Инновационный педагогический опыт по теме « Духовно – нравственное воспитание дошкольников через игровую деятельность»

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается исток представлений, понятий об окружающем мире.

В.А.Сухомлинский.

Актуальность

В настоящее время дошкольное образование во главе ставит идею о всесторонне – гармоничном развитии ребенка. А что как не через игру формируются все навыки? В игре ребенок получает и опыт произвольного поведения, и учится управлять собой, соблюдая правила игры, и происходит нравственное становление личности.

Да, огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она возникает по его потребности, и каждый её компонент ценен сам по себе. В игре особенно активно формируется психика ребенка, подготавливается переход на новую возрастную ступень, она дает возможность в воображаемой ситуации осуществлять любые привлекательные для человека действия, ролевые функции, включаться в разнообразные события, а также одновременно переживать ощущение своей свободы, своего могущества и эмоционального комфорта.

Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры. Необходимо подчеркнуть, что игра для воспитания ребенка должна быть обязательно устремлена к нравственному уроку, ибо, оторвавшись от урока, она становится пустой забавой, способной на короткий срок занять, но не образовать ребенка. При этом игра должна остаться игрой, иначе, превратившись преждевременно в урок, она вырождается в бездушное и механическое занятие, повторение того, что показывают старшие. Воспитатель должен провести ребенка между обеими этими крайностями.

Игру можно представить как реку, одним берегом которой является забава, другим берегом – нравственность.

Концептуальность

Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем столь необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для нравственного воспитания.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

Игровая деятельность направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, и воспитание положительных нравственных черт личности.

Функции игры

¨ развлекательная это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);

¨ коммуникативная: освоение диалектики общения;

¨ самореализация в игре как полигоне человеческой практики;

¨ игротерапевтическая: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

¨ диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

¨ функция коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

¨ межнациональная коммуникация: усвоение единых для всех людей социально-культурных и духовно – нравственных ценностей;

¨ функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Развитие нравственных качеств ребёнка не может произойти само по себе, ребёнок должен захотеть стать «хорошим»: ежедневное пробуждение в детях добрых стремлений, для того, чтобы ребёнок пришёл в состояние «воспитуемости».

Основой работы по ознакомлению дошкольников нравственной культурой являются следующие принципы:

- учёт возрастных особенностей дошкольников;

- становление у дошкольников нравственных точек мировоззрения;

- обеспечение эмоционально-психологической атмосферы детского коллектива;

-связующим основанием работы является календарный принцип ГКК (годового календарного круга ).

Наличие теоретической базы опыта

« Область педагогика – практика, а не теория, не обучение, а нравственное улучшение»- так еще во втором веке формировал цель педагогической деятельности великий учитель Церкви Климент Александрийский, в своем сочинении «Педагог». Именно поэтому я в своей работе использую труды современных педагогов – практиков.

Сегодняшняя педагогика меняется, рождается новая педагогическая практика, которая включает новую этику, охраняющую внутренний мир ребенка – это духовно – ориентированная педагогика.

Найти верный путь в работе с детьми по духовно – нравственному воспитанию мне помогли работа Мухиной В.Я, Спиваковской А.С. «Игра и нравственное развитие дошкольников», статья Смирновой Е. Н «Особенности игры и психического развития». Большим вспомогательным материалом стали работы Эльконина Д.Б. «Психология игры», Запорожца А.В. « Игра и развитие ребенка», Выгодского Л.С. « Игра и ее роль в психическом развитии ребенка»

Педагогическая идея

В игре формируются все стороны личности ребёнка. А так же через игру ребёнок воспитывается нравственно. Необходимо, чтобы ребёнок с малых лет упражнялся в нравственных поступках.

А.М.Горький говорил: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Дошкольный возраст самый чувствительный из всех возрастных периодов, именно в это время закладываются основы человеческой личности, её нравственные и культурные ценности.

Для того, чтобы достичь поставленной цели - духовно-нравственного воспитания дошкольников, мною были поставлены задачи:

  1. 1. Учить давать нравственную оценку поступков детей, героев книг.
  2. 2. Формировать навык общения с высокими образцами православной культуры.
  3. 3. Воспитывать любовь и интерес к культуре своего народа.
  4. 4. Оказать помощь родителям по духовно – нравственному воспитанию детей. Привлечь их к участию в воспитательно–образовательный процесс детского сада.
  5. 5. Формировать нравственные качества личности дошкольников, такие, как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

Оптимальность и эффективность средств

Работу по нравственному воспитанию детей дошкольников через игровую деятельность я начала с создания материальной базы в группе: куплены и сделаны своими руками детские игры и игрушки, различные дидактические пособия, создана копилка стихов, сказок и потешек для работы с детьми, создана библиотека духовно-нравственного содержания для родителей. Создана копилка зрительного ряда: сюжетные картинки для составления рассказов нравственного содержания, репродукции икон, иллюстрации с изображением храма, портреты святых и др.

Использовались следующиеформы работы с детьми:

¨ Игры;

¨ Чтение художественной литературы;

¨ Праздники, досуги, развлечения;

¨ Выставки;

¨ Театрализованная деятельность и др.

Формы работы с родителями:

-родительские собрания;

-консультации;

-тематические беседы;

-совместные досуги, праздники;

-православный видеосалон;

Всеобуч родителей по духовно-нравственному воспитанию детей проводится через

православный уголок, куда помещается материал о народных православных праздниках, о

Святынях России, о народных традициях и др.

Распространение опыта работы по духовно-нравственному воспитанию детейпроисходило через: педсоветы, семинары, методические объединения, августовские секционные совещания, публикации в газете «Знамя».

Результативность опыта

Проделанная работа не могла не отразится на успехах детей. Проведённый мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85% детей имеют высокий и средний уровень освоения программ. Проводимая работа по формированию положительных качеств личности детей через игровую деятельность, через приобщение их к истокам православной культуры дополняет и расширяет кругозор дошкольников, способствует установлению нравственной атмосферы в детском коллективе, собственному совершенствованию педагога, детей и их родителей. Наблюдается положительное влияние в формировании положительного отношения к окружающему миру и другим людям. Отмечается стойкий эмоциональный интерес у родителей, воспитательно-познавательное воздействие их на своих детей. Это заметно по тому, как родители стали относится к игре ребенка, которая стала не просто развлечением их детей, а форме проведения досуга, которая несет нравственный урок. Заметно и потому, что приоритетами родителей в чтении художественной литературы стали произведения несущие воспитательное значение. Кроме этого, родители стали более активно участвовать в совместных занятиях, досугах и праздниках, проводимых по данному направлению.

Возможность тиражирования

Опыт по нравственному воспитанию дошкольников распространён среди дошкольных образовательных учреждений через выступление на августовском секционном совещании, через публикацию в районной газете «Знамя» и на сайте ДОУ.