Игровые технологии для развития речи дошкольников

ДЕТСКАЯ ИГРА - средство активного обогащения личности, поскольку обеспечивает ребенка дея-тельностью, развивающей его неограниченные возможности и таланты. РОЛЬ ИГРЫ поистине огромна. Помимо основных функций: 1. развивающей, 2. обучающей, 3. воспитывающей в любой игре может быть реализован комплекс функций: 4. диагностической (раскрывающей скрытые таланты), 5. релаксационной (снижающей излишнее напряжение), 6. компенсаторной (дающей человеку то, чего ему не хватает), 7. коммуникативной (являющейся средством общения), 8. самореализационной (служащей средством реализации возможностей), 9. социокультурной (позволяющей в процессе игры осваивать социокультурные нормы и правила поведения), 10. терапевтической (являющейся средством лечения психических расстройств человека). Игра тесно связана со всеми сторонами воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Поэтому, игровые технологии, как современные образовательные технологии, активно применяются в дошкольной практике. Цель игровой технологии в образовательном процессе - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-либо специальным навыкам, а дать возможность ребёнку «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого. Реализуя основные задачи ДОУ, игровые технологии становятся одним из механизмов регулирования качества образования в детском саду: они нивелируют отрицательные факторы, влияющие на снижение эффективности образования. Сначала игровые технологии используются как отдельные игровые моменты, которые очень важны, особенно, в период адаптации детей в дошкольном учреждении. Начиная с двух - трех лет основная задача игровых моментов - это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама, интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Воспитателю, использующему игровые технологии, необходимо обладать доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы. Начиная организацию игры в детском саду, воспитателю следует опираться на уже достигнутый уровень развития ребят, их склонности, привычки, способности. Затем осторожно перестраивать существующие интересы детей на желаемые, постепенно повышая к ним требования, терпеливо и настойчиво работая над их духовным ростом. В раннем возрасте закладываются основы всестороннего развития личности ребенка. Развитие и совершенствование движений в период раннего детства имеет особо важное значение. Обогащая двигательный опыт, активное движение способствует приобретению ребенком навыков и умений в его самостоятельной деятельности: в игре, в труде, во всей жизнедеятельности. 1. Игры для развития звуковой культуры речи Артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Можно ли помочь маленькому человечку в становлении правильной, чистой, свободной речи? Вполне! И сделать это в состоянии не только логопеды, но и педагоги, не имеющие специального дефектологического образования. Хорошо, если и родители не останутся в стороне от этой проблемы. Одним из самых доступных средств её решения является артикуляционная гимнастика. Артикуляция - это работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок, необходимая для произнесения звуков речи. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии. Размещать детей надо так, чтобы они видели лицо педагога. Не все дети овладевают двигательными навыками одновременно, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно - это может привести к отказу выполнять движение. Надо показывать ребенку его достижения, подбодрить. Чтобы у ребенка не пропал интерес к выполняемой работе, артикуляционная гимнастика не должна проводиться по шаблону, скучно. Предпосылкой успеха является создание благоприятных условий. Для красочного и забавного оформления игры - занятия используются картинки, игрушки, сказочные герои, привлечение стихотворных текстов. Миогимнастика (для детей от одного года до трех лет): упражнения стимулируют развитие мышц, поднимающих язык, способствуя навыкам правильного глотания, и укрепляют круговую мышцу рта, предупреждая зубочелюстные деформации. 1. «Лошадки» - цоканье язычком в течение 30 секунд; 2. «Заводим машинку» - длительное произнесение звука «д - д - д» (30 сек) ; 3. «Погладим зубки» - кончиком языка сначала упереться в небо, а затем водить им по острому краю верхних и нижних зубов; 4. «Поцелуй» - вытянуть губы вперед хоботком и чмокнуть; 5. «Шарик лопнул» - надуть щечки и медленно выдавить воздух через сжатые губы кулачками; 6. «Петрушка» - при разомкнутых губах приложить мизинцы к уголкам рта и в таком положении стремиться сомкнуть губы. Во II младшей группе можно предложить педагогам игру «Веселый зоопарк». Дети выбирают понравившуюся игрушку и выполняют задание под речевое сопровождение воспитателя. Рыбка Рыбка ротик открывает, Говорить она желает. (Дети широко открывают и закрывают рот) Добрый тигренок Наш тигренок не кусается, Нам тигренок улыбается. (Дети растягивают губы в широкой улыбке, обнажая сомкнутые зубы) Слоник Тянет слоник хоботок, Так он воду достает. (Дети вытягивают губы трубочкой) Киска Тише, киске нелегко - Она лакает молоко. (Дети, открыв рот, выполняют движения языком вперед - назад) Обезьянка Обезьянка - озорница Может целый день дразниться! (Дети, улыбаясь, произносят «пя - пя - пя», зажимая зубами широкий кончик языка) Мишка - сладкоежка Мишка очень любит мед, Он его сейчас