Статья "Труд по самообслуживанию как средство развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития"

В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра, в ходе которой ребенок развивается, учится, совершенствуется. Игра тесно связана с другими видами деятельности. Одним из них является труд, который имеет большой потенциал для развития мелкой моторики.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Очевидно, что данная проблема важна по отношению к детям с задержкой психического развития, которые в последнее время составляют довольно многочисленную категорию.

В педагогической литературе мало внимания уделяется развитию мелкой моторики в труде, несмотря на важность этой проблемы относительно детей с задержкой психического развития.

Роль мелкой моторики в развитии ребенка очень велика. Мелкие движения рук позволяют малышу обследовать предметы, познавая окружающий мир. Значение движений ребенка изучал И.М. Сеченов. Как мы знаем, представление о предмете возникает на основе соединения отдельных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных) в единый образ. Сеченов указывал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство, например, глаза обращаются в сторону зрительного раздражителя, совершают движения при рассматривании предмета. При объединении ряда ощущений от предмета в единый образ слияние происходит прежде всего в двигательной области. То есть мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают другие ощущения и способствуют созданию целостного образа этого предмета.

М.М. Кольцова отмечает зависимость уровня развития мелкой моторики и речи: «если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает – отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше». М.М. Кольцова полагает, что «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения, проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Однако значение мелкой моторики не ограничивается ее влиянием на развитие речи. О связи развития моторики и общего психического развития свидетельствуют исследования Л.А. Квинта, М.И. Доценко. Движения пальцев повышают тонус структур головного мозга, что создает благоприятные условия для выработки новых временных связей и функционирования уже имеющихся. Педагоги и психологи, основываясь на этом факте, используют упражнения кисти для улучшения внимания, памяти, слуха, зрения, умственных способностей, для сохранения здоровья. При этом, что подтверждается в статье Г.А.Кураева, Л.Н.Иваницкой, в исследованиях, посвященных проблемам внимания, памяти, не находится подтверждений зависимости уровня развития моторики и внимания, памяти. Эту связь авторы считают опосредованной, выстраивая цепочку: развитие мелкой моторики – развитие речи – развитие произвольного внимания, слухоречевой памяти. Л.Г. Парамонова, говоря о подготовке ребенка к школьному обучению, а именно о готовности руки к письму, отмечает необходимость целенаправленной работы по развитию тонкой моторики пальцев рук.

В дошкольном возрасте идет активное развитие моторики. Как отмечает Г. Крайг, развитие умений, требующих использования тонких движений пальцев рук, включают ряд процессов, начинающихся еще до рождения ребенка (например, хватательный рефлекс у младенца сменяется произвольным хватательным движением, а тот, в свою очередь, «пинцетным захватом» предметов). Проследим этапы развития мелкой моторики в раннем и дошкольном возрасте.

В 1-2 года ребенок уже способен держать в руке два предмета, чертит на бумаге карандашом, цветными мелками, вставляет предмет в отверстие, держит ложку, переворачивает страницы книги. В 2-3 года играет с песком и глиной, открывает крышки, нанизывает бусы, красит пальцем, рисует разводы и каракули, держат мелок, карандаш пальцами – большой палец с одной стороны, остальные с другой.

3-4-летний ребенок уже способен застегивать и расстегивать большие пуговицы, собирает постройки из 9 кубиков, рисует простые формы и фигуры карандашом. В 4-5 лет рисует карандашами или цветными мелками, складывает бумагу более чем один раз, определяет предметы в мешке на ощупь, лепит из пластилина, застегивает пуговицы и молнии, в 5-7 лет могут разрезать ножом мягкую пищу, завязывать простой узел, совершенствуется мелкая моторика.

Таким образом, развитие мелких движений рук у детей происходит достаточно интенсивно, и к концу дошкольного возраста мелкая моторика находится на уровне, позволяющем ребенку выполнять действия, необходимые в быту, а также успешно овладеть навыком письма в начальной школе. Совсем другая картина складывается при анализе литературных данных, касающихся детей с задержкой психического развития.

Понятие «задержка психического развития» употребляется по отношению к детям со слабовыраженной органической недостаточностью центральной нервной системы. У большинства из них наблюдается незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств. Исследователи отмечают, что у детей с задержкой психического развития наблюдается общее отставание в моторике, особенно тонких двигательных актов.

Даже в младшем школьном возрасте у многих детей сохраняется недоразвитие мелкой ручной моторики, неловкость, нарушение координации движений, что обусловливает возникновение трудностей в овладении ими навыком письма. Л.Г. Блинова указывает, что у детей данной категории особенно страдает мелкая моторика пальцев рук.

