Скачать:

Предварительный просмотр:

Отчет музыкального руководителя МАДОУ ЦРР – детский сад №9 «Улыбка» Лугововой Н.С.

по теме: «Интеграция художественной литературы в музыкальную деятельность детей дошкольного возраста».

Специфика каждого вида искусства заключена в том, что оно особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами.

Каждый вид искусства и искусство вообще обращено к любой человеческой личности. Эстетическое богатство действительности столь велико и многообразно, что его нельзя охватить и полностью передать с помощью одного вида искусства. Только совокупность видов искусств может обеспечить нормальное художественно-эстетическое развитие ребенка.

Любой человек может понимать все виды искусства.

Способности человека неодинаковы, и потому каждый волен в соответствии с ними предпочитать тот или иной полюбившийся ему вид искусства. Все искусства должны быть понятны и доступны ему, но затем они могут иметь неодинаковое значение в его индивидуальной жизни.

Главное условие художественно-эстетического образования дошкольников: опора на возрастные и психические особенности, учет потребностей и интересов ребенка.

В формировании художественно-творческих способностей дошкольников важную роль играет процесс интеграции разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельностей.

Интегрировать – значит приводить к гармоничному или координированному целому, перестраивая, организуя и иногда добавляя или удаляя элементы или части.

Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности в дошкольном детстве носит естественный характер. Маленький ребенок легко переключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и быстро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять другими видами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуацией, игрой-драматизацией).

Интеграция как современная педагогическая технология раскрывает перед педагогами широкие возможности «конструирования» образовательного процесса: конкретного занятия, деятельности, исходя из задач и возможностей детей.

Интегрированные занятия в музыкальной деятельности детей помогают детям более глубоко усвоить материал, проявить творческую инициативу, обогатить словарный запас и повысить общий интеллектуальный уровень. Они несут большую познавательную нагрузку, способствуют развитию у детей чувства прекрасного, погружают их в мир музыки, делая ее понятной путем литературного слова, а литературу обогащают новыми красками. Переключение внимания приводит к лучшему запоминанию изучаемого материала, развивает у ребят интерес, творческие способности и творческую самостоятельность.

В разных видах искусств есть «родственные» средства выразительности:     интонация, ритм, образ, настроение, контраст, симметрия, оттенки. Интонация – своеобразный код, в котором зашифровано всё многообразие любого вида искусства, будь то музыка, литература, поэзия, хореография, театр, изобразительное искусство. Жанр, стиль, форма, средства выразительности – всё это многообразие сводится к определению «интонация». На взаимопроникновение средств художественной выразительности указывает использование терминов: мелодичность стиха, колорит в музыке, ритмический рисунок, пейзажность в музыке, гармоническая окраска, музыкальная картина, симфоническая картина, изобразительность стиха и т.д.

Детская художественная литература, имея в своем арсенале огромные педагогические возможности, позволяет организовать музыкальную деятельность дошкольников как наиболее интересный творческий процесс.

Взаимодействие ребенка с миром звуков, литературных произведений  по программе «Детство», элементами устного народного творчества, отражение впечатлений от этого взаимодействия в сценках на утренниках, вечерах-развлечений («Девочка чумазая», «Кошкин дом», «Заюшкина избушка» «Федорино горе», «Яблонька» и др.), в играх с пением («Теремок», «Колобок», «Васька-Кот»), в песнях на стихи детских поэтов (С. Маршака, А. Барто и др.) - это фундамент, на котором затем строится система сознательного взаимодействия с окружающим миром и миром собственных переживаний, сотрудничества с другими и с самим собой.

Интеграция происходит и в процессе слушания детьми музыки. Например, образ осени раскрывается в музыке через звуки природы, песни, музыкальные сочинения (П. И. Чайковский «Времена года», А. Вивальди «Осень»). В литературе — через художественные средства выразительности в произведениях А. С. Пушкина «Осень», А. Толстого «Осень» и др.

Практическая значимость интегрированной системы обучения состоит в том, что достигается целостное художественное творческое развитие дошкольников на основе закономерного внедрения интегрированного подхода к искусству в условиях развивающей среды детского сада, социума и семьи.

Интегрированный подход способствует переосмыслению общей структуры организации учебного процесса, специальной подготовке дошкольников к процессу восприятия, понимания информации, формирование у дошкольников понятий и представлений о взаимодействии всего в мире, как едином целом.

Основной формой организации процесса интеграции предметов в детском саду является не интегрированное занятие, а интегрированный процесс в повседневной деятельности детей.

В процессе интегрированного обучения ребенок учится:

- рассматривать явления с разных точек зрения;

- применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи;

- выражать себя в каком-либо творчестве.

