Формирование личности дошкольников в игровой деятельности

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx (45.17 Кб)   —   Открыть ,  Скачать

Однако, соединяя мир игры с обучением, педагог осторожно  и обязательно соблюдает  определенные правила:

Во-первых – ребенок должен знать, что результат его труда  необходим какому-нибудь игровому персонажу (игровыми персонажами называют игрушки – объемные или плоскостные фигурки животных – домашних и диких, птиц). Следовательно, у детей должно появиться желание помочь одному из обитателей игрового мира;

Во-вторых – для того чтобы  привлечь внимание детей к нуждам или заботам игрового персонажа, требуются специальные приемы, которые, очень просты и доступны. В начале следует показать тех персонажей, которые станут героями данного занятия (например, если на занятии дети будут учиться рисовать домик для белочки, то показываются маленькие игрушки или плоскостные фигурки бельчат, вырезанные из бумаги). Затем кратко, но достаточно убедительно педагог рассказывает, скажем, о том, что эти игровые персонажи оказались в опасном или затруднительном положении: наступила зима, а у маленьких бельчат нет домика. Важно, чтобы педагог не только обозначил трудности, но и добился отклика у своих слушателей. По этому, он раскрывает всю сложность и опасность; маленькие бельчата могут погибнуть от холода, голода и врагов. Но у этих зверюшек есть защитники, подчеркивает воспитатель, и указывает на ребят. Тем самым он ставит детей в позицию помощников, защитников, что особенно важно для решения воспитательных задач.

В- третьих – чтобы  дети активно включились в работу, педагог объясняет: для спасения игрового персонажа необходим именно тот предмет, который предстоит нарисовать (слепить, или выполнить способом аппликации). Так, чтобы спасти мышонка, надо углубить ему норку (заштриховать круг, чтобы не просматривался силуэт). Получается: с одной стороны, помогая мышонку, ребенок играет, а с другой – действует не в воображаемом плане, а реально.

Его изобразительная деятельность отличается от игры тем, что он не может  ограничиться воображаемыми действиями, а обязательно создает какой-то реальный продукт (рисунок, лепку, аппликацию), т.е. сам ставит задачу, в решении  которой заинтересован педагог. Однако в этой ситуации возникает  одно "но". Ребенок сам рисовать не умеет, ему необходимо объяснение, показ способов изображения. Именно теперь он заинтересованно и по-деловому (ведь ему предстоит все это  делать!) будет слушать объяснения педагога и применять их в своей  работе.

В – четвертых – не следует забывать, что дети решают не учебную, а игровую задачу. Они  в мире игры. По этому педагог, если замечает какие-либо недостатки, предлагает – и только в игровой форме: "Наташа, твоей белочке очень хотелось, чтобы ее домик покрывала крыша, которая спасет ее от дождя". Не важно, что за белочку говорит взрослый. Значимо то, что указания воспитателя не разрушают целостности игрового мира. Они тоже в контексте игровой, а не учебной деятельности.

Но вот занятие закончено, дети пришли к какому-то результату: нарисовали домик, траву, вылепили кормушки или что-то другое. Все это они  рисовали на этот раз для коровы, которая с нетерпением ждала  окончания работы. Вот и наступило  время. Ели дети не проявили инициативы, воспитатель берет в руки макет  животного и проходится им по рисункам детей, т.е. корова пощипывает вкусную  траву и благодарит детей.

Вот это игровое действие весьма важно для процесса обучения. Именно оно рациональное зерно всей предыдущей деятельности, плюс положительный  результат. Предложенный педагогический процесс – очень важный психологический  процесс, от которого во многом зависит  успех последующего обучения.[ 21; 15]

Важное место в художественно  – творческой деятельности дошкольников занимает музыка. Детям доставляет удовольствие прослушивание музыкальных  произведений, повторение музыкальных  рядов и звуков на различных инструментах. В этом возрасте впервые зарождается интерес к серьезным занятиям музыкой, который в дельнейшем может перерасти в настоящее увлечение и способствовать развитию музыкального дарования. Дети учатся петь, выполнять разнообразные ритмические движения под музыку, в частности танцевальные. Пение развивает музыкальный слух и вокальные способности.

