Статья «Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

Статья. «Развитие творчества в ИЗО деят-ти дошкольников»

«Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает что-то новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средства для его воплощения.

И так, чтобы развить у ребенка творческое начало, педагог должен научить:

1. рисовать по замыслу;

2. подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу или поставленный задаче;

3. смешивать краски на палитре для получения нужного цвета и оттенков;

4. использовать декоративные элементы в рисунке;

5. избегать изобразительных штампов (небо голубое, домик – квадрат и треугольник, а так же развивать у детей воображение и фантазию.

Составными компонентами изобразительной деятельности являются: восприятие, исполнительство и творчество. Между этими тремя составляющими существует тесная связь.

Если ребенок не воспринимает эмоционально окружающую действительность или произведения искусства, если он не различает особенности выразительных средств (линия, форма, цвет, пятно, то он не сможет в полной мере проявить творчество в рисунке.

Вместе с эмоциональным восприятием развивается точное внимание, которое понадобится ребенку в собственном творчестве. Гуляя в парке или на участке обратите внимание на красоту падающих листьев (их цвет, форму, полет). Предложите найти детям два одинаковых листа. Они охотно примутся за поиски и будет приносить вам многочисленные пары, но при ближайшем рассмотрении они убедятся (с вашей помощью, что в природе нет ничего одинакового, т. к. природа не копирует себя. Ребенок начнет пристально вглядываться и научится видеть множество признаков отличия. Это станет началом развития внимания. Важно только время от времени предлагать детям подобные задания, ведь вокруг столько интересного (камни, ветки, шишки, цветы, грибы) .

Наблюдательность можно развить с помощью другого конкретного задания: предложить ребенку 3 луковицы не очень похожие друг на друга, но и не имеющие бросающихся в глаза различий. Пусть ребенок внимательно рассмотрит их и зарисует одну из них, так чтобы ее можно было узнать. Любым привычным изо материалом. Если вы не сможете узнать эту луковицу, проведите с ребенком дружеское обсуждение, чтобы он смог разобраться в своих ошибках и исправить их. Возможен не только изобразительный вариант этого задания – загадки, но и словесный. Что тоже поможет ребенку более точно отразить действительность в рисунке.

Особого внимания заслуживает развитие цветовосприятия ребенка.

Обобщенные наименования цветов психологически помогают человеку навести порядок в своем восприятии цветового многообразия мира, быть понятным другими. Но для развития художественного восприятия в этом есть опасность – привычные слова заслоняют реальный мир красок. Мы знаем, что снег – белый, трава – зеленая, и поэтому смотреть и видеть не обязательно. Так возникают стереотипы и штампы. А ведь небо бывает и фиолетовое, и зеленое, золотое, и алое, и серое, и многоцветное. Не упускайте случая обратить внимание ребенка на это и тогда он откроет для себя многообразие цветного мира.

Дети знают, что все листья зеленые, но положите перед ними лист березы и тополя, и тогда он увидит, что они совершенно не похожи друг на друга. И так ребенок научится видеть различия. Теперь попросите найти два совершенно не похожих друг на друга листика. Он конечно же принесет два различных по форме, размеру, цвету листа. Да у них есть различия, но важно показать сколько между ними общего: ритм зубцов, линия контура, оба имеют черенок, прожилки, оба тонюсенькие и плоские, а осенью оба сухие и ломкие и одинаково шуршат – оба легкие и летучие. Не зря они родились на одном дереве и зовутся одним именем. Заметьте, что это признание сходства двух листьев, каждый из которых имеет свой уникальный облик, совсем не похоже на прежнее смутное представление о том, что все листья похожи друг на друга. Одно дело видеть общее в разных предметах, но другое – просто не видеть различий, неповторимых черт каждого и потому считать их одинаковыми. Для развития наблюдательности, восприятия хороша игра: «На что похоже? ». Когда сравниваются любые предметы, не объединяющиеся одним понятием (фрукты, овощи). Выигрывает тот, кто найдет больше предметов, напоминающих чем-либо предложенный (фонарь, шишку и т. д.) и во-вторых, открывает сходство сразу по нескольким признакам (например: шишка и ежик, апельсин и солнышко и т. д.). в этом и выражается творческая способность видеть мир единым и целостным. Способность которая с годами слабеет и глохнет у большинства людей.

И так пристальное внимание приведет детей к противоположным выводам:

1 – в мире нет одинаковых предметов, все уникально и неповторимо;

2 – нет в мире двух предметов абсолютно непохожих и чуждых друг другу.

Это и есть одна из составляющих художественного восприятия и творчества.