слизнет. (Дети, открыв рот, облизывают, верхнюю и нижнюю губу) Лягушка На обед себе лягушка, Ловит комара и мушку. (Дети кончиком языка, стараясь поднять его как можно выше, касаются верхней губы) Попугай Попугай волнистый мой Вечно крутит головой! (Дети, открыв рот, выполняют движения языком вправо - влево) Жираф У жирафа голова Достает до потолка. (Дети, широко открыв рот, достают кончиком языка до верхнего неба) Озорной щенок А щенок по кличке Шарик Все гонял воздушный шарик, Толстой лапой Шарик топнул, И воздушный шарик лопнул. (Дети надувают и сдувают щеки) Ежик А у ежика иголки Ох как колки! Ох как колки! (Дети дотрагиваются кончиком языка до внутренних сторон правой и левой щеки) Любопытный гусь Шейку вытянул гусак. Вот так, вот так! (Дети вытягивают вперед узкий кончик языка) Лошадка К нам лошадка скачет! Что же это значит? (Дети щелкают язычком, широко открыв рот) Усталый лосенок Лосенок высунул язык, Он долго бегать не привык. Дети, открыв рот, улыбаясь, показывают широкий расслабленный язык). Рекомендации воспитателям по выполнению дыхательной гимнастики: Воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать; Выдох должен быть длительным, плавным; Необходимо следить, чтобы не надувались щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладонями) ; Упражнения можно выполнять как в положении сидя, так и стоя; Не переусердствуйте! Достаточно 3 - 5 повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению. Дыхательная гимнастика с использованием игровых приемов: «Футбол» (из кусочка ваты скатайте шарик. Это мяч. Ворота - два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь забить «гол». Вата должна оказаться между кубиками). «Вертушка» (для этой игры необходима игрушка - вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки, взрослый сопровождает его действия стихотворным текстом: ««Солнышко нам светит, дует ветерок» (для подгруппы детей). «Снегопад» (сделайте снежинки из ваты - рыхлые комочки. Предложите ребенку устроить сне-гопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку. Пусть он правильно сдует ее). «Летит снежок, летит снежок, Легкий, как пушок» «Листопад» (вырежьте из тонкой цветной бумаги осенние листья: дубовые, кленовые, березовые; можно использовать настоящие листья деревьев. Предложите ребенку устроить листопад дома, сдувая листочки аналогично снежинкам с ладони). «Листики, листочки, Падают на кочки, А под кочкой спят ежи, Листик, листик, - не шурши» «Бабочка» (вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с малышом русскую народную поговорку: «Бабочка - коробочка, Полети на облачко, Там твои детки на березовой ветке! » Затем предложите подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела». 2. Технологии пальчиковых и жестовых игр Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых и жестовых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Это способствует развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Дети второго года жизни хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой. Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок легко начинает выполнять нужные движения одной рукой, нужно научить его выполнять те же движения другой рукой. Трёхлетние дети осваивают игры для двух рук, например, в игре «Кошка и мышка» одна рука изображает кошку, а другая – мышку. Перед игрой надо обсудить ее содержание, отработать ключевые жесты и комбинации пальцев. Это не только подготовит малыша к правильному выполнению движений в игре, но и создаст благоприятный эмоциональный настрой. Наибольшее внимание маленьких детей привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез действия, речи и музыки радует и позволяет проводить занятия более эффективно. Стихи можно петь на любую подходящую мелодию. 3. Подвижные игры Подвижные игры являются жизненной потребностью для развития детей раннего возраста. С помощью подвижных игр решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития моторики детей, формирования их нравственных качеств, навыков жизни в коллективе. Выполнение игровых действий доставляет ребенку большое удовольствие. Играя, ребенок уп-ражняется в различных действиях. С помощью подвижных игр он овладевает новыми, более сложными движениями. Многократное повторение этих движений развивает внимание, волю, координацию, ловкость. Подвижные игры - коллективные игры, поэтому у детей вырабатываются умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих. Совместные действия детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приобретают опыт играть дружно, уступая и помогая друг другу. Подвижные игры помогают ребенку преодолеть робость и застенчивость. В игре, подражая действиям взрослых и товарищей, ребенок естественно и непринужденно выполняет любые, самые разнообразные движения. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему улучшается обмен веществ в организме и происходит тренировка практически всех функций систем и органов. Укрепление и оздоровление организма детей, формирование необходимых навыков движений, создание условий для радостных эмоциональных переживаний детей, воспитание у них дружеских взаимоотношений и дисциплинированности, умения действовать в коллективе сверстников, развитие их речи и обогащение словаря – это жизненно необходимые качества, которые как воспитатель, так и родитель может воспитывать при помощи подвижных игр.