Скачать:

Актуальность выбранной темы

Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, эмоционального, интеллектуального и творческого развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие   логического мышления в дошкольном возрасте. Школа предъявляет определенные требования к мыслительной деятельности  старших дошкольников в плане умения действовать в логической последовательности, планировать ход своей деятельности без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

Итоговая диагностика детей старшей группы с ЗПР показала, что психические процессы у детей развиваются, но не в том объеме, который соответствовал бы возрасту. Работая над развитием   внимания у дошкольников, я отмечала, что мыслительная деятельность у них снижена. Поэтому я решила уделить этому вопросу более пристальное внимание, а именно сделав упор на такой психический процесс как  ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ поскольку оно является составляющим звеном познавательного развития, влияет на развитие других  познавательных процессов.  Мышление дает толчок закреплению цвета, формы, величины, т.е. восприятию. Выполняя логические задания и упражнения, ребенку необходимо быть внимательным и сосредоточенным. Таким образом, совершенствуется зрительное и слуховое внимание. Работая над  мышлением, мы обязательно тренируем память. Естественно, обговаривая то или иное задание, упражнение, мы развиваем соответственно и речь. Выполняя различные задания на развитие  мышления, ребенку часто приходится брать в руки карандаши для его выполнения, т.е. развиваем и тонкую моторику, и сенсорику. Таким образом, без мыслительной деятельности не возможно дальнейшее развитие других психических процессов. Причем идет процесс взаимозависимости и взаимообогащения.

восприятие

внимание

моторика

мышление

воображение

Поскольку в школьном обучении к мышлению   предъявляются серьезные требования, то я посчитала, что этому психическому процессу надо уделить пристальное внимание в период посещения детьми старшей и подготовительной к школе групп, тем более что у детей с задержкой психического развития имеются отставания в формировании этого   процесса.

В дошкольном возрасте процессы мышления развиваются через игровую деятельность ребёнка. Дидактические игры, насыщенные логическим содержанием не потребуют от детей каких-нибудь особых знаний. В них моделируются такие логические конструкции, а в процессе игры решаются такие задачи, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников простейших логических структур мышления. Обучая маленьких детей в процессе игры, мы стремимся к тому, чтобы радость от игровой деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Формированию у дошкольников мыслительной деятельности должно отводиться важное место. Это вызвано рядом причин: обилием информации получаемой ребенком, повышенным вниманием к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Преследуется главная цель. вырастить детей людьми умеющими думать, хорошо ориентироваться во всем, что окружает, правильно оценивать ситуации, с которыми они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные решения, т.е. формирование активной мыслительной деятельности у старших  дошкольников с  задержкой психического развития  в   период  предшкольной подготовки.

Решая разнообразные логические задачи, дети проявляют волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности, доводить дело до конца (находить правильные решения, ответы).  На занятиях по развитию логики у детей формируются такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать.

На сегодняшний день для дальнейшего успешного обучения необходимо раннее выявление и коррекция нарушений  мышления уже у детей старшего дошкольного возраста.

Достижению поставленных целей будет способствовать взаимодействие развития умственной деятельности с коррекционно-воспитательной работой, а для этого необходимо решать следующие задачи:

    Выявить уровень сформированности  мыслительной деятельности у детей с ЗПР; Разработать перспективное планирование дидактических игр и развивающих упражнений с использованием занимательного материала; Разработать, подобрать  коррекционно-игровые занятия для  детей с ЗПР по формированию мыслительных операций на основе разработанного перспективного планирования; Проанализировать результаты по использованию дидактических игр и упражнений в  развитии мыслительной деятельности.

Исходя, из цели и задач я сформулировала следующую гипотезу.

Реализация работы учителя - дефектолога с   детьми, имеющими задержку  развития мыслительных операций,  в образовательном  процессе детского сада  будет  эффективной, если:

    Осуществляется системный подход от раннего выявления интеллектуальных затруднений  к их коррекции и   развитию; Разработана  последовательность   деятельности учителя – дефектолога,  ориентированная  на работу с   детьми, имеющими отставание в развитии мыслительных процессов; Имеется психолого-педагогическая поддержка      детей с задержкой психологического развития.

Система работы учителя-дефектолога включает в себя:

    Работу с детьми; Работу с педагогами; Работу с родителями; Оснащение коррекционного процесса наглядно – игровыми пособиями.

( Приложение 1)

Ожидаемый результат:  повышение уровня сформированности  мыслительной деятельности    у старших дошкольников с ЗПР.  А  именно:

      формирование таких мыслительных операций, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. оказание  влияния  на формирование других психических процессов, и на развитие познавательной деятельности в целом.

