3) «Активные формы и методы работы педагога-психолога с детьми. Элементы тренинговых занятий» - видеофильм.

Фильм позволяет продемонстрировать практическую реализацию представленной программы. Материал авторского видеофильма построен в соответствии с основными этапами работы по формированию конструктивных взаимоотношений у детей дошкольного возраста. Педагоги имеют возможность, пронаблюдать какие игры, упражнения включает психолог в свою работу, какими методами и приёмами пользуется.

Участникам семинара предлагают разыграть три-четыре конфликтные ситуации, продемонстрировав три типа поведения (агрессивное, неуверенное, уверенное)

Например: «Ваш муж много работает, и вы уже несколько лет не отдыхали вместе. Неожиданно в октябре ему предоставили отпуск и предложили тур на двоих в Грецию. Но начальница не отпускает вас с работы даже на две недели, так как ваши обязанности никто кроме вас, выполнить не может. Ваша задача – убедить начальницу вас отпустить». При разыгрывании ситуации один участник разыгрывает роль начальницы, другой – сотрудницы.

Участники семинара отражают в опросных листах свои впечатления о семинаре и вносят предложения и пожелания организаторам.

Развитие творческих способностей детей средствами художественно-конструктивного дизайна

Творчество является важной составляющей развития личности ребёнка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.

По определению С.И. Ожегова, творчество – это сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, ранее не существовавшие предметы. Способность – природная одарённость, талантливость.

Психологами доказано, что у человека врожденны не сами способности, а способности к их развитию. Великий педагог В.А.Сухомлинский отмечал, что “истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев”. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Следовательно, необходимо создавать педагогические условия для развития творческой активности детей.

По моему мнению, особенно продуктивно развивается творчество детей средствами художественно – конструктивного дизайна.

Детский дизайн – это художественно – декоративная деятельность по изготовлению предметов, имеющих практическое применение. Например, игрушек, сувениров, изделий быта, реквизита для инсценировок, элементов украшения игрового и реального интерьеров: зала, группы. В моём понимании, дизайн – предполагает создание чего – либо красивого, удобного, оригинального, не похожего на другое.

Наблюдая за детьми на занятиях по изобразительной деятельности и конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения

Поэтому мной была разработана система работы, в дальнейшем преобразованная в программу “Понарошкин мир” для детей от 4 до 7 лет, целью, которой является развитие творческих способностей детей средствами художественно – конструктивного дизайна.

На этом этапе, дети учатся создавать свои произведения на плоскости (рисунки, мозаики, фризы, панно, силуэты и т.д.) В процессе обучения они знакомятся с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и нетрадиционными технологиями изображения (тычкование, монотипия, диотипия, пластилинография, кляксография, набрызг, рисование штампами, трафаретами и др.)

Сочетание традиционных и нетрадиционных художественных материалов, таких как: песок, манная крупа, цветная пряжа, макароны, сосновые иголки, яичная скорлупа, акварель, гуашь, восковые мелки, темпера, фломастеры – блопены, масляные и флуоресцентные карандаши удовлетворяют любопытство детей, помогают им преодолевать такие качества, как “боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым”, вызывают положительные эмоции.

Очень нравится детям техника рисования с помощью грелки . которая напоминает живопись на холсте. На нагретый противень кладётся лист бумаги, а затем масляными карандашами наносится рисунок. Под воздействием тепла карандашный штрих немного растворяется, образуя яркую, бархатистую поверхность.

Необычна техника рисования на наждачной бумаге масляными карандашами. Также карандашный рисунок хорошо ложится и на хлопчатобумажную ткань, оставляя яркие и сочные следы. Затем рисунок проглаживается утюгом через бумагу и красивая салфетка готова.

Все эти нетрадиционные техники помогают детям развивать цветовосприятие, мелкую моторику кисти руки, тактильные ощущения, творческое воображение, умение создавать необычные образы.

Включает изготовление игрушек – сувениров, детской бижутерии, бумажную пластику, украшение одежды, создание образцов убранства помещений.

Одно из любимейших занятий детей – экопластика . Это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – Природой. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки) и сохраняет её исходные признаки. Дети создают забавные игрушки, картины и портреты в декоративных рамочках, игрушечные сказочные замки, персонажи детских сказок, букеты в медицинских пробирках.

Очень увлекает детей салфеточная техника – декупаж . С её помощью небольшой лоскуток ткани может превратиться в красивый платочек или салфетку. Для изготовления используются трёхслойные или двухслойные салфетки. Вырезая по контуру рисунок и снимая верхний слой, изображение наклеивается на ткань, покрывается лаком, при высыхании проглаживается утюгом. Такая техника создаёт эффект росписи, ей можно декорировать одежду, обувь, аксессуары.