Ни один из детских возрастов  не требует такого разнообразия форм межличностного сотрудничества, как  дошкольный, поскольку он связан с  необходимостью развития самых различных  сторон личности ребенка. Это – сотрудничество со сверстниками, со взрослыми, игры, общение и совместный труд. На протяжении дошкольного детства последовательно совершенствуются следующие основные виды деятельности детей: игра – манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно – ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры – соревнования, игры – общения, домашний труд.

Примерно за год или  два до поступления в школу  к названным видам деятельности добавляется еще один – учебная  деятельность, и ребенок пяти –  шести лет практически  оказывается  вовлеченным по меньшей мере в  семь – восемь различных видов  деятельности видов, каждый из которых  специфически интеллектуально и  морально его развивает.[ 21;  15]

Деятельность ребенка  может быть названа художественной, если она непосредственно связана  с различными видами искусства. К  разновидностям художественной деятельности можно отнести: театрализованные игры, музыкальные игры, игры, связанные  с изобразительной и  декоративно-прикладной практикой, художественно-словесным  творчеством.

Все эти игры могут  выступать и как  самостоятельные,  и в их тесных взаимосвязях, являя  собой синтетическую художественную деятельность.

Творчество ребенка  в художественной игре  опирается  на воспроизведение знакомого,  хотя уже и преобразованного, предмета, действия, явления. И наоборот, воспроизводя знакомое  сочетание  красок, услышанную мелодию,образное литературное выражение, ребенок вводит в них свое толкование, выдумку[12;6].

Ребенок всегда стремится  к проявлению своих интересов,  к выражению художественных  переживаний  и делает это непосредственно,  импульсивно. Некоторые  исследователи  считают эту особенность стремлением ребенка к самовыражению, которое часто понимают как независимое явление, сугубо индивидуальное, опуская при этом роль общественного окружения. Вместе с тем, взрослые могут регулировать эту сферу.

Рассмотрим более подробно  некоторые разновидности  художественной  игры и характер их  взаимосвязей.

Скажем, театрализованные игры в своем наиболее развернутом виде включают в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания и т.д.); изобразительную (оформление персонажей и места действия); музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица персонажей, их инсценирование, напевание и т.д.). Однако особенность театральных игр в том, что они объединены сценическим решением, поэтому сами по себе они отличаются от другой игровой деятельности. Литературная деятельность детей в театрализованных играх подчиняется драматургическим законам – она выступает в виде либо диалогов, либо монологов от лица персонажей; изобразительная деятельность здесь носит характер пространственно- изобразительный, оформительский, дети создают рисованные или иные формы домиков, деревьев, кустов и пр.; музыкальная деятельность  проявляется в театрализованных играх особенно активно, нередко играя организующую роль ритмической стороны сценического действия.

Процесс накопления  музыкально-слуховых  представлений  до активного включения в  пение,  происходит очень различно, в  зависимости от индивидуальных  особенностей ребенка. В этом  состоит основная сложность  организации  музыкальных игр. Однако по  мере того, как ребенок привыкает  к музыкальному звучанию и  сам включается в пение, его  интерес к данной игровой  деятельности  повышается. Основное внимание воспитателя, прежде всего, направлено воспитание выразительности и выработку навыка внимания.

Если обобщить формы организации самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников, можно отметить две, наиболее часто встречающиеся. Одна из них – музыкальная сюжетно-ролевая игра. Дети выбирают тему под влиянием различных музыкальных впечатлений (“ищем таланты”, “Концерт” и т.д.), распределяют роли, сюжет получает свое развитие. Другая форма – игра на детских инструментах.

В основе изобразительной  деятельности дошкольников  лежит  художественный опыт.

Известны разнообразные виды изобразительной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Как уже отмечалось раньше, изобразительная деятельность чаще всего связана с творческой ролевой игрой. Тесная связь наблюдается и с литературной деятельностью дошкольников.

