Развитие эстетических способностей детей в раннем дошкольном возрасте.

Эстетическое развитие детей дошкольного возраста как обязательный аспект развития каждого ребенка, а не только отдельных одаренных детей, является аксиомой современного взгляда научной мысли и педагогической практики дошкольного воспитания детей.

Важным целеполагающим аспектом дошкольного воспитания детей сегодня является формирование мировосприятия ребенка, ориентированного его развития на общечеловеческие духовные ценности. Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребенка-дошкольника, наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой деятельности, присвоения ценностей культуры, у ребенка появляются и развиваются творческое воображение, мышление, коммуникативные навыки, эмпатия, способность принимать позицию другого человека, основы его будущей профессии. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают исторический опыт человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка в процессе осваиваемой им деятельности.

Достижение ребенком необходимого уровня эстетического развития в значительной степени зависит о педагогических и общекультурных условий, в которых он родился и живет. Целесообразно как можно более раннее вмешательство в стихийный процесс эстетического развития ребенка. Данное условие обосновано и аргументировано свойствами быстро развивающейся личности ребенка, его психофизиологическими и возрастными особенностями к восприятию развивающей информации различного уровня, к способности её практического освоения.

Феномен обладания детьми способностей ко всем видам художественного творчества основан на доминирующей роли правого полушария мозга. Дети способны целостно и одномоментно воспринимать окружающий их мир, интуитивно его чувствовать и эмоционально сопереживать всему увиденному и услышанному. Сенсорное восприятие окружающего мира особенно развито у ребенка в раннем его возрасте. Необходимо не пропустить развитие того огромного потенциала возможностей, которым обладает малыш, потому что основы способностей закладываются в самом раннем возрасте. Этот период благоприятен для умственного развития и характеризуется возрастной чувствительностью ребенка.

Отставание или отсутствие целенаправленного развития эстетических способностей детей приводит к неполноценному формированию личности, к её неспособности в дальнейшем находиться в гармонии с собой, с миром, его культурными и духовными ценностями, и как следствие – появление чувства неполноценности, неуверенности в себе, не способности к взаимодействию с людьми в обществе, не адаптированности к условиям современной жизни.

Эстетическое воспитание – это развитие способов присвоения норм и ценностей. Принципиальным считается тот факт, что способ присвоения влияет на характер ценности, ограниченность её присвоения ребенком и определяет его возможности в дальнейшем развитии.

Стимулируя интегральный способ общения с миром, эстетическое воспитание учит ребенка на всех уровнях его природно-культурной организации и во всех формах поведения гармонизировать мир и продукты своей деятельности, себя и свое общение с другими людьми.

Важным моментом в педагогической практике является правильное, современное представление об эстетической деятельности и основопонимание содержания предполагаемого развития эстетических способностей детей.

Эстетическая деятельность – это духовно-практическая, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью – гармонизация себя, мира и своих отношений с миром.

В предложенной концепции понимания эстетической деятельности говорится о форме вообще и о деятельности формообразования: мыслительной, интуитивной, чувственной и материальной во всех направлениях жизнедеятельности человека, а также о формообразующих аспектах как универсальной характеристике всех видов художественной деятельности.

Такая деятельность по формообразованию внутри художественной деятельности или вне её является эстетической деятельностью.

Эстетическая деятельность – это развитие следующих эстетических способностей: эстетического созерцания, образного мышления, продуктивного воображения, игры воображения и рассудка, соучастия, остроумия, опережающей эмоциональной оценки объекта в проблемной ситуации и т.д.

К эстетическим способностям относятся особенности общего мышления и восприятия: воображение, творчество, образность, эмпатия.

Очень важной и можно считать основной и универсальной эстетической способностью человека (ребенка) является чувство формы. О такой способности говорили А.В.Бакушинский, В.А.Фаворский, Б.М.Теплов, Б.П.Юсов. Чувство формы включает в себя способность воспринимать, отстранять и означивать форму с помощью воображения и эмпатии.

