Развитие двигательного воображения у детей дошкольного возраста на физкультурных занятиях в условиях сельского детского сада

Условия формирования опыта.

Опыт формировался на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Спутник» п. Мирный Зонального района Алтайского края. Физкультурный зал (был создан мною в 1999–2000 уч. г.) оборудован в соответствии с рекомендуемым перечнем оборудования и пособий в физкультурном зале. Созданы условия для подгрупповых и индивидуальных активных движений, дня моделирования, поиска и экспериментирования с движениями (мини-стадион, спортивные модули, маты, кегли, кубы и др.). Мною выполнено большое количество нетрадиционного оборудования для занятий физкультурой (скакалки-тяжеловесы, мяч в мешке, гусеница, босоножки не оторвешь ножки, жонглеры) В каждой возрастной группе имеется физкультурный уголок, оборудованный в соответствии с возрастными особенностями и потребностями ребенка. Моя деятельность интегрирована с деятельностью музыкального руководителя и организована в тесной связи с медицинской сестрой.

Актуальность.

Классические словари определяют слово «спорт» как составную часть физической культуры. Но существует небезосновательное мнение, что современный спорт, развиваясь по пути профессионализации стал слишком прагматичным. Поэтому все чаще разводятся понятия «физическая культура» и «спорт». Активные занятия, связанные со спортом, могут в будущем определить профессиональный выбор ребенка, но вряд ли могут рассматриваться в педагогике как средство оздоровления и развития детей. Тем не менее, спортивные образцы и принятые в нем способы организации двигательной активности детей до сих пор остаются явными или неявными ориентирами для создателей методик физического воспитания. Эти методики преследуют своей целью «натаскивание» детей в выполнении некоторого ряда упражнений. Особое место в них отводится работе по улучшению показателей отдельных движений (которые называют «основными»). При этом фиксируются не только такие показатели, как, например, скорость бега на дистанции, но и более специализированные – особенности отталкивания от поверхности и координации рук и ног при беге, направление бега и др. Подобные методики следовало бы отнести к утилитаристкой парадигме физического воспитания, где развивающая педагогическая работа подменяется тренерской. Дежурные ссылки на общеразвивающие функции физического воспитания при этом звучат декларативно.

Сегодня перед педагогом сюит задача возрождения фундаментальною статуса физической культуры. Это вовсе не означает, что надо отказываться от формирования основных двигательных умений и навыков. Но они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст детского развития. Что это означает?

Физическая культура – потому и культура, что призвана вывести ребенка за рамки повседневного накапливаемого им двигательного опыта, подобно тому, как чтение художественной литературы выводит за рамки обыденной речи. Чтобы речь ребенка развивалась, он должен экспериментировать со словечками, с их сочетаниями, открывать для себя ритмические особенности текстов, принципы рифмования и т. п.

Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движениями, решать двигательные «задачи». Для этого развитие двигательной активности должно протекать в форме приобщения детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры в собственном смысле слова. Главным содержанием физкультурных занятий должна быть не только и не столько тренировка движений, а развитие двигательного воображения (В.Т.Кудрявцев).

С учетом этого возникает необходимость использования физических упражнений в психофизиологическом развитии ребенка-дошкольника. Настоящий опыт можно рассматривать как частную попытку удовлетворения этой необходимости. Не снимая задачи формирования основных двигательных умений и навыков, педагог включает эту задачу в более широкий и содержательный контекст детского развития.

Теоретическоеобоснование и ведущая идея опыта.

Теоретической основой опыта стало исследование В.Т. Кудрявцева, согласно которому приобщение к физической культуре разворачивается как процесс проблематизации, инверсии, творческого преобразования обыденного двигательного опыта ребенка и его эталонов (традиционная – неразвивающая – система физического воспитания лишь дублирует и педагогически «закрепляет» этот опыт и эти эталоны). В этом процессе дети сталкиваются с необходимостью решения специфических проблемно-двигательных задач. В ходе их решения они активно экспериментируют со способами построения собственных движений, овладевая все новыми «моторными полями» (Н.А. Бернштейн). Иными словами, двигательные эталоны, включая и эталоны основных видов движений, изначально задаются не в готовом виде, а в проблемной форме. При этом педагог фиксирует внимание детей на противоречиях и парадоксах, присущих движению как таковому.