Новизна  данной работы  состоит в систематизации подходов к формированию у  дошкольников мыслительных операций   и их адаптации к условиям  будущего школьного обучения.   Новым   является     актуализация позиции ребенка в процессе усвоения представлений  о мыслительной деятельности  через использование  дидактических игр и упражнений, позволяющей реализовать принцип оптимального соотношения педагогических воздействий взрослого и процессом саморазвития, обусловленным  собственной активностью ребенка.

Практическая значимость   систематизации подходов к формированию мыслительной деятельности  посредством дидактических игр и упражнений заключается в том, что ее внедрение позволяет повысить уровень  сформированности мыслительных операций  у старших дошкольников с ЗПР. Опыт применения  и программно-методическое обеспечение являющееся  оригинальным продуктом, включающим в себя необходимые педагогические средства для формирования мыслительной  деятельности детей старшего дошкольного возраста с проблемами психологического развития,  могут быть рекомендованы для внедрения в практику воспитателей коррекционных групп и учителей – дефектологов дошкольных учреждений города.

При подготовке данной работы я использовала методики известных педагогов и психологов: И.К.Беловой, И.Н.Волковой, С.Г.Шевченко, Г.Н.Максимовой, И.А.Кузнецовой, Р.В.Былич «Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР»; С.Г. Шевченко, Р.Д. Тригер, Г.М.Капустиной,

И.Н. Волковой «Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии»;

А.О.Дробинской «Ребёнок с задержкой  психического развития»;

Н.И.Бабкиной «Оценка психологической готовности детей к школе»;

Боряковой Н.Ю. Соболевой А.В. Ткачевой В.В. Практикум  по развитию

мыслительной  деятельности у дошкольников;

IV. Заключение.

Сравнительный анализ  данных обследования убедительно показал корригирующий эффект применяемой системы  по формированию мыслительной деятельности старших дошкольников с ЗПР  в  развитии детей. Трудными для моих детей оказались задания, требующие от них развитых навыков анализа и синтеза, развёрнутого этапа ориентировки в задании, планирования при реализации действий. Более легко давались задания с использованием условно-схематического изображения для ориентировки в пространстве игровой мотивации.

Теоретическое изучение проблемы и результаты проведенной работы позволили сформулировать следующие выводы:

1. Формирование мыслительной деятельности у старших дошкольников с задержкой психического развития - процесс длительный и сложный. Этот процесс требует многосторонней целенаправленной работы на протяжении всего периода дошкольного детства, особенно на этапе старшего дошкольного возраста;

2. Наличие системы работы по формированию мыслительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, позволило  добиться стабильных положительных результатов в овладении различными мыслительными операциями (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей).

3. Апробация системы формирования мыслительной деятельности  старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр и упражнений       показала,  что  результативность сформированности мыслительных операций   зависит от: создания предметно-развивающей   среды, наполненной наглядно-игровыми комплексами; перспективного планирования дидактических игр и упражнений по формированию мыслительных операций; разработки индивидуальных маршрутов речевого и психологического развития ребенка; применения  рабочей тетради  «Задания и упражнения для развития логического мышления»; тесной взаимосвязи с родителями и педагогами;

4. Дети стали пользоваться усвоенными знаниями в повседневной жизни, переносить их  из игровых ситуаций в жизнь.

Положительная динамика по формированию мыслительной деятельности  у детей показала эффективность проведенной мною работы. Кроме того, целенаправленная работа по формированию логики повлияла на развитие всех психических процессов  ребенка в целом.

Ум не развивается сам собой. Его нужно развивать с раннего возраста в детском саду и семье. И кому как не педагогам решать эту повседневную работу.

В процессе углубленной работы,   к моменту поступления в школу,  дети    моей группы осознанно усваивают знания, которые будут способствовать дальнейшему умственному развитию и подготовки их к успешному обучению в школе:

    С интересом и удовольствием постигают логические приёмы    и   верят в свои силы. Объединяют предметы в группы по определённым признакам. Выстраивают  логический ряд из определённой группы фигур   или предметов. Выделяют  предмет в группах, не подходящий к общим признакам. Учатся выстраивать последовательность событий и составлять связный            рассказ по картинкам. Учатся  самостоятельно решать логические задачи. Сравнивают  предметы друг с другом, выявляют несоответствие между ними. Подбирают подходящие предметы друг к другу, связывая их между собой по смыслу. Учатся  самостоятельно применять знания и умения в решении проблемно-игровых и практических задач.

Для достижения лучших результатов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими проблемы в развитии, я планирую:

    Использовать разработанную мною систему, которая  хорошо себя

зарекомендовала,  по формированию мыслительных операций у старших

дошкольников с задержкой психического развития.

    Продолжать осуществлять дифференцированный подход к детям  при

формировании  мыслительной деятельности.

    Продолжать изучать и внедрять опыт ведущих педагогов и психологов,

изучающих детей с задержкой психического развития.

4. Использовать  инновационные формы работы с педагогами и родителями

в процессе формирования   мыслительной деятельности у старших