Скачать:

Предварительный просмотр:

Влияние экологического воспитания на эмоциональное благополучие детей

Воспитатель Судоргина Т.И.

Дошкольное детство – это период развития ребенка, в котором начинает складываться его эмоциональная сфера. Ребенок этого возраста чуток и отзывчив. Поэтому, именно в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как в этот период накапливаются яркие, образные, эмоциональные впечатления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру. Природа – могущественный фактор воспитания. Она – источник радостных переживаний для ребенка. Общение с природой дает детям много полезных знаний, навыков, умений, развивает любознательность. Наблюдая за явлениями природы, важно научить ребенка «смотреть» и «видеть».

Целью экологического воспитания детей является формирование экологической воспитанности ребенка, являющейся закономерным результатом его приобщения к экологической культуре в ходе экологического образования. А формирование экологической воспитанности осуществляется решением следующих задач:

1. Развитие у детей экологических представлений, знаний о ценности     природы и правилах поведения в ней.

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами.

3. Накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с  природой.

Успех решения этих задач я вижу в обеспечении следующих условий:

    Личная готовность воспитателя к осуществлению экологического образования детей. Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения. Построение экологически развивающейся среды в дошкольном учреждении. Активное участие родителей в воспитательном процессе. Установление связей со школой общественными организациями, учреждениями дополнительного образования.

Экологическая воспитанность дошкольника выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интерес к природным объектам; желание и умение заботиться о живом.

В своей работе я придерживаюсь принципа научности, поэтому выделила следующие составляющие комплексного подхода к экологическому воспитанию:

    Единство и взаимосвязь живого и неживого. Приспособление живого существа к условиям обитания. Многообразие живого (люди, животные, растения). Единство человека и природы. Разумность и гуманность человека. Системное строение природы. Целостность природы.

Эффективность всей намеченной работы обусловливается тем, насколько грамотно строится взаимодействие с детьми.

В начале работы мною проведена диагностика экологической воспитанности, включающая изучение характера отношения дошкольников к природе, особенностей их экологических представлений и умений осуществления деятельности с природными объектами.

Для того, чтобы дети могли освоить программу экологического образования, я наметила план ее реализации, продумала организацию педагогического процесса, ведь успех определяется тем, насколько системно ведется работа.

Здесь просматривается взаимосвязь трех основных блоков:

    Занятия как специально организованная форма обучения. Совместная деятельность педагога и детей. Самостоятельная деятельность детей.

Реализуя в своей работе первый блок, широко использовались экскурсии и занятия, включающие в себя наблюдения за животными и растениями, изодеятельность экологической тематики, ознакомление с трудом взрослых в природе, обучение детей труду по уходу за растениями и животными, развитие речи (составление рассказов о природе, придумывание экологических сказок, этические беседы), формирование обобщенных представлений о природе (обобщающие беседы, классификация представлений о природе, беседы с использованием моделей, занятия в форме дидактической игры).

Целенаправленно проводимая работа дала возможность детям овладеть различными способами познавательной деятельности. Занятия проводились таким образом, чтобы ребенок постепенно переходил от усвоения фактов к установлению связей между ними и обобщению полученных представлений.

Помимо занятий познавательного цикла, я широко использую отражательную деятельность ребенка: по изодеятельности, музыкальные, трудовые. На занятиях по развитию речи дети составляют описательные и сравнительные рассказы о природных объектах, работают с детской природоведческой книгой, беседуют о природе и ее охране.

Цикл занятий по экологическому образованию я посвятила освоению представлений о человеке, как живом организме и социальным существом. На таких занятиях использовала разнообразные исследовательские действия, элементы опытов самонаблюдения.

Большое место в моей работе занимает совместная деятельность воспитателя и детей, что обусловлено важностью накопления каждым ребенком личного опыта экологически правильного взаимодейтсивя с природой. Поэтому второй блок предполагает позицию равного партнерства взрослого и ребенка. Здесь я использую наблюдения в уголке природы, на прогулке; целевые прогулки в природу; дидактические игры развивающего характера. Не менее важен рассказ воспитателя, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, пейзажных картин известных художников. Опыты, поисковая деятельность, ведение календарей природы, дневников наблюдений, экологические досуги и праздники – все это способствует развитию экологического мышления.

В третьем блоке дошкольникам предоставляется возможность действовать самостоятельно и свободно, применяя накопленный опыт экологически правильного взаимодействия с природными объектами. Самостоятельная активность детей включает в себя разные виды игр; экспериментирование; уход за растениями и животными уголка природы; изготовление поделок из природного материала.

Возможность самостоятельной деятельности в природе обусловлена созданием в ДОУ экологически развивающей среды. В групповой комнате организована зеленая зона уголка природы, уголок природных ископаемых и живой уголок. На территории детского сада создана экологическая тропа и микропейзаж. С детьми организуется труд в природе, где работа в цветнике и миниогороде приносит детям большое удовлетворение результатами своего труда.

Огромную роль в экологическом воспитании детей имеет работа с коллективом родителей. Учитывая, что не все родители достаточно компетентны в экологическом плане, для них проводятся консультации, родительские собрания на темы «Ребенок и природа», «Берегите природу», «Лекарственные растения и способы их применения». Стало традицией проводить совместные с родителями выставки поделок из природного материала: «Дары природы», «Прекрасное – своими руками», «Природа и фантазии».

Для родителей предложены ряд правил поведения в природе, которые должны выполнять их дети:

    в природе будь вежливым гостем у добрых хозяев; старайся ничего, кроме знаний и впечатлений, не уносить с тропинки; не нарушай дружбу растений и животных с человеком, оставь природу в сохранности и целостности; замечай, запоминай, записывай, зарисовывай интересное увиденное тобой.

Результаты своих наблюдений дети отражают в рисунках, которые выставляются на конкурсах по темам «Небо будет живым, пока в нем будут птицы», «Что за чудо – старые деревья», «Знакомые незнакомцы» (о насекомых). А прекрасные слова Н. Сладкова «Нет в природе ни полезных, ни вредных – одни только необходимые» мы взяли эпиграфом к выставке детских рисунков, посвященных лесным обитателям.

Такая систематическая и целенаправленная работа по экологическому воспитанию, несомненно, дает позитивные результаты. У детей стали более совершенными познавательные умения. Они лучше понимают последствия поступков и осознают важность соблюдения правил и норм поведения в природе. Полученные на занятиях знания дали возможность детям творчески применять их в повседневном общении с природой.

Известно, что труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, т. е. сочувствия, сострадания живым существам. Поэтому не трудно было заметить, как радуются дети, когда видят результат своей помощи нуждающимся. Большое удовлетворение приносит детям опытническая деятельность, в которой им предоставляется возможность участвовать самим.

Играя с растениями и животными, дети научились распознавать настроение живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости. А художественно-творческая деятельность, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогли детям закрепить полученные знания умения и навыки.

Таким образом, в результате повседневной работы по экологическому воспитанию детей значительно повысился уровень их экологической воспитанности, который выражается в качественно новом отношении к природе.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

В своей работе использую современные технологии: ТРИЗ, мнемотехнику, сказкотерапию, кроме того чтение и просмотр художественных произведений, загадок и проч. В совместной с детьми деятельности и.

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб.

Эмоциональное благополучие ребенка, как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.