Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности

Речевое развитие дошкольного возраста в разных видах деятельности.

«Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь

много ума, чтобы пользоваться им»

Г. Гегель.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесна связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Детский сад- это первая ступень образования, и на нас педагогов ложится огромная задача: заложить основу, базис личностной культуры.

Работая над развитием речи дошкольников ставлю перед собой цель:

Способствовать активизации речи детей в разных видах деятельности.

Для этого решаю следующие задачи :

–Создать в группе развивающую среду;

-Развивать все компоненты устной речи: грамматический строй речи, связную речь;

-Формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи;

-Развивать мелкую моторику рук.

Считаю, что качество и результативность проводимой мной работы зависит от многих условий. В первую очередь к ним относится создание развивающей среды в группе. В группе созданы все условия для развития речи детей:

«Речевой уголок» (В нем размещены все необходимые для индивидуальной и подгрупповой работы: сюжетные и предметные картинки, пособия по развитию речи, дидактические игры) .

«Театральный уголок»

(Очень важна для ребенка театральная деятельность. Участвуя в спектакле дети обмениваются информацией, что способствует общению детей, взаимодействие и сотрудничество между ними. Для обучения детей средствам речевой выразительности используется артикуляционная гимнастика: «Лошадка», «Чистим зубы», «Заводим мотоцикл» и т. д)

«Сюжетно –ролевые игры по ознакомлению с социальной действительностью»

(Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребенок разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее. Развивается диалогическая речь.

«Книжный уголок»

(Необходимый элемент предметно развивающей среды. В нем выставляем различные книги, портреты писателей. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать.

В свой работе использую различные методы и формы:

Методы речевого общения

Наглядный

Практический

Словестный

Формы работы с детьми

. Непосредственно – образовательная деятельность. Составление описательных рассказов

Решаю задачи из всех разделов программы: развиваю навыки и умения, которые трудно сформировать в других видах деятельности; помогаю реализовать возможности речевого развития.

Также использую музейную педагогику. Она помогает интегрировано решать задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Формы и методы ее работы способствуют развитию и совершенствованию коммуникативно-речевых, познавательных, творческих компетенций ребенка-дошкольника. Реализует актуальнейшую на сегодняшний день задачу современного образования – научить ребенка учиться и познавать.

Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Развитие связной речи посредством художественной литературы.

. Художественная литература является одним из основных средств речевого развития ребенка. На занятиях по ознакомлению с художественной литературой знакомлю детей с различными жанрами детского фольклора, со стихами и рассказами. Значительно чаще рассказываю им о писателях, знакомлю с историей произведения, расширяю и усложняю круг чтения детей. Художественная литература служит действенным, нравственного и эстетического воспитания. Развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции и словарный запас. Большим плюсом в работе с детьми по речевому развитию является то, что нам помогают сотрудники детской библиотеки, с которыми совместно проводятся мероприятии для детей: «Библиобус», инсценировки сказок, выставки, обзор литературы.

. Художественное творчество и развитие речи

Изобразительная деятельность имеет большое познавательное и воспитательное значение. Художественное творчество - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. В процессе продуктивной деятельности детей учим анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине.

Развитие речевого общения через игровую деятельность

Через игру побуждаю детей к общению друг с другом.а сюжетно-ролевая игра способствует:

- закреплению навыков пользования инициативной речью,

- совершенствованию разговорной речи,

- обогащению словаря,

-формированию грамматического строя языка и т. д.

Развитие речи средствами дидактической игры

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

С помощью дидактических игр обогащается словарный запас детей. Так же они используются для закрепления словаря детей (существительные, прилагательные, глаголы, названия цвета, пространственные понятия, предлоги и т. д.). Развивается речь, память, внимание, логическое мышление, зрительная память. Закрепляется культура поведения, навыки общения.

Развитие речи на прогулке

Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательный способ развития речи ребёнка. Территория детского сада разнообразная: здесь растут берёзы, сирень. В тёплое время года клумбы пестрят цветами. На прогулках дети отмечают все, что они видят вокруг себя и стараются выразить свое впечатление словами.

Подвижные игры в речевом развитии

Подвижная игра направлена на достижение определённых целей воспитания и обучения.

Во время игры стремлюсь к побуждению у детей подражательной речевой деятельности, расширению объема понимания речи и словарного запаса. Это достигается путем проговаривания вместе с детьми потешек, стихотворений, словесного сопровождения подвижных игр.

Подвижные игры бывают:1. С разнообразными движениями и пением: «У соседа лучше», «Ровным кругом», «Карусель», «Курочка и цыплята», «Воробушки и автомобиль», «Совушка»

2. С бегом: «Перемени предмет», «Найди себе пару», «Ловишка», «Поймай ленту», «Хитрая лиса»

3. С прыжками: «Кролики», «Не оставайся на полу», «Мой веселый, звонкий мяч», «Удочка», «Лягушки и цапля»

4. С подлезанием и лазанием: «Лиса в курятнике», «Медведи и пчелы», «Пожарные на учении»

5. С метанием и ловлей: «Охотники и зайцы», «Мяч водящему», «Мяч в корзину», «За мячом»

6. На ориентировку в пространстве: «Волшебные елочки», «Перелет птиц», «Осенние листочки», «Цветные автомобили», «Найди свой домик»

7. Хороводные игры: «Эхо», «Горшки», «Мышеловка»

8. С мячом

Работа с родителями

Организовать работу с родителями необходимо так, чтобы в более короткие сроки сделать родителей своими союзниками и активными участниками. В нашем ДОУ используются различные формы работы с родителями: индивидуальная (беседа, консультации и рекомендации) ;

информационно-практическая (тематические консультации, информационные стенды, папки-передвижки, родительские собрания, открытые просмотры занятий, неделя открытых дверей, групповые открытые занятия с участием родителей и библиотека для родителей) ;

информационно-аналитическая (анкетирование и опросы.)

Так же проводим беседы по просьбе логопеда, передаем домашнее задание.

Рекомендации родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии