НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка — детский сад №18 «Теремок»

Викторова И.В.

воспитатель

На современном этапе развития нашего государства, на фоне экономических и политических изменений, целью воспитательно-образовательного процесса является всесторонне развитие ребенка.

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Последнее десятилетия психологи и педагоги активно ищут выход из ситуации, проводя исследования с целью поиска новых методологических подходов к проблеме становления индивида как личности и творческой индивидуальности в современных условиях. Активно ведутся разработки новых образовательных программ и педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес и любознательность. В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у дошкольников художественно — эстетического вкуса, формирование у них творческих умений и навыков, осознание ими чувства прекрасного.

Таким образом, актуальные проблемы педагогической теории и педагогической действительности, необходимость их решения определили мою тему самообразования«Нравственное воспитание через развитие художественно-эстетических способностейдетей дошкольного возраста».

Теоретические подходы к проблеме художественно – эстетического воспитания детей дошкольного возраста .

Сущность художественно-эстетического воспитания.

Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении — везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед ОУ.

В книге «Ребенок в мире творчества» под редакцией Н. Варкки можно найти такую формулировку: «Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве».

Запорожец И.Д. определяет художественно-эстетическое воспитание как «Организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает».

Итак, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни.

Существуют различные определения понятия «художественно-эстетическое воспитание»:

Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.

Во-вторых. это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве, жизни, и оценивать ее.

В-третьих. задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.

И, наконец,в-четвертых. — развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие творческих умений и навыков.

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно — эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия способствуют развитию у детей мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Таким образом, можно считать, что цель художественно-эстетическое воспитание, это — воспитание целостной гармонически развитой личности.

Любая цель не может рассматриваться без задач. Большинство педагогов выделяют III ведущие задачи:

Во-первых, это создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений. Суть этой задачи состоит в накоплении разнообразного запаса звуковых, цветовых и пластических впечатлений. Педагог должен умело подобрать по указанным параметрам такие предметы и явления, которые будут отвечать нашим представлениям о красоте. Таким образом, будет формироваться чувственно-эмоциональный опыт. Необходимы также конкретные знания о природе, самом себе, о мире художественных ценностей.

Вторая задача состоит в «формировании на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы, явления, и наслаждаться ими».

Третья задача связана с формированием у каждого ребёнка художественно-эстетической творческой способности.

Главное состоит в том, чтобы «воспитать, развить такие качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты».

Рассмотренные нами задачи частично отражают сущность художественно-эстетического воспитания, однако мы рассмотрели лишь педагогические подходы к этой проблеме. Помимо педагогических подходов существуют и психологические.

Их суть состоит в том, что в процессе художественно-эстетического воспитания у ребенка формируется эстетическое сознание. Эстетическое сознание педагоги и психологи подразделяют на ряд категорий. О таких категориях как эстетическая оценка, суждение, переживание мы упоминали ранее. Наряду с ними важнейшим элементом эстетического сознания является эстетическое восприятие.

Восприятие — начальный этап общения с искусством и красотой действительности. От его полноты, яркости, глубины зависят все последующие эстетические переживания, формирование художественно-эстетических идеалов и вкусов.

Вся система художественно-эстетического воспитания нацелена на общее развитие ребенка, как в эстетическом и художественном плане, так и в духовном, нравственном и интеллектуальном. Это достигается путем решения следующих задач:

- овладения ребенком знаниями художественно-эстетической культуры;

- развития способности к художественно-эстетическому творчеству и развития эстетических психологических качеств человека.

1.1.Особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольном возрасте.

Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему миру — сложный процесс, в основе которого лежит правильное, гармоничное развитие чувств.

Чувство – особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием к потребностям человека. Формирование художественно-эстетических чувств начинается с раннего детства. Дошкольный возраст – это период первоначального фактического складывания личности. Дети дошкольного и младшего школьного возраста с большим желанием строят замки и крепости из снега, мокрого песка или кубиков, забивают гвозди, с не меньшим старанием рисуют карандашами, красками или мелом. Педагоги должны всегда поддерживать, а не тормозить эти естественные потребности детей.

Психологивыделяют IIIосновных направления психического развития детей дошкольного возраста:

Формирование личности.

ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать;

усложняется эмоциональная жизнь ребенка, обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

II.Расширение сферы деятельности ребенка.