Также нравится детям изготовление картин из солёного теста. Из него можно создавать как объёмные, так и плоскостные картины. Тесто можно заменить более прочным, цветным пластичным материалом “Пластика”, который долго сохраняет свою стойкость.

На этом этапе у детей развивается умение более эмоционально откликаться на красоту природы, видеть необычное в одежде, интерьере помещений, повышается их творческая активность и художественная самостоятельность.

Включает аранжировки кукольного и игрового интерьера, декораций кукольных спектаклей, оформление зала к празднику при помощи корейской техники работы с бумагой “Ханди” или бумагопластики, техники оригами, декорирования верёвками, шнурами и др.

Для оформления кукольного интерьера дети с удовольствием используют лоскутно-аппликативную технику – пэчворк . Этот необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование и аппликацию. Дети накладывают лоскуток к лоскутку, и вот на ткани появляются забавные картинки. Особенности самого материала дают простор для творчества. Детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга и даже мять.

Для оформления кукольных спектаклей или музыкального зала к празднику, широко используется техника квилинга – бумагокручения или гофрирования. Полоски бумаги накручиваются на зубочистку, свободный конец закрепляется клеем и с помощью надавливания пальцем, придаётся нужная форма. Для квилинга можно использовать двухстороннюю бумагу для оригами или цветную бумагу для принтера.

В процессе работы дети используют бумагу разной фактуры и разные способы работы с ней, учатся создавать сюжетные и декоративные композиции, то есть учатся творить.

Очень плодотворна дизайн – деятельность детей в художественно – игровых ситуациях, таких как: “Шляпная мастерская”, “Театр мод”, где дети проявляют себя настоящими художниками – модельерами, учатся работать коллективно, их работы отличаются оригинальностью и индивидуальностью.

Хочется отметить, что на всех трёх этапах дети с удовольствием любят мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы и процесс и результат приносили радость и удовлетворение.

Параллельно велась работа по стимулированию сотворчества детей и родителей в дизайн – деятельности в рамках творческой мастерской “Создаём красоту”. В задачи, которой входит знакомство с разнообразным материалом, который используют в своей работе настоящие художники – дизайнеры, обучение некоторым элементам декора, знакомство с различными техниками выполнения декоративных композиций. Также проводились индивидуальные и групповые консультации по изготовлению костюмов и поделок к конкурсам, выставкам. Совместно с родителями был оформлен уголок творческого развития в группе.

Как показала практика, дети с большим удовольствием откликаются на всё новое и необычное, и, перевоплощаясь в маленьких дизайнеров, могут на равных конкурировать с взрослыми, опережая последних в нестандартности решений.

Результатом моей работы стало повышение качественного уровня творческого развития детей. У них наблюдается ярко выраженная творческая фантазия, желание создавать неповторимые, оригинальные предметы, делающие мир приятней и уютней. Они научились планировать свою работу, придумывать образ, искать средства его воплощения, добиваться результата. В сотворчестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребёнка.

Развитие способностей у дошкольников

Уже в раннем возрасте у детей можно заметить самое первое проявление способностей - склонность к какому-либо виду деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает радость, удовольствие. Чем больше малыш занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Ребенку нравится не нарисовать картинку, а рисовать; не построить домик, а строить его. И все-таки наиболее интенсивно и ярко способности начинают развиваться с 3-4 лет, а в раннем детстве закладываются общие предпосылки их становления. Так, за первые три года жизни ребенок осваивает основные движения и предметные действия, у него формируется активная речь. Перечисленные достижения раннего детства продолжают развиваться в дошкольном возрасте. Общие способности составляют две группы - познавательные и практические. Формирование познавательных включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта.

Центральное место в структуре познавательных способностей занимает способность создавать образы, отражающие свойства предметов, их общее строение, соотношение основных признаков или частей и ситуаций.

К познавательным способностям относят, в первую очередь, сенсорные, интеллектуальные и творческие. Сенсорные связаны с восприятием ребенком предметов и их качеств, они составляют основу умственного развития. Сенсорные способности интенсивно формируются с 3-4 лет. Усвоение дошкольником эталонов ведет к возникновению идеальных образцов свойств предмета, которые обозначаются в слове. Дети знакомятся с разновидностями каждого свойства и систематизируют их, когда, например, овладевают представлениями о цветах спектра, фонемах родного языка, эталонах геометрических форм.