Интегрированный подход особенно актуален при ознакомлении с предметами изобразительного искусства, когда они представлены не в подлиннике. Мы не видим той яркости красок, четкости штриха, которые придают целостность работы мастера. Музыка, поэзия «оживляют», дополняют «недоувиденное».

Сами собой «звучат» стихи М.Ю. Лермонтова при восприятии картины И.И. Шишкина «На Севере диком …» или «Белая береза под моим окном…» С. Есенина - картины «Февральская лазурь» И. Э. Грабаря. Выбор ассоциативных произведений - прерогатива педагога, который должен учитывать возрастные возможности детей. Наиболее гармонично сочетаются с русской пейзажной живописью поэтические произведения Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.К. Толстого и других поэтов 19 века.

От живого созерцания произведения изобразительного искусства, то есть от ощущений и восприятия, мы идем к практической деятельности детей. Важно учить детей «графической речи», т. е. умению рассказывать и передавать впечатления о произведении не только словами, но и с помощью изображения (создание собственной работы, глядя на произведение или по памяти).

Для закрепления знаний детей о произведении изобразительного искусства, используется творческая деятельность дошкольников по мотивам рассмотренной картины. После ознакомления с картиной Микеланджело да Караваджо «Корзина с фруктами» можно предложить ребенку нарисовать или слепить свой натюрморт. После общения с картинами И.К. Айвазовского, которые передают разные состояния моря в различное время суток, дети могут нарисовать (красками, пастелью, пластилином и пр.) такое море, какое больше понравилось. В процессе такой работы и изобразительная деятельность детей становится оригинальной.

Интегративные компоненты способны погрузить ребенка в тему занятия. Литература возбуждает воображение, стихи, проза, сказки наполнены яркими образами, побуждающими к творчеству.

Использование в работе произведений изобразительного искусства содействует развитию умений детей композиционно строить свой рисунок. На занятии можно использовать зрительный ряд репродукций или слайды с сопутствующей информацией (восемь - десять минут), что несет в себе необходимую информацию, способную заинтересовать ребенка, побудить его к творчеству. Следующий шаг – тематическое рисование или импровизация (тему для работы дети выбирают самостоятельно). Красивые изображения не оставляют детей равнодушными, свои впечатления от увиденного они отображают в своем рисунке. Например, при рисовании портрета мамы ребенок сначала рассматривает репродукции женских портретов, выполненных разными художниками (Дюрером, К. Петровом-Водкиным, В. Серовом и др.), а затем создает свой близкий сердцу женский образ.

К тому же задача обучения композиции в сюжетных темах требует в рисовании объяснения по картине, показа в рисунке, как расположение отдаленных и близлежащих предметов показано размером, цветом, прорисовкой.

Положительное воздействие на ребенка оказывает рисование под музыку.

Эмоциональное воздействие музыки таково, что вызывает у ребенка множество ассоциаций. Движения руки становятся плавными, и в то же время, уверенными. Ребенок не боится сделать неправильно, так как его сознание подчинено более высокому закону, чем смешные правила, установленные аккуратными взрослыми. Цвет и музыка, ритм и графика увлекают малыша в свой волшебный мир. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно-слуховых координациях, а движения руки подчиняются работе «очарованного» музыкой мозга. Педагогу должен аккуратно относиться к выбору музыкального произведения, не навязывать громкие тембры звучания для того, чтобы не увести ребенка от создаваемых образов.

Для формирования целостных художественно-творческих способностей продуктивна интеграция разных видов изобразительной деятельности. Вариативно лепку и аппликацию можно вводить как дополнение к рисованию (создание коллажей). На листе бумаги можно расположить нарисованные изображения и аппликативные из кусочков ткани, картона, природных материалов, налепы из глины.

Часто ребенок-дошкольник в своих работах тяготеет к статическому изображению людей, животных. Организация на занятии игры-пантомимы будет стимулировать детей изображать животных, человека в движении и детская работа станет динамичной.

Перед чтением лирических стихотворений, описаний природы, важно создать соответствующую эмоциональную обстановку. Чтобы средства выразительности поэтического образа стали детям понятнее, целесообразно обеспечить взаимодействие зрительного и слухового восприятия, т.е. рассматривать картинный ряд, в котором выделяются основные моменты текста.

Дети слушают описание природы и отмечают, как это описание отражено в картинах художников (картинный ряд репродукций). Рассматривая иллюстрации, репродукции картин с изображением времен года, дети выделяют основные цвета, при помощи которых художники создавали пейзажи.