ребенок осваивает цели и мотивы различных видов своей деятельности;

формируются определенные навыки, умения, способности и личностные качества (настойчивость, организованность, общительность, инициативность, трудолюбие).

III.Интенсивное познавательное развитие.

происходит усвоение сенсорной культуры языка;

совершается восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;

развиваются виды и свойства памяти, внимания, воображения;

происходит становление наглядных форм мышления и развитие знаково-символических функций сознания.

Сущностные художественно-эстетические качества личности закладываются в раннем периоде детства и сохраняются в более или менее неизменном виде на всю жизнь. Но именно в дошкольном и младшем школьном возрасте художественно-эстетическое воспитание является одной из главных основ всей дальнейшей воспитательно-образовательной деятельности.

На этапеот 2,5 до 3-5 лет происходят следующие изменения:

овладение сенсорными эталонами, которые помогут детям освоить цвета, формы, размеры;

обогащение содержания творческой деятельности;

овладение «языком» творчества.

В этот период совершается качественное изменение в творческой деятельности ребенка. Он самоопределяется, проявляет собственное «Я» при создании продуктов творчества. Он рисует, лепит для себя, вкладывая в это собственный опыт и свое видение предмета, явления. В это время для детей главное – выразить свое мироощущение, через цвет, форму, композицию. У детей проявляется предпочтение к тому или иному цвету, интерес к детализации, выделению характерных признаков предмета, появляется любимая тематика у мальчиков и девочек.

В возрасте от 5 до 7 лет у детей развиваются изобразительные способности, воображение, художественное мышление при создании сюжетных и декоративных композиций.

На протяжении всего дошкольного периода происходят изменения восприятия, от простых попыток рассмотреть и ощупать, не отвечая на вопрос, каков предмет, до стремления более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет, выделяя наиболее заметные особенности.

Усвоение детьми системы сенсорных эталонов существенно перестраивает их восприятие, поднимая его на более высокий уровень.

В процессе познавательной деятельности дети овладевают систематизированными знаниями о чувственных качествах предметов.

Сенсорная культура имеет большое значение для художественно-эстетического воспитания. Умение различать цвета, оттенки, формы, сочетания форм и цветов открывает возможность лучше понимать произведения искусства и получать потом от этого удовольствие.

Ребенок учится создавать образ, овладевает способностью передавать присущие предметам свойства, форму, строение, цвет, положение в пространстве, свои впечатления, усваивает знания о материалах, используемых для передачи изображения, создания художественного образа.

Овладение изобразительно-выразительными навыками приобщает детей к элементарной творческой деятельности.

Следующая особенность художественно-эстетического воспитания связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов. Формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения.

К концу дошкольного возраста ребенок может переживать элементарные эстетические чувства и состояния. Ребенок радуется красивому банту на голове, любуется игрушкой. В этих переживаниях сначала отчетливо выступает прямая подражательность взрослому, в виде сопереживания. Поэтому, общаясь ребенком, взрослые должны обязательно подчеркивать эстетическую сторону предметов, явлений и их качеств словами: «Какая красивая, пушистая белка», «Как нарядно одета кукла».

Поведение взрослых, их отношение к окружающему миру, к ребенку становится для малыша программой его поведения, поэтому очень важно, чтобы дети видели вокруг себя как можно больше доброго и красивого.

Большое значение в художественно-эстетическом воспитании имеет народное декоративно-прикладное искусство. Воспитатель должен знакомить детей с изделиями народных мастеров, тем самым прививая ребенку любовь к Родине, родному краю, к народному творчеству, уважение к труду.

Художественно-эстетическое воспитание должно вызывать активную деятельность дошкольника. Важно не только чувствовать, но и создавать нечто прекрасное. Обучение, которое целенаправленно осуществляется в ДОУ, направлено также и на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют такие занятия, как: музыкальное, хореография, «Введение в художественную литературу», «Путешествие в прекрасное», рисование, аппликация, лепка, конструирование. Особенно если педагог на занятиях учит детей подбирать формы, цвета, составлять красивые орнаменты, узоры и обязательно устанавливать пропорции.

Формирование первых эмоционально-эстетических оценок, воспитание художественного вкуса во многом зависит от игры.

