курсовая 2010.doc

Федеральное агентство по образованию

Челябинский Государственный Педагогический Университет

Факультет логопедии

Челябинск 2010

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………… ……………………3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ ………………………………………………………………………6

1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР….….6

1.2 Общие основы формирования  связной  речи детей с ОНР……12

ГЛАВА 2 РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………………………………………………………..20

2.1 Театрализованная деятельность как метод преодоления коммуникативной дезадаптации у дошкольников с нарушениями речевого развития …………………………………………………………20

2.2 Примерная программа  мероприятий  для развития связной речи  у старших дошкольников с ОНР ………………………………………. 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… ……………. 34

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………..……… ………35

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………… ……………..38

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. В ходе изучения методической литературы и опыта работы, я пришла к выводу, что необходимо решить основную проблему, которая заключается в том, что нужно преодолеть общее недоразвитие речи детей и развить речь дошкольников. Эта проблема является ключевой проблемой в ходе моей педагогической деятельности.

Дошкольные образовательные учреждения и группы для детей с нарушениями речи являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в их воспитании и развитии, в коррекции и компенсации речевых нарушений, в подготовке этих детей к школе.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с недостатками речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий, осуществление преемственности  в работе логопеда, воспитателя и  музыкального руководителя.

К числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками, имеющими ОНР, относится формирование у них  связной монологической речи. Это  необходимо как для наиболее полного  преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей  к предстоящему школьному обучению.

Успешность  обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями связной  речью. Адекватное восприятие и воспроизведение  текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи.

Целенаправленное  формирование связной речи имеет  важнейшее значение в общей системе  логопедической работы с детьми с  ОНР. Формирование связной речи детей с ОНР в коррекционном детском саде осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др. так и на специальных коррекционных занятиях. Методика работы по развитию связной речи дошкольников с ОНР освещена в ряде научных и научно-методических трудов по логопедии. Как мы знаем, основная деятельность ребёнка – игра. В методической литературе отражены различные виды игр по формированию связной речи детей с ОНР, но недостаточно раскрыт раздел как театрализованная игра в развитии речи детей с ОНР.

Дети  с ОНР – это особая категория, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты, влияющие на становление психики.

Речевые нарушения, возникнув в результате воздействия какого-либо потенциального фактора, сами по себе не исчезают, и  при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшем развитии ребенка.

К сожалению, в отечественной логопедии на сегодняшний день наиболее приоритетным и особенно полно разработанным является коррекционное направление, фокусирующееся на преодолении возникающих или уже имеющихся нарушений речи. Это наиболее понятно в силу объективно большего страдания ребенка и беспокойства его родных и близких.

Но  такое направление отчасти  затеняет другие – не менее важные формы работы. Например, использование различных видов творчества, культурно-досуговой деятельности для устранения речевых нарушений, пока не нашло широкого применения в логопедической практике. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Целенаправленное  формирование связной речи имеет  важнейшее значение в общей системе  логопедической работы с детьми с  ОНР. В ходе исследования, я изучила методическую литературу по данной теме и пришла к выводу, что недостаточно разработана система работы по развитию речи детей с ОНР в театрализованной деятельности.

К сожалению, в специальной литературе можно встретить лишь отдельные  упоминания о театральной деятельности в развитии речи детей с ОНР.

Цель  работы: Разработать пути активизации речевой деятельности

дошкольников  с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности

Задачи:

1. Изучить специальную  литературу  по проблемам связной речи  у детей с общим недоразвитием  речи (ОНР);

2. Раскрыть виды театрализованной деятельности в детских дошкольных учреждениях с точки зрения способности преодоления речевого недоразвития дошкольника;

3. Выявить и проанализировать  особенности  связной речи у детей с общим недоразвитием речи;

4. Разработать модифицированные  приемы для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности;

5. Проверить целесообразность и  успешность применения тех или  иных

приемов.

Объект  исследования – дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.