В этой связи становится актуальным вопрос определения объекта изучения, познания и творчества. Объектом такого пристального внимания становится форма. которая проявляется в новых её субъективных и объективных качествах с богатством выразительных средств и новизной содержания. Форма реальная, трансформированная, видоизмененная, вымышленная, абстрактная и т.д. играет главную роль в процессе создания произведения искусства. Решая творческие задачи на предмет разнообразия, богатства и выразительности создаваемой художественной формы, необходимо уделить особое внимание изучению широкого диапазона художественных средств из накопленного опыта и практики развития мирового и отечественного искусства, используя современный мультимедийный подход к разработке художественного образа.

Художественное развитие детей дошкольного возраста – особенно важное направление педагогики, требующее приоритетного внимания. Необходимо подняться на современный уровень осознания функций искусства и возможностей художественного воспитания для развития личности ребенка.

Творческая деятельность с детьми предполагает максимальное раскрытие их индивидуальных способностей в различных направлениях детского художественно-композиционного творчества средствами живописи, графики, скульптуры или прикладного искусства.

Детское творчество с раннего возраста развивает композиционное мышление, формирует потребность образного представления и умения передавать свои чувства, эмоции, ощущения. Оно помогает создавать выразительную художественную форму и образное содержание в детских произведениях.

Л.С. Выготский определил творчество как деятельность, которая создает новое. "Все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-либо вещью внешнего мира или известным построением ума, или чувством, живущим и обнаруживающимся только в жизни самого человека”.

На этапе дошкольного детства, как отмечал Л.С. Выготский, художественное творчество носит синкретический характер, в котором не выделены, не специализированы различные виды искусства, что обусловлено естественной для ребенка синкретической ориентацией в окружающем мире.

Именно поэтому авторы различных образовательных программ предлагают структурирование содержания на основе синтеза искусств: музыки, художественной литературы и изобразительного искусства. Такой комплекс, по мнению педагогов и психологов, наиболее доступен детям, открывает широкие возможности в плане развития их художественной культуры.

В образовательных программах, построенных на основе синтеза искусств должна быть обозначена доминирующая роль одного из них, а остальные должны нести вспомогательную роль. Так, например, в детском художественном творчестве на занятиях изобразительной деятельностью доминирующую роль играет изобразительное искусство.

Дошкольники, занимаясь изобразительной деятельностью, в процессе творчества создают различные эмоционально-художественные образы средствами и приёмами, заимствованными при знакомстве или изучении лучших образцов художественных произведений изобразительного искусства. Поэзия, музыка как виды искусств играют роль эмоционального фона, помогающего ребенку прочувствовать душевное эмоциональное состояние, психологический настрой разрабатываемого художественного образа.

Невьянская ДХШ, имея пятилетний опыт работы в этом направлении с детьми 5-6 летнего возраста, уже накопила положительные результаты в области художественно-творческой деятельности, основывающейся на освоении дошкольниками первоэлементов ("азбуки”) языка искусств через восприятие произведений искусства, выражения отношения к действительности художественными образами, последовательные овладения изобразительными и техническими умениями, навыками, которые подготовят детей дошкольного возраста к пониманию мира и своих отношений с ним. Дошкольники получают необходимый уровень развития своих способностей в художественном творчестве, дающий им возможность продолжить свое развитие на более высоком уровне в начальных 1-2, 3 классах ДХШ.

Общечеловеческую, вневременную ценность формы как эстетического содержания искусства подтверждает А.В.Бакушинский. В своих рассуждениях он выделяет создаваемые изобразительным искусством средства эстетического выражения. Эти средства - формальные элементы, сочетающиеся по законам гармонии и дисгармонии, причисляя к главным из них форму, колорит, линию, массу и пространство, фактуру, должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны как чистый эстетический факт.

Рассматривая опыт работы преподавателей НДХШ с дошкольниками, оценивая результаты их работы, отмечая высокий творческий уровень исполнения детских работ, можно сделать необходимые выводы о правильности научно-методических подходов, обоснованном применении уровня сложности решаемых творческо-развивающих задач, о формировании уровня технологического обеспечения программ, направленных на развитие специальных художественных способностей.