другой деятельности свидетельствуют о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.

Перед педагогами дошкольных учреждений серьезно встает вопрос: «С какого возраста можно начинать работать с ребенком в плане профессионального самоопределения?» Считается, что такую работу можно проводить с подготовительной к школе группы. Однако, проводимый эксперимент показал, что дети начинают мечтать с младшего дошкольного возраста. Сначала о любимой игрушке, о поездке с родителями в зоопарк, а с развитием мечты, оказывается, ребенок получает конкретные наглядные представления о мире, о жизни в этом мире, о труде взрослых. А, следовательно, получать информацию о мире профессий.

Развитие познания – всегда большой собственный интеллектуальный труд. Но это не только и не столько труд запоминания, сколько творческая работа, выражающаяся в постановке к решениям интеллектуальных задач, в поиске новых способов их решения, в постановке собственных вопросов, задач и проблем.

Передовой опыт педагогической науки раскрывает научные основы традиционного обучения, помогает творческому поиску современных, более эффективных методов. Одним из эффективных методов – игра. В дошкольный период она является основным фактором развития психических и познавательных процессов ребенка. Используются занятия и свободная деятельность детей. Формируются знания, интерес, увлечения.

В дошкольном возрасте поиск и исследование выражаются в игровой и творческой активности. Появляются личностные интересы к той или иной деятельности.

Следовательно, заботясь о развитии каждого воспитанника, педагогу необходимо знакомить детей с нормами жизни окружающей действительности.

В своей методической разработке я предлагаю систему работы педагога по введению профориентационной работы с воспитанниками среднего дошкольного возраста.

1.1 Социологический обзор

Выбор профессии – ответственный шаг в жизни каждого человека. И от того, насколько правильным будет этот выбор, зависит будущее благополучие не только отдельного гражданина, но и страны в целом.

Анализ работы с родителями показывает, что не все семьи уделяют серьезное внимание раннейпрофориентационной работе. Родители должны помнить, что ребенок в детском саду проходит первую ступеньку ранней профориентационной работы (см. приложение 3). Это первый этап проходит под названием как эмоционально – образный, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру: людям труда, их занятиям, первоначальным трудовым умениям в доступных видах деятельности (помочь няне расставить посуду, помочь воспитателю полить комнатные растения и т.д.). Существует несколько главных факторов в проведении данной работы:

- Создание предметной среды – одно из условий творческого развития личности ребенка.

-  Оздоровление воспитанников на базе ДОУ.

- Работа с родителями (анкетирование, информационные уголки, конкурсы и др.).

  • Наличие банка данных по сюжетно – ролевым играм

4 – 5 летний возрастной период характеризуется следующими новообразованиями: овладение продуктивным целеполаганием (у детей впервые появляется желание самому создать что – то новое), обогащение и дальнейшее развертывание уже реализованных целей (условие для самостоятельной и творческой деятельности), овладением сочетанием игровой и продуктивных видов деятельности (развитие сюжета).

Таким образом, выделены три направления работы:

  1. Формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей.
  2. Внедрение здоровьесберегающего пространства с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки ребенка
  3. Внедрение инновационных обучающих методик по проведению профориентационной работы.

Вывод: данная методическая разработка указывает на необходимость проведения профориентациооной работы на раннем этапе ее осуществления, на своевременное участие педагогов и родителей в профессиональном становлении ребенка, на планирование фундамента будущего гражданина нашей страны.

1.2 Как определить наилучший возраст для проведенияпрофориентационнойработы?

С какого возраста можно и нужно проходить диагностику профориентации? На этот вопрос у каждого педагога свой ответ.

Рассмотрим первую часть вопроса: с какого возраста можно проходить диагностику профориентации? Десятилетиями специалисты по возрастной психологии, физиологи и практические психологи тщательно изучали характеристики и особенности детей разного возраста. В числе пионеров –исследователей в этой области были А. Гезел, Ф. Сейгл, Т. Бауэр, Б. Уайт, Э. Франус, А.В. Запорожец, Л. Чистович, А.А. Любимская. В результате многолетних исследований были выявлены многие процессы становления личности, в том числе и тот факт, что 90 % показателей, составляющих характер человека, закладываются в возрасте до 34 месяцев после рождения.

В практической психологии существует постоянно подтверждающееся опытом утверждение о том, что к 36 месяцам жизни (к 3 годам) личность полностью сформирована, и дальнейшая динамика жизни либо развивает ее врожденные данные, либо стремится к их угнетению.

Из этих данных становится понятно, почему диагностику профориентации желательно пройти в возрасте именно 3-х лет (см. приложение). Вы сможете познакомиться со своим ребенком и понять причины его поступков и стремлений, из большого списка врожденных способностей и предрасположенностей к специальностям вы можете выбрать ряд более приемлемых для вашей семьи и создать ребенку развивающие условия (отдать в специализированный детский сад, в кружки и т.п.) именно для его врожденных данных. Создавая для ребенка условия, помогающие ему развить свои врожденные способности, вы избежите многих проблем в подростковом возрасте, когда «вдруг, откуда ни возьмись» проявляются негативные черты характера ребенка, а все это не вдруг, все это закономерности, незнание которых не освобождает от их проявления. Зная типы памяти ребенка (которые формируются во время внутриутробного развития), вы сможете построить общение и обучение ребенка максимально удобно и безболезненно для него, а также избежать пресловутого непонимания и отчуждения. На консультации по профориентации вы получаете ответы не только на вопросы о профессиональном развитии вашего ребенка, но и огромное количество информации, касающейся других областей.

