Развитие интеллектуальных и творческих способностей у старших дошкольников. Программа. Конспекты

Страниц: 243

УДК: 372.3/.4

ISBN: 978-5-7057-4333-9

Подробное описание

Подробное описание

Введение

Возрастание разнообразия и сложности процессов, происходящих в современном мире, обусловливает необходимость обучения, воспитания и развития людей, обладающих творческим воображением, мышлением и способностью к нестандартному разрешению проблем, так как именно они определяют прогресс человечества. Дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Они представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем. За рубежом давно подсчитали: материальные средства, вложенные в развитие творческих способностей в дошкольном возрасте, через 15?20 лет дают экономике 7-кратную прибыль.

Сегодня, более чем когда-либо, фактором времени являются перемены. В настоящее время, в связи с введением ФГОС ДО, происходит изменение традиционной модели дошкольного образования. Детский сад с учебно-дисциплинарной схемой взаимодействия взрослого и ребенка уходит в прошлое, а на смену ему идет гуманистическая направленность дошкольного образования, проявляющаяся в организации личностно ориентированной модели развития ребенка, его творческого потенциала.

Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического компонента мышления (возможность алгоритмизированного, поэтапного обучения) и творческого компонента мышления. Развитие творческого мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти дошкольника, к превращению их в произвольные, регулируемые процессы. Развивая у ребенка творческий подход к решению любой поставленной задачи, мы даем ему возможность вырасти мыслящей и творческой личностью. Работа по повышению уровня творческого воображения является еще одним важнейшим условием формирования личности ребенка дошкольного возраста.

Воображение и мышление. процессы близкие по своей структуре и функциям. Л. С. Выготский называл их «чрезвычайно родственными», отмечая общность их происхождения и строения как психологических систем. Воображение он рассматривал как необходимый, неотъемлемый момент мышления, особенно творческого, так как в мышление всегда включены процессы прогнозирования и предвосхищения. В проблемных ситуациях человек использует и мышление, и воображение. Сформированное в воображении представление о возможном решении укрепляет мотивацию поиска и определяет его направление. Подлинное усвоение образовательного материала невозможно без активной деятельности воображения, без умения пред-ставить, вообразить то, о чем говорит педагог, без умения оперировать наглядными образами. В процессе развития воображения в старшем дошкольном возрасте совершенствуется воссоздающее воображение, связанное с представлением ранее воспринятого, или создание образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также получает дальнейшее развитие. Именно развитие творческого мышления и воображения создает базу для развития интеллекта ребенка.

Исследования влияния творческого и логического потенциала на познавательные возможности показали, что специальный курс по развитию творческого воображения и мышления детей старшего дошкольного возраста повышает их познавательную активность, степень усвоения знаний, способность к формированию более широких понятий, самостоятельность мышления. Поскольку в системе дошкольного образования такие занятия представлены мало, творческое мышление и воображение детей развивается стихийно, и по мере продвижения ребенка к окончанию школы уровень творческого мышления снижается. На-правленная систематическая работа с детьми дошкольного, а затем школьного возраста создает благоприятные условия для развития творческих способностей. Поэтому программы по развитию творческих способностей детей чрезвычайно востребованы.

Таким образом, актуальность данной проблемы на современном этапе дошкольного образования очевидна, и назрела необходимость ее решения:

    изменилась концепция воспитания и обучения нового поколения детей, ориентированного на «завтрашний день развития»; социальный заказ общества ориентирован не на подготовку исполнителей, а на подготовку творцов, способных самостоятельно мыслить, положительно изменять и преобразовывать нашу жизнь; интенсивно ведутся поиски новых механизмов развития творческой личности; исследуются, апробируются и внедряются в образовательный процесс ДОО новые рационально выстроенные и более действенные педагогические технологии ; определяется их место и значимость в эмоциональной и интеллектуальной структуре личности.

Новизна представленного опыта заключается в том, что авторы попыталась создать технологию развития интеллектуальных и творческих способностей дошкольников с помощью эффективного сочетания традиционных методов и приемов с нетрадиционными.

Программа «Маленький гений» предназначена для работы с детьми подготовительной группы, так как наиболее сензитивным для развития творческого мышления и воображения является старший дошкольный возраст (6?7 лет).

Содержание

Введение 3

Непосредственная образовательная деятельность 39

Мы путешественники 39

Тема. Линия жизни. Мужчина и женщина 57

Тема. В гостях у Осени 62

Тема. Как раньше жили на Руси 67

м ы изобретатели 71

Тема. Путешествие в страну Сообразилию 71

Тема. Умники и умницы 74

Тема. Бывает – не бывает 78

Тема. Бином фантазии 83

Тема. Вместе играем, изобретаем 86

Тема. Волшебная с трана с вета 90

Тема. Волшебница вода 96

Тема. Детективное агентство 103

Тема. Если бы я был 106

Тема. Значение воды и воздуха на Земле 109

Тема. Подарок Прометея 113

Тема. Волшебное электричество 119

Дошкольники на каникулах 124

Тема. Космический полет на Луну 124

Тема. Невероятные приключения в сказочной стране 128

Тема. Пернатые друзья 131

Тема. Приключения Умки на каникулах 135

Тема. Я и мои друзья 137

Тема. По морям, по волнам 145

Мы идем в первый класс 151

Тема. Страна Математика 151

Тема. Загадки Арифметики 156

Тема. Лесная школа 160

Тема. Золотая рыбка 163

Тема. Лаборатория Весны 167

Тема. Азбука поведения в природе 170

Тема. Знайка и Незнайка в гостях у ребят 176

Тема. Завтра в школу 184

Тема. Как листья становятся питанием для растений 187

Тема. В погоне за светом 187

Тема. Как дышит растение 188

Тема. Три агрегатных состояния воды 189

Тема. Снег защищает растения от холода 189

Тема. Необходимость влаги для роста растений 190