Основу развития интеллектуальных способностей составляют действия наглядного моделирования: замещение, использование готовых моделей и построение модели на основе установления отношений между заместителем и замещаемым объектом. Так, в качестве готовой модели может выступать план игровой комнаты или участка, по которому дети учатся ориентироваться. Затем они сами начинают строить такой план, обозначая предметы в комнате какими-либо условными значками, например стол - кружком, а шкаф - прямоугольником.

Творческие способности связаны с воображением и позволяют ребенку находить оригинальные способы и средства решения задач, придумать сказку или историю, создать замысел игры или рисунка.

Дошкольник включается в многообразные виды деятельности - игру, конструирование, труд и др. Все они имеют совместный, коллективный характер, а значит, создают условия для проявления и развития практических способностей, прежде всего организаторских. Для того чтобы успешно взаимодействовать друг с другом, детям необходим целый ряд умений: постановка цели, планирование содержания, выбор средств для достижения цели, соотнесение полученного результата с предполагаемым, учет мнения партнеров, распределение обязанностей в соответствии с возможностями и интересами каждого, контроль за соблюдением правил, порядка, умения решать спорные вопросы и конфликты без вмешательства взрослого, оценивать отношения партнеров к порученному делу и др.

Закончив раскладывать ложки, Наташа подходит к раздаточному столу, берет стопку тарелок. Подходит Рома. Наташа снимает сверху стопки 3 тарелки и отдает Роме: Бери. Я тебе помогу разложить тарелки. Клади красиво.

К практическим способностям дошкольников относят также конструктивно-технические: пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и его части по плану, чертежу, схеме, описанию, а также умение самостоятельно формулировать замысел, отличающийся оригинальностью. Подчеркнем, что эти способности лежат в основе, в дальнейшем с их помощью дети усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где требуется умение представить сущность процесса, строение механизма. Богатые возможности для развития конструктивно-технических способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из разных материалов, конструкторов, использование технических игрушек.

В дошкольном возрасте активно развиваются специальные способности, прежде всего художественные. Дошкольное детство, как никакой другой возрастной период, создает благоприятные условия для их формирования. Дошкольник включен во все многообразие художественных видов деятельности. Он поет, танцует, лепит, рисует. У ребенка дошкольного возраста проявляются такие способности, как изобразительные, декоративно-прикладные, включающие чувство композиции, цвета, формы; музыкальные, которые составляют мелодический и ритмический слух, чувство лада; театрально- речевые, в которые входят поэтический слух, выразительность интонации и мимики. Любая специальная способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной отзывчивости и восприимчивости. Причем последнее в художественных способностях выступает на первый план.

Особое место в психологии способностей занимает проблема развития одаренных детей. Под одаренностью понимается качественно своеобразное сочетание способностей, которое обусловливает диапазон интеллектуальных возможностей человека, своеобразие его деятельности. Одаренный ребенок по типу умственного развития опережает своих сверстников. Для него характерны раннее развитие речи и богатый словарный запас, чувствительность к новой информации, умение ее получать и систематизировать, стремление решать трудные проблемы и рассуждать о сложных явлениях, устанавливать скрытые связи между объектами, находить причинно-следственные зависимости. Одаренные дети очень любознательны, задают взрослому много вопросов, которые могут поставить его в тупик, они критичны по отношению к себе и окружающим.

К первой относятся дети с ускоренным умственным развитием. Они отличаются от ровесников высоким уровнем развития интеллекта, поразительной умственной активностью, ненасытной познавательной потребностью.

Вторую группу составляют дети с ранней умственной специализацией. Они характеризуются при обычном общем уровне особой расположенностью к какому-либо одному предмету (к какой-нибудь области науки или техники). По «своему» предмету или группе предметов ребенок может выделяться, значительно может превосходить других детей легкостью, с какой ему дается специфика материала, углубленностью интереса, готовностью усваивать и творчески участвовать в работе.

Рассказывают, что отец известного математика Гаусса обычно платил своим рабочим в конце недели, прибавляя к каждодневному заработку плату за сверхурочные часы. Однажды, после того как Гаусс-отец закончил расчеты, следивший за операциями отца ребенок, которому было едва три года, воскликнул: «Подсчет неверен. Вот какая должна быть сумма». Вычисления повторили и с удивлением убедились, что малыш указал правильную сумму.

Третью группу одаренных детей составляют дети с отдельными признаками незаурядных способностей. Они не опережают сверстников в общем развитии интеллекта, не проявляют ярких успехов в каких-либо областях деятельности, но их отличают особые качества отдельных психических процессов. Например, необычайная память на какие- либо объекты, богатство воображения, проявляющееся в необычных ассоциациях, острая наблюдательность.