Е.М. Мастюкова, давая психолого-педагогическую характеристику детей с задержкой психического развития, говорит о том, что для многих детей характерна моторная неловкость, слабое развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, вследствие чего дошкольники с трудом овладевают навыками самообслуживания, долго не могут научиться застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Недостаточность тонкой моторики Е.М. Мастюкова называет характерным признаком таких детей.

Таким образом, поиск эффективных способов развития мелкой моторики детей с задержкой психического развития по-прежнему актуален. По нашему убеждению, развитие мелкой моторики должно происходить в тесной связи с другими видами деятельности детей и, соответственно, вплетаться в другие направления их воспитания. Поскольку одним из важных видов деятельности дошкольников является труд, мы предположили, что он может стать средством развития тонкой моторики.

Трудовое воспитание относится к важным направлениям воспитания дошкольника. Оно имеет большое значение для становления ребенка как личности, подготовки к школьному обучению, к жизни в социуме. Многие отечественные педагоги уделяют внимание разработке содержания и методики трудового воспитания детей дошкольного возраста. Среди них В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Г.Н. Година и многие другие. По нашему мнению, определенную роль играет трудовая деятельность и в развитии тонкой моторики.

В современной педагогике выделяется четыре вида труда: самообслуживание, труд в природе, хозяйственно-бытовой, ручной труд.

Самообслуживание, на наш взгляд, обладает наиболее очевидными возможностями в этой области – начиная от надевания, например, колгот (захват, удержание ткани пальцами) и заканчивая завязыванием шнурков, застегиванием пуговиц. Кроме того, понимание детьми необходимости овладения такими умениями, что особенно важно для дошкольников с задержкой психического развития, обусловливает их заинтересованность, стремление к правильному выполнению действий.

Самообслуживание, особенно в этом возрасте, имеет большие воспитательные и развивающие возможности. Эта мысль находит отражение в работах многих педагогов. Авторы подчеркивают его важность для воспитания внутренней культуры ребенка, отрицательного отношения к лени, неопрятности; осознания им себя как части общества; развития самостоятельности, силы воли, уверенности в своих силах. Е.В. Моржина подчеркивает, что «обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации».

Формирование навыков самообслуживания заключается в показе правильных способов выполнения действия, их последовательности. Ознакомление детей со способом выполнения нового действия требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их последовательности. Очень важно активное участие ребенка в этом процессе, а также неизменность способа выполнения действия, чтобы все дети усвоили его. Последний пункт является одним из решающих в отношении дошкольников с задержкой психического развития. После усвоения детьми способа действия показ заменяется подробным словесным объяснением, а позднее – общим напоминанием.

Результаты наблюдения показали, что мелкая моторика дошкольников с задержкой психического развития находится на низком уровне. Это обусловило поиск эффективных средств ее развития посредством труда по самообслуживанию.

Экспериментальное обучение состояло из трёх этапов и проводилось в трёх направлениях: умывание, одевание, раздевание. Данные направления были выделены нами, поскольку содержат социально значимые для дошкольников с задержкой психического развития умения. Развитие мелкой моторики в ходе умывания предполагало обучение детей мытью рук и лица, проведение игр с пальчиками в воде. Одевание и раздевание включало застегивание и расстегивание пуговиц, молний, развязывание и завязывание шнурков на обуви, шапочках. В ходе работы мы определили способы развития мелкой моторики в процессе формирования навыков самообслуживания, последовательность включения заданий на развитие мелкой моторики. Акцент делался в ходе проведения обучения именно на те навыки самообслуживания, которые были необходимы для повседневной жизни детей. Дети в игровой, ненавязчивой форме знакомились с необходимостью овладения навыками самообслуживания, правилами умывания. Важным моментом, влияющим на всю дальнейшую работу по развитию тонкой моторики, являлось формирование положительного отношения к навыкам самообслуживания, чему способствовало чтение простого, понятного и интересного стихотворения.

Кроме проведения игр, развитие моторики происходило и в ходе одевания после сна и на прогулку. Одевание на прогулку являлось в этом плане сложнее, т.к. предполагало и застегивание пуговиц, молний, и шнурование, и завязывание шнурков, шарфов. В процессе одевания развитие мелкой моторики осуществлялось в ходе выполнения перечисленных действий.

Процесс формирования навыков самообслуживания обладает большими возможностями для развития мелкой моторики детей. Но подобная работа требует тщательной организации. Нами была определена последовательность включения заданий на развитие мелкой моторики в свободное время незадолго до режимных моментов и собственно в режимные моменты. При этом одним из важных условий эффективности экспериментального обучения оказался дифференцированной подход.

Дальнейшая разработка проблемы может выражаться в подборе эффективных игр, приемов развития мелкой моторики в труде по самообслуживанию.

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле .

На странице приведен только фрагмент материала.

Автор: Кузьменко Елена Викторовна → gjntirf