Скачать:

Предварительный просмотр:

На современном этапе развития общества первой и важной ступенью системы непрерывного образования человека является дошкольное образование. Именно поэтому начальное образование детей необходимо выстраивать с ориентацией на общую идеологию модернизации общего образования в России, в соответствии с которой в приоритете находится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а определенный набор ключевых компетентностей.

Именно в старшем дошкольном возрасте достижения в развитии детей свидетельствуют о становлении у них начальных ключевых компетентностей. Компетентность при этом можно рассматривать в качестве интегральной характеристики человека, которая проявляется в общей способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.

Учебно-познавательную компетентность можно рассматривать как некий целевой ориентир показателя эффективности и качества образования детей старшего дошкольного возраста и в качестве готовности к самостоятельному решению задач, связанных с освоением содержания образования и способов получения знаний на основе развития основных познавательных процессов.

Актуальность формирования и значение учебно-познавательной компетенции старших дошкольников можно выразить в следующих аспектах. Актуальность изучения особенностей эффективности формирования учебно-познавательной компетенций детей обусловлена рядом факторов:

1. Фактором, который призван формировать методы и способы познавательной деятельности.

2. Фактором, оказывающим влияние на повышение мотивации и познавательной активности.

3. Фактором, позволяющим заниматься самообразованием в течение всей жизни.

4. Готовностью к плодотворной практической деятельности в будущем.

Таким образом, не вызывает сомнения тот факт, что необходимо создать эффективные условия для развития учебно-познавательной компетентности дошкольников. Для создания эффективной среды формирования данной компетенции необходимо систематически отслеживать особенности ее структуры, результатов, что дает возможность корректировки целей, задач, методов и средств создания системы по формированию учебно-познавательной компетентности дошкольников.

Решению данной проблемы может способствовать создание системы педагогического мониторинга учебно-познавательной компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Педагогический мониторинг представляет собой важнейший инструмент проверки и оценки эффективности не только всего содержания образования дошкольного учреждения, но и служит основой для коррекции деятельности субъектов учебно-познавательной компетентности. Стоит отметить, что разработка и внедрение системы непрерывного отслеживания состояния процесса формирования той или иной компетентности предполагает решение целого ряда сложных научных и организационных вопросов, в числе которых создание инструментария диагностики, позволяющего отследить динамику развития какой-либо компетентности дошкольников. В нашем случае - учебно-познавательной.

В связи с вышеизложенным возникла проблема создания нового опыта управления развитием системой мониторинга, учитывающего специфику, динамичную социальную среду и ресурс дошкольного учреждения. Поэтому мы считаем, остро стоит необходимость глубокой научно-педагогической разработки проблем совершенствования системы педагогического мониторинга в деятельности дошкольного учреждения с целью повышения эффективности процесса формирования учебно-познавательной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Исследователи уделяли огромное внимание изучению вопросов использования мониторинговых исследований в учебно-воспитательном процессе учебных заведений. В результате данных исследований были сформулированные важные теоретические и инструментальные выводы, касающиеся особенностей внедрения и применения мониторинговых исследований в общеобразовательные учреждения.

Процесс управления качеством учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждение был рассмотрен с разных точек зрения в работах С.Г. Ашмаркина, П.Ф. Анисимова, Ю.В. Громыко, В.В. Давыдова, М.Е. Дуранова, Е.С. Заир-Бека, Р.Г. Каменского, В.М. Монахова, О.Г. Прикот, В.И. Слободчикова, А.П. Тряпицыной и др.

В работах А.П. Беляевой, Г.М. Борликова, В.В. Краевского, О.Е. Лебедева, КН. Петухова, В.П. Симонова, А.Г. Соколова, Т.И. Шамовой обоснована важность и злободневность использования мониторинговых исследований в управлении качеством образования.

Вопросы, касающиеся проблеем организации мониторинга качества обучения увидели свет в работах таких ученых как В.А. Кальней, А.Н. Майоровой, Д.Ш. Матроса, Н.Н. Мельниковой, О.А. Митиной, В.А. Мокшеевой, Н.П. Пищулиной, П.И. Третьяковой, Т.Н. Шамовой, С.Е. Шишова и др.

Считаем необходимым отметить что, невзирая на уже имеющийся опыт изучения сущностных характеристик мониторинга качества образования, проблем его организации и использования в практике работы образовательного учреждения, на сегодняшний день, тем не менее, существует необходимость дальнейшей проработки данных вопросов в связи с постоянно модернизирующимся образовательным процессом в государстве. Мы считаем, что модернизацию любого образовательного учреждения, учебно-воспитательного процесса в данном учреждение нельзя осуществить «сверху», перемены должны происходить непосредственно во взаимодействии с субъектами и объектами образовательного процесса. Этот процесс будет тем успешнее, чем более целенаправленно и научно обоснованно осуществляется управление качеством образовательного процесса.

Поэтому осуществленный анализ имеющихся научных знаний и реальной педагогической практики дал нам возможность детерминировать теоретические проблемы сущностного содержание педагогического мониторинга в изучение качества учебного процесса в виде следующих противоречий между:

-  уже имеющейся в данный момент системы педагогического мониторинга образовательного процесса и актуальностью ее совершенствования, оптимизации с учетом быстро меняющейся окружающей среды того или иного образовательного учреждения;

-  достаточно высокой возможностью различных диагностических методов, в частности, мониторинга, применяемых в педагогической практике, и получением не всегда актуальной эмпирической информации, необходимой для выстраивания эффективной системы управления качеством образования в условиях модернизации российского образования.

Исходя из существующих противоречий мы определили проблему данного научного исследования, которая заключается в обосновании научно-педагогических основы мониторинга качества образования в ДОУ, а в частности мониторинга учебно-познавательной компетентности у детей старшего дошкольного возраста.