Особенности логопедической работы над развитием связной речи у детей дошкольного возраста в условиях логопункта

Особенности логопедической работы над развитием связной речи

у детей дошкольного возраста

в условиях логопункта. [/b]

Одна из актуальных проблем специального дошкольного образования – низкое качество связной речи у детей с речевой патологией, прошедших курс коррекционного обучения. В зоне особого внимания находятся монологические способности: программирование высказывания, составление рассказов и пересказ.

У детей с речевой патологией уже на начальных этапах формирования связной речи проявляются отдельные недостатки. При продвижении по эволюционным ступеням порождения фразы большинство таких детей нуждаются в создании специальных условий для восприятия и переработки информации, а также в направляющей помощи педагога.

При этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребёнка в условиях речевой деятельности. Чем активнее ребёнок, чем больше он вовлечён в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую активность не только в процессе ежедневного общения, но и в процессе специально организованного обучения. Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению рассказыванию с использованием на занятиях более эффективных, целесообразных, интересных для детей методических приёмов, средств, которые могут способствовать появлению интереса у воспитанников.

В этой связи перед логопедом логопункта стоит задача способствовать развитию монологической речи в процессе специально организованного обучения по соответствующей методике с применением приёмов, методов и средств, способных создать интерес к занятию с первых минут и поддерживающих этот интерес на всём его протяжении.

Несмотря на разный речевой диагноз дошкольников, посещающих логопункт, описательно – повествовательная речь представляет большую трудность для многих из них. Чтобы преодолеть имеющие трудности, надо постепенно и систематически подготавливать детей к переходу от пользования разговорной речью к пользованию описательно – повествовательным стилем речи.

Обучение описательно-повествовательной речи проводится по трём направлениям:

1. Составление предложений полного состава (сначала простых, а потом и сложных конструкций) .

2. Упражнения в диалогической речи (включение в разговор развёрнутых, подробных фраз) .

3. Упражнения в связной описательно – повествовательной речи.

Для составления предложений используются следующие приёмы:

- ответить на вопросы;

- составить предложение с опорой на предметную картинку;

- дополнить предложение;

- вставить пропущенное слово;

- составить предложение из слов, данных вразбивку;

- исправить предложение, не имеющего логику.

Обучение составлению предложений и диалогической речи проводится на логопункте в основном на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Тщательно отбирается лексический материал и включается в работу только тот, который доступен детям в слоговом, фонетическом и грамматическом оформлении.

Важную роль в занятиях играет наглядность, она в значительной степени облегчает процесс формирования связной речи.

Как же происходит работа над развитием описательно – повествовательной речи на логопункте?

• Развитие связной речи в процессе работы над звукопроизношением (этап автоматизации звука) .

По мнению Г. А. Каше, все занятия по развитию связной речи так или иначе взаимосвязаны с дальнейшем совершенствованием её звуковой стороны, поэтому, когда идёт закрепление правильного произношения звуков речи в словах различной слоговой структуры, ряд занятий используется в целях обучения детей пересказу. Это даёт возможность устранить не только недочёты фонетико – фонематического развития, но и восполнить пробелы в развитии связной речи.

Учитывая ограниченные речевые возможности детей, целесообразно использовать дополнительные приёмы обучения, облегчающие запоминание и воспроизведение рассказа – наглядность.

Здесь уместно широко использовать сюжетные картинки и серии картин из пособия Т. Б. Филичевой, А. Р. Соболевой «Развитие речи дошкольника», альбомов Н. И. Соколенко.

Этот наглядный материал насыщен звуками определённых групп, поэтому, зная фонетические особенности ребёнка, легко можно подобрать текст, отвечающим его индивидуальным произносительным возможностям и тематическому планированию в детском саду.

На первых этапах добиваюсь точного воспроизведения каждого предложения, а затем – всего рассказа от начала до конца. При затруднении – подсказываю начало предложения. В процессе обучения, на более поздних этапах, дети должны уметь рассказать о предшествующих и последующих событиях.

Развивая слуховую память и внимание, подбираю для запоминания короткие (3-4 предложения) рассказы, содержащие отрабатываемый звук. Текст должен быть простой с понятной фабулой, с чётко выраженной последовательностью действий. Предлагаю использовать рассказы Л. Н. Толстого, некоторые тексты адаптирую до 4-6 предложений.

Обучая детей составлению описательного рассказа, пользуюсь материалом из «Наглядного пособия по коррекции устной и письменной речи» Л. Н. Ефименковой. Сначала дети учатся пересказывать описания предметов, затем – рассказы с элементами повествования («Берёзка», «Ель», «Мурка», «Белочка и зайчик» и другие) .

• Развитие связной речи, как отдельная часть коррекционного занятия.

Составляю перспективный план по обучению детей рассказыванию на весь учебный год. При составлении плана учитываются речевые возможности детей, возрастные особенности связь с программой дошкольного учреждения. Тематика занятий тесно связана с явлениями в общественной жизни, явлениями природы, миром растений и животных и др.

Весь речевой материал заносится в индивидуальную рабочую тетрадь ребёнка.