Дети рисуют пейзаж, время года. Динамичные образы природы изображать легче, если подобраны произведения, в которых природа показана в действии, в развитии. Природа раскрывается в поэзии в цветовой, композиционной, колористической характеристике образов. Например, в стихотворении А. Толстого "Осень” описываются листья "пожелтелые”, кисти рябин "ярко-красные”. То есть, непосредственно диктуется, какие краски нужно использовать при работе. Педагог должен помочь овладеть способами изображения описанных в стихотворении картин природы. Эпитеты определяют различные тона, оттенки цвета. Помогают добиться понимания того, что "темный лес” нужно изображать насыщенной краской, а "прозрачные леса” требуют использования более светлых тонов.

Передать колорит пейзажа помогают художественные средства – красочные эпитеты, глаголы, прилагательные: «пришла”, "рассыпалась” и т.д. При чтении стихов о зиме (С.Есенин "Поет зима, аукает…”, И.Бунин "Метель”) предлагаются репродукции зимних пейзажей (И.Грабарь "Февральская лазурь”, И. Шишкин "Сосна”). После обмена впечатлениями дети-«художники» имеют возможность создания своего образа не только в воображении.

Рисование по произведениям, создание рукописной книги, выпуск литературного журнала – эффективные методы развития художественных и литературно-творческих способностей.

Театр - смешанный или пространственно-временной вид искусства, то есть этот вид искусства сам по себе является интегрированным. Театр воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой.

Поэтому и театрально-игровая деятельность в дошкольном учреждении интегративна. Восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета), исполнительское (речевое, двигательное) и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединяться.

По содержанию занятия могут быть типовые, доминантные, тематические в зависимости от использования различных видов музыкальных и художественной деятельности, наличия темы.

Типовое занятие включает в себя все виды музыкальной деятельности. В доминантном какой-либо вид музыкальной деятельности преобладает. Вариант доминантного занятия - выстраивание его содержание для развития отстающей у ребенка музыкальной способности. Используется этот вид занятии на занятиях фронтальных, индивидуальных, по подгруппам.

На тематическом занятии выбирается одна тема, объединяющая все виды музыкальной деятельности. Тематическое занятие может быть фронтальным, индивидуальным и по подгруппам.

Педагогу необходимо варьировать виды занятий в зависимости от возраста детей, уровня их музыкального развития. Мы следим за проявлениями  каждого ребенка, стремимся вызвать у него эмоциональную отзывчивость на музыку разного характера, сосредоточении его на ее звучании, желании подпевать, двигаться.

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Передо мной стоят вопросы: «как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в нашем детском саду стали интегрированные занятия.

Цель этого вида занятий – дать детям представления о специфике различных видов искусства (музыка, живопись, театр, хореография, поэзия), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей. Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Поэтому важно не формально, а продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающему музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства. Например, на занятии, посвященном «Сказочным героям» интересно не только проследить как по-разному или похоже передается один и тот же образ в разных видах искусства, но и сравнить несколько музыкальных произведений на одну и ту же тему: «Баба-Яга» Чайковского, Мусоргского, Лядова.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе проводимых мною интегрированных занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания, я ориентируюсь на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства [12, 20].

Задачи во всех возрастных группах строго по принципу усложнения, что позволяет ребенку перейти от восприятия к сопереживанию, от сопереживания к воображению, от воображения к творчеству. В начале моего творческого поиска занятия носили сезонный характер: «Весенняя капель», «Где гуляет зима», «Вьюжная сказка» и др. К музыкальным произведениям из «Типовой программы» сама подбирала поэтические строки, наиболее доступные детям: «Под голубыми небесами. » А.Пушкина или «Заколдован невидимкой» С.Есенина и др.

10. Знакомство дошкольников с призведениями народной музыки и песенного фольклора:организация их прослушивания и исполнения, знакомство с частушками, колядками, хороводами; разучивание народных танцев, песен, игр и т.п.

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

Цель. Ввести в круг чтения детей произведения современной детской литературы; представить современный детский журнал; расширить знания детей об окружающем мире. Продолжать развивать у детей эмоциональ.

материал предназначен для педагогов детских садов.

Данный материал поможет в работе с детьми над развитием художственно-речевой и театрально -игровой деятельности, формирование их творческих способностей.

Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания.

Побуждение у детей интереса к театрализованной игре, ознакомление детей с устным творчеством, развитие речи.

Использование произведений художественной литературы в коррекционной работе повышает заинтересованность дошкольников, способствует развитию логики изложения ,правильному структурному оформлению и ,как.

Разработка для педагогов художественной литературы на каждый возраст для гендерного воспитания дошкольников по программе "От рождения до школы".

Непосредственно-образовательная деятельность по чтению художественной литературе в старшей группе «Чтение сказки Ш. Перро «Золушка».