В играх, связанных  с художественно-словесным  творчеством,  проявляются качества  художественного  восприятия и исполнения детей.   Особый интерес представляет  восприятие ребенком сказки. Тайну,  заключенную в ней, ребенок  чувствует. Влияние сказки на  детское развитие – предмет  многочисленных исследований. В  отечественной и в зарубежной  психологии имеются  исследования  такой тематики: сказка – это  культурное наследие; сказка –  это произведение искусства.  По  мнению Д.Б.Эльконина, основной особенностью процесса понимания художественного произведения является то, что он опирается на непосредственное эмоциональное отношение к описываемым событиям. Понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия герою. Ребенок входит в ситуацию действий героя и вместе проживает его жизнь, переживает его успехи и неудачи.

Дети изображают в  играх сказки не только  показанные, но и рассказанные.

Старшие дошкольники  смелее и разнообразнее  комбинируют  в играх свои знания, почерпнутые  из наблюдений, книг, рассказов взрослых.

Сказки и рассказы  находят отражение в играх  детей всех возрастов, но по- разному.  Младшие дошкольники обычно  разыгрывают  отдельные эпизоды сказки, позже  они начинают передавать  целиком  всю сказку, иногда внося в  нее изменения, вставляя  детали, взятые из жизненного опыта.  В этих играх, как указывает  Б.М.Теплов [14,], наблюдается переход  от игры к драматическому  искусству,  конечно, еще в зачаточной  форме.  Новое и более сложное в  этих играх   заключается в том, что дети играют для зрителей, а не для себя, как это бывает в обычной игре.  Такая игра труднее для детей, чем подражание тому, что они видят в жизни.

И.М.Сеченов дал  физиологическое  обоснование значения игры для  формирования чувств и доказал,   что игровые переживания  оставляют  глубокий след в сознании  ребенка.  Многократное повторение  действий  взрослых, подражание их моральным  качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка[13;106].

Игровое творчество  детей проявляется и поисках средств для выполнения замысла, изображения задуманного.

Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.

Вообще говоря, в создании  образа особенно велика роль  речи. Л.С.Выготский доказал, что развитие детского воображения непосредственно связано с усвоением речи. Например, для глухих детей необходимо специальное обучение игровым действиям[3;420].

Для осуществления  замысла в художественной игре  ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Эта способность видеть в предмете несуществующие качества составляют одну из характерных особенностей детства.

3. Педагогические основы организации творческих игр  дошкольников

Развитие творческой активности детей остается одной из психолого-педагогических проблем современности. Созданы всевозможные игры, направленные на физическое и умственное развитие, на совершенствование сенсорного аппарата, однако художественной игре воспитателями традиционно уделяется недостаточно внимания. Порой это происходит из-за недостаточного профессионализма самого воспитателя, или формального отношения к работе. Но главная причина, скорее всего, в том, что творчески мыслящая личность долгие годы была  не востребована в нашей стране, поэтому и развитию творческой активности детей внимания уделялось крайне мало. Скажем так, это не считалось приоритетным направлением педагогической теории и практики. Вместе с тем, в нашей стране проводились исследования, предметом которых являлась проблема развития детской индивидуальности в творческих играх. Нередко имели место и дискуссии по рассматриваемому вопросу.

Специалисты, пришли к выводу, что обучение и развитие детского творчества идут в единстве и взаимодействии. Доказывая это, Е.А.Флерина, например, подвергла критике имевшую место “теорию спада” детского творчества, которая состоит в том, что творчество дошкольников бессознательно определяется инстинктивными, унаследованными побудителями.

Е.А. Флерина доказала, что спад может наступить из-за отсутствия обучения или из-за плохого обучения; при правильном же руководстве и обучении творчество детей достигает относительно высокого уровня[17,72]

Путь к развитию  творчества – овладение  навыками. Однако нельзя думать, что сначала  надо обучить ребенка  рисованию  или лепке, а потом развивать  его творческие способности. “ Творческое начало пронизывает процесс усвоения навыков”[2,84].