Общеизвестно влияние художественных игрушек на художественно-эстетическое воспитание детей. Примером служат народные игрушки: матрешки, веселые дымковские свистульки, поделки, сделанные вручную. Пример воспитателя, его эмоциональная отзывчивость на красоту особенно необходимы детям для становления их собственного художественно-эстетического вкуса. Необходимо знать, что художественные и эстетические чувства, так же как и моральные, не являются врожденными. Они требуют специального обучения и воспитания.

Организуя последовательно усложняющуюся систему заданий, обучая детей эстетическому видению и грамотному изображению окружающего мира, можно научить детей не только воспринимать картину, но и видеть в ней предмет искусства.

Чувства, в том числе и художественно-эстетические – специфическая форма отражения окружающей действительности. Поэтому они не могут возникать и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образы прекрасного.

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание очень важно для всестороннего развития ребенка. Азы художественно-эстетического воспитания закладываются при участии взрослых уже сразу после рождения ребенка и продолжают свое становление долгие годы. Очень большую роль в художественно-эстетическом воспитании играют семья, детский сад и школа, поэтому родителям, педагогам надо постараться создать такую атмосферу, чтобы у ребенка как можно быстрее развились такие эстетические чувства, как чувство прекрасного, художественного вкуса.

1.2.Пути и средства художественно-эстетического воспитания.

Для того, чтобы творчество, произведения искусства оказывали эффективное воздействие на художественно-эстетическое развитие личности, а личность испытывала потребность в наслаждении прекрасным, необходимо создать основу, фундамент для творческих способностей.

На мой взгляд, наиболее приоритетными средствами формирования художественно-эстетического воспитания являются:

- ознакомление детей с творчеством как сущностью эстетического отношения к окружающему миру;

- доступные возрасту виды художественно-творческой деятельности;

- активная педагогическая деятельность;

Творческая деятельность как средство художественно-эстетического воспитания.

Эстетическая сущность творческой деятельности

Дошкольный возраст — это период, когда творческая деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Что же представляет собой творчество?

Творчество -это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения для совершенствования материальной и духовной жизни общества.

Истоки творческих сил человека восходят к детству, к той поре, когда творческие проявления во многом произвольны и жизненно необходимы.

Концепция дошкольного воспитания рассматривает воображение и творчество как предпосылки формирования базиса личностной культуры.

Интерес к творческой деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Заключение

Проблема нравственно — эстетического воспитания довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило мне провести тщательный анализ литературы по этой проблеме и сделать следующие выводы.

Художественно — эстетическое воспитание действительно занимает важное место во всей системе воспитательно-образовательного процесса, так как за ним стоит не только развитие художественно-эстетических качеств человека, но и всей личности в целом: ее сущностных сил, духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений мировоззрения.

Воспитательное значение имеет и природа, и труд, и окружающая нас действительность: быт, семья, межличностные отношения, — все, что может быть прекрасным.

Как основной носитель прекрасного, искусство также является средством художественно-эстетического воспитания.

Анализируя литературу, я сделала вывод, что детское творчество является одним из основных средств художественно-эстетического воспитания.

На мой взгляд, реализуя полноценное художественно-эстетическое воспитание и развитие ребенка, воспитатель обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные художественно-эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Литература

Азаров Ю.П. Искусство в оспитывать. М. Просвещение, 2005.-127с.

Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М. 1996

Варкки Н. Ребенок в мире творчества: Творческое и эстетическое воспитание дошкольников / Н. Варкки // Дошкольное воспитание. – 2003. — №6. — С.57-67.

Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребенок. – М. 1992.-с.156.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М. Педагогика, 1991.

Григорович Л.А. Развитие творческого воображения. — М.,2007.-175 с.

Гусев Е.О. Творческий процесс и художественное восприятие. Л. 2008.-94с.

Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников / О.М.Дьяченко.- М. Педагогика, 1986.

Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Пособие для воспитателя дет.сада / Т.Г. Казакова. — М. Просвещение, 1999.

Мелик-Пашаев А.А. Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству / А.А.Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. – СПб. Питер, 1999.

Обухова Л.Г. Психология детства. М. 2002.-263с.

Фокина Т. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т.Фокина // Дошкольное воспитание. – 1999.-№1.-с.35-38.

Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М. Педагогика, 1992.

Эльконин Д.Б. Детская психология. М. 1990.-197с.

Эстетическое воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей дет.сада / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М. Просвещение, 1999.