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируетсядвигательное воображение – основа творческой, осмысленной моторики.

В доступной форме ребенок с самого начала должен осмыслить, что его собственное тело, телесные движения не являются некоторой «готовой данностью». Необходимо, чтобы мир движений открывался детям как особая, «необычная» действительность. Формирование у дошкольников такого отношения к миру движений предполагает развитие у них творческого воображения, осуществляемое разнообразными средствами специально организованной двигательной деятельности.

Двигательное воображение обеспечивает одушевление (и одухотворение) детских движений, что, как показал крупнейший детский психолог А.В.Запорожец, делает их по-настоящему управляемыми. Это, в частности, значит, что ключ к формированию воли и произвольного внимания – психических функций, которые всегда выступали на передний план в физическом воспитании детей, следует искать в сфере развития двигательного воображения.

Работа по формированию двигательного воображения непосредственно связана с личностно ориентированной педагогикой (В.А. Петровский, Е.В. Бондаревская и др.). Л.С.Выгодский писал, что там, где мы чувствуем себя источником движения, мы поступаем личностью.

Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в творческом использовании проблемно-игровых двигательных заданий. Работа по формированию двигательной активности организована через разнообразие нетрадиционных эффективных форм, средств и методов физического воспитания. Что позволяет интегрировать его в эстетическое и музыкальное воспитание детей. Я адаптировала танцевально-игровую гимнастику «СА – ФИ – ДАНСЕ» в условия сельского детского сада.

Технология опыта.

Цель: формирование двигательной сферы, создание психолого-педагогических условий развития здоровья детей на основе их творческой активности.

Принципы деятельности:

  • Учет общепедагогических принципов организации физкультурных занятий и физкультурно-оздоровительной работы.
  • Творческая направленность. В результате ребенок самостоятельно создает новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности.
  • Учет общих параметров детских движений:

1) проектно-конструктивные параметры – это способность проектировать и конструировать способы выполнения двигательного действия;

2) когнитивные параметры – это умение мысленно расчленять целостное действие на компоненты и заново интегрировать их в целое, прослеживая их связь; способность обобщать разнообразные представления о мире движений и относится к движению, как к способу жизнедеятельности;

3) исполнительные параметры – это умение гибко использовать двигательный образец и свободно производит коррекцию моторного действия в меняющейся ситуации; способность к двигательной импровизации;

4) экспрессивно-коммуникативные параметры – это умение «превращать» физическое действие в выразительное, адресованное другому человеку;

5) эмоционально-эстетические параметры – способность переживать эмоциональный подъем и эстетическое наслаждение, проявлять артистизм при выполнении движений.

Средства развития двигательного воображения:

Эффективным средством являются специальные игровые задания, при выполнении которых преодолевается стереотип действия с данным предметом. При этом дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря. Если это мяч, то дети пытаются рисовать им невидимые контуры различных предметов (цветка, звезды, самолета и т. д.), раскручивая или раскатывая его на полу, раскачиваться на нем, как на качелях, проносить его на голове как шляпу.

Другую группу аналогичных заданий составляют задания на придумывание названий выполняемых движений. По указанию педагога два мальчика скрещивают руки, на которые садится девочка, после чего мальчики доносят ее до указанного места. Я прошу детей придумать название для этого двигательного сюжета. Дети предлагают самые разные названия – «лошадки», «корзинка», «носильщики», «силачи», «мужская сила», «принцесса в карете», «королева».

Для того чтобы подвижные и музыкально-подвижные игры стали средством развития двигательного воображения я систематически создаю «ситуацию разрыва» двигательной деятельностью детей, нарушающие привычное течение.

В целях развития выразительности детских движений широко использую двигательные инсценировки-драматизации.

Логическим продолжением работы по развитию выразительности движений служит работа по эстетическому оформлению двигательного опыта детей. Основа такого оформления – сопряжение движения и музыки.

Для организации двигательного восприятия музыки я использую произвольные танцы (не требующие специальной хореографической подготовки), упражнения на пропевание движений, пантомимическое воспроизведение музыкальных звуков в отсутствии самой музыки. Проблематизация обыденных психомоторных эталонов протекает в форме создания мною и детьми своеобразных двигательных «перевертышей». В подвижной игре «Обезьянки» дети вначале изображают послушных обезьянок, повторяя показанные движения. Потом обезьянки устали и становятся «непослушными». Дети начинают придумывать и выполнять совершенно другие движения, причем любые.