Теперь рассмотрим вопрос: в каком возрасте нужно проходить диагностику профориентации? Так, уважая и понимая особенности ребенка, можно помочь ему вырасти счастливым человеком, способным любить и уважать свою семью, окружающих людей. Существует мнение, что ребенок достоин этого только в 15 – 17 лет — это выбор родителей, за который, вполне возможно, ребенок заплатит еще 12 – 15-ю годами жизни, проведенными не в том институте, не на той работе, в браке не с тем партнером и закончит, в лучшем случае, в кабинете психолога, пытаясь самостоятельно разобраться в своей жизни, наломав уже дров. Выбор всегда остается за родителями и ответственность за него тоже, как вечный спутник выбора.

Глава 2. Технология проведения профориентационной работы с дошкольниками

Детский сад является первой важной ступенью подготовки будущих тружеников своей страны. Несмотря на то, что кажется странным такое раннее решение проблемы профориентации, данная работа обусловлена следующими факторами:

- Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для формирования любознательности. Это позволяет формировать у детей активный интерес к различным видам профессий.

- Родители воспитанников являются «живым» профориентационным примером. А для детей младшего дошкольного возраста – это естественный интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Большую роль в формировании представлений дошкольников о профессиональной деятельности взрослых играют сюжетно – ролевые игры профессионально – ориентированной направленности. Следует обратить внимание, что игры группируются с учетом сезонного труда. В играх дети учатся комбинировать непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, фильмов, книг. Постепенно дошкольники начинают повторять действия людей разных специальностей, моделируют профессиональное поведение.

Наблюдения показывают, что в ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разнообразных профессий (врача, строителя, шофера, парикмахера и т.д.). Таким образом, вместе с педагогом разыгрываются целые сценки, в которых дети учатся правильно вести себя, создавать художественные образы по темам: «Мы шоферы», « Я – врач», «Мы строители», «Моя парикмахерская» и т.д. учатся создавать элементы для атрибутов игры, осваивают различные техники по выполнению этих атрибутов, как с педагогами группы, так и их родителями. В работе с детьми среднего возраста по профориентационному направлению ведущая роль принадлежит наглядным и практическим методам обучения, так как у детей в данном возрасте преобладает наглядно – образное мышление (используются наблюдение, рассматривание картин, фотографий, атрибутов). Данная работа предполагает создание определенного фонда учебно – наглядных пособий (подбор иллюстраций, создание фабрики игрушек). Для проведения занятий удачно используются ТСО (видеопросмотры отрывков из произведений детских писателей В.В.Маяковского «Кем быть», С.Я.Маршака «Пожар», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» и т.п.) Предварительная работа: дидактические игры, экскурсии, беседы как индивидуальные, так и групповые, чтение худ.произведений.

Как известно, любое обучение дошкольников проходит на диалоге, что способствует социализации дошкольников, формирует у них отношение к профессии.

Таким образом, в средней группе детского сада выделяются два самых важных направления деятельности – работа по интеллектуально – познавательной деятельности, включающая вопросы ранней профориентации и проведение предварительной работы, направленная на знакомство с видами разных профессий и работа по воспитанию здорового дошкольника.

Все основные пути реализации проходят через формирование личности воспитанника с учетом особенностей физического, психического развития, индивидуальных возможностей. В первую очередь, это внедрение здоровьесберегающего пространства с целью оптимизации интеллектуальной нагрузки ребенка. Далее апробирование инновационных обучающих методик по профориентации и внедрение в практику.

Следовательно, конкретные наглядные представления о мире профессий ребенок начинает получать уже с 2,5 – 3 лет. Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!

Уважаемые взрослые, должны помнить! Как сами играли в шофера, в доктора, учителя. И, как показывает практика, этот список очень важно расширять, чтобы у ребенка создавалась наглядная основа, на которой базируется профессиональное самосознание.

Применяя на практике образовательную комплексную программу «Успех» авторы С.Г.Доронов, Т.И.Гризик, М.Ю.Парамонова и др. советуют педагогам использовать наглядный характер обучения. В связи с этим надо менять функции наглядности, ее характер и использование в воспитательно – образовательном процессе.

Современные подходы к организации образования детей среднего дошкольного возраста предполагают включение дидактических средств в предметно – развивающее пространство. Из практики можно утверждать, для того, чтобы наиболее точно изложить учебный материал, необходимо найти способы изложения (наглядные, проблемно – исследовательские, поисковые и пр.).

Положительные стороны предметно – развивающего пространства неоценимы:

  1. Углубление практических знаний воспитанников;
  2. Выявление интересов, склонностей;
  3. Развитие интереса;
  4. Умение совершать действия.

Использование игрового пространства позволяет:

  1. Индивидуализировать обучение посредством игрового пространства;
  2. Актуализировать знания и умения, имеющиеся у дошкольников;
  3. Позволяет каждому участнику участвовать в игровом процессе;
  4. Помогает выполнить игровую работу в собственном ритме;
  5. Использовать полученные знания в практическом применении;
  6. Принимать во внимание деятельность других детей;
  7. Предугадывать игровой замысел;
  8. Корректировать и развивать игровой сюжет.

В чем суть моделирования обучения посредством игры?

1. Создаются условия, при которых воспитанники самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из окружающего пространства, учатся пользоваться приобретенными знаниями при решении поставленных задач, приобретают коллективные игровые умения, развивая интерес, познавательную активность.

Основой метод сюжетно – ролевой игры – это его практическая направленность на обучение, с помощью которого приобретенные знания закрепляются практическими умениями.

Для достижения такого результата воспитанники должны обладать способностью видеть и решать игровые проблемы