Но мало быть наблюдательным. Художник обладает способностью активно избирать нужные впечатления из жизненного многообразия для передачи собственных переживаний в художественном замысле. То есть у ребенка следует развивать воображение, помогающее вычленить в окружающем мире не бесстрастную объективность, а нечто такое, что отвечает человеческим чувствам, соизмеримо с ними, может их вызвать или выразить. Это можно развивать с помощью, например, такой игры: предложить найти в парке, на участке – грустное дерево. А когда они его найдут, спросить, почему они, так решили, по каким видимым чертам это заметно? Возможно грустное дерево будет поникшим или засохшим, или раньше других потерявшим листву. Может кто-то из детей обратит внимание на другие менее очевидные признаки и даже не убедительные с вашей точки зрения. Не спешите опровергать его мнение. Важно, чтобы дети привыкли искать в видимых формах предметов и явлениях характер и настроение.

Например, в груде листьев найти «путешественника», почему именно он? Или какой из двух мячиков веселей по характеру, а какой сонный и ленивый. Или девочка посадила кукол на диванчик. Спросите ее какая кукла смогла бы быстрее рассмешить своих подруг и почему. Какую куклу труднее всего будет заставить улыбаться и почему.

Постоянно обращайте внимание детей на органическую связь между внутренним состоянием живых существ и его внешним выражением. Предложите словесно описать поведение кошки, когда она нежится или петуха в момент опасности, или собаки когда она провинилась. Их характерные движения, позы. Таким образом мы будем развивать художественное восприятие необходимое в изобразительном творчестве.

Но как наблюдательность художнику нужно умение правильно смешивать краски, т. е. не бесцельное перебирание их на палитре, а получение единственно нужного оттенка в решении конкретного художественного образа. Мы должны подвести ребенка к пониманию и осознанию выразительной возможности цвета и линии (плавная линия – выражение доброты и нежности, резкая прерывистая линия – что-то тревожное и т. д. научить пользоваться ими как средствами выражения своих замыслов, отношения к изображаемому. Нужно помочь ребенку сделать важное открытие: цвет и линия выражают и вызывают чувство. Ведь непосредственный эмоциональный отклик на цветовые впечатления свойственен большинству детей. и развивать это эмоциональное восприятие можно с помощью заданий. «Добрый волшебник и злой», «Замок волшебницы и колдуньи», «Коврик веселый и грустный». Вы убедитесь, что цвет не безразличен ребенку, он выбирает его осознано и чувствует его эмоциональное воздействие, но эту способность надо развивать. Как? Предложите такое задание. Выложите на белый ватман с одной стороны 2-3 ярких цвета, с другой 2-3 темных, глухих, отдельно черную и белую краску. Смешивая цвета в разных сочетаниях наблюдайте и обсуждайте как меняется характер краски и настроения. Добивайтесь, чтобы ребенок осознал и принял связь настроения, характер, чувства и цвета, чтобы мир цвета слился с миром его чувств. Работая над цветом не забывайте о линии. Предложите мягкий карандаш, мелок, тонкую и широкую кисть, пусть ребенок попробует провести разные по характеру линии: добрую, ленивую, колючую и т. д. а потом когда он будет рисовать праздники, битвы, животных и детей, пусть следит, чтобы линия рождающаяся под его рукой соответствовала характеру и настроению персонажа. Развивая творческие возможности ребенка нельзя не поговорить о материалах, которые тоже помогают воплотить свой замысел. Познакомьте детей с углем и пастелью, гуашью и акварелью, а потом спросите, что по его мнению мог бы нарисовать этот материал? Какие темы подходят ему по характеру и настроению. Помогите ребенку понять, что уголь охотно изобразит грозу могучее дерево, разбитое страшным ударом молнии, а пастель – тихий вечер с нежными облаками, отраженными в воде озера. Вскоре ребенок поймет, что отражения героического или трагического сюжета не стоит брать пастель или акварель, или тяжелая, бархатистая бумага подходит для новогодней, но не мартовской открытки. В ней уместна пастельно-нежная или шелковистая фактура.

Подведем итог: задания, о которых было рассказано, помогут нашим детям находить в окружающей действительности и в «материале» искусства средства для осуществления своих замыслов, т. е. разовьют его воображение, которое проявляется в способность сделать внутреннее, духовное содержание видимым, слышимым, доступным другим людям, т. е. творчество детей будет понятно окружающим.

Белобрыкина «Маленькие волшебники или на пути к творчеству»

«Развитие творчества в изобразительной деятельности дошкольников»

сообщение к Совету педагогов