Нетрадиционные виды упражнений.

Игровая ритмика является основой для развития чувства ритма и двигательных способностей детей, позволяя свободно и красиво, координационно правильно выполнять движения под музыку, в соответствии с ее особенностями, характером, метром, ритмом, темпом и другими средствами выразительности. Сюда же входят упражнения для согласования движений, музыкальные задания и игры

В игровую гимнастику входят строевые общеразвивающие упражнения с предметами и без них. Она является основой для освоение ребенком различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование умений, навыков, необходимых для дальнейшей работы.

Танец направлен на формирование у детей танцевальных движений, что способствует их физическому развитию, повышению общей культуры. Сюда входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко-бытовой, народный, бальный, современный и ритмические танцы.

Дыхательная гимнастика укрепляет дыхательную мускулатуру и повышает сопротивляемость к простудным заболеваниям, а также выносливость при физических нагрузках.

Пальчиковая гимнастика служит для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук.

Игровой самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма.

Музыкально-подвижные игры являются ведущим видом деятельности дошкольника. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования – все то, что требуется для достижения поставленной цели при проведении занятий по танцевально-игровой гимнастике.

Упражнения на расслабление мышц и на укрепление осанки служат основой для освоения ребенком различных видов движений.

Креативная гимнастика, включающая в себя музыкально-творческие игры, предусматривает применение нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим заданиям создаются благоприятные возможности для созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

(Содержание данных упражнений в разных возрастных группах в приложении 1 .)

Структура занятия общепринятая. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной, заключительной.

Подготовительная часть занимает от 5 до 15 % общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить организм ребенка к работе. Для решения задач подготовительной части использую такие средства, как игрогимнастика, игроритмика, музыкально-подвижные игры малой подвижности, игротанцы упражнения танцевально-ритмической гимнастики.

Основная часть занятия длится от 70 до 85 % общего времени. В этой части решаются основные задачи: формируются двигательные умения, идет основная работа над развитием двигательных способностей и двигательного воображения. В основную часть могут входить все раннее перечисленные средства.

Заключительная часть длится от 3 до 7 % общего времени. В том случае, если в основной части имеет место большая физическая нагрузка, время заключительной части я увеличиваю. В заключительной части занятия я использую упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж.

Результативность.

По прошествии первого года обучения дети знают назначение спортивного зала и правил поведения в нем. Умеют ориентироваться в зале, строится в шеренгу. Умеют выполнять ритмические танцы и комплексы упражнений (см. приложение 1 ). Овладевают навыками ритмической ходьбы. Умеют хлопать и топать в такт музыки. Умеют в музыкально-подвижной игре представить различные образы (зверей, птиц, растений, фигуры и т. д.).

После второго года обучения дети знают о назначении отдельных упражнений танцевально-ритмической гимнастики. Умеют выполнять простейшие построения и перестроения. Умеют исполнять ритмические комплексы упражнений под музыку (см. приложение 1 ). Умеют ритмично двигаться в различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший ритмический рисунок. Знают основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие задания по креативной гимнастики «Кто я», «Море волнуется», «Создай образ», «Импровизация под песню», «Ай да я», «Выставка картин».

По окончании третьего года обучения дети знают правила безопасности при занятиях физическими упражнениями с предметами и без предметов. Владеют навыками по различным видам передвижений по залу и приобретают определенный «запас» движений в общеразвивающих и танцевальный упражнениях. Могут передавать характер музыкального произведения в движении (веселый, грустный, лирический, героический и т.д.). Владеют основными упражнениями (см. приложение 1 ). Умеют исполнять ритмические комплексы упражнений под музыку, а также двигательные задания по креативной гимнастике «Займи место», «Танцевальный вечер».

После четверного года обучения дети знают о правилах личной гигиены при занятиях физическими упражнениями. Могут хорошо ориентироваться в зале при проведении музыкально-подвижных игр. Умеют выполнять специальные упражнения для согласования движений с музыкой. Умеют исполнять ритмические комплексы упражнения и двигательные задания по креативной гимнастике.

Показатели динамики развития двигательного воображения