Семинар-практикум для воспитателй «Значение логико — математических игр в умственном развитии детей старшего дошкольного возраста»

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания: активизировать умственную деятельность, заинтересовать математическим материалом, увлекать и развлекать детей, развивать ум, расширять и углублять математические представления. Любая математическая задача на смекалку, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи.

Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, или самая элементарная головоломка. Например, необычайность постановки вопроса: « Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображение.

Разновидностью математических игр и задач являются логические игры, задачи, упражнения. Они направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий.

К занимательному материалу относятся и различные дидактические игры. Они направлены на развитие у детей логического мышления, пространственных представлений, дают возможность упражнять ребят в счете, вычислениях. Занимательный математический материал является одним из дидактических средств, способствующих формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Под его влиянием внимание дошкольников становится целенаправленным, более устойчивым, совершенствуется память, мышление, формируется правильное употребление математических терминов. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном возрасте в детском саду или в семье, где преобладающее место в его деятельности занимает игра.

«А сейчас, мы с вами коллеги поиграем. Разделимся на две команды и послушайте первое задание:

1. Решение кроссвордов:

По вертикали: 1. Название дидактического материала для формирования элементарных математических представлений, созданного известным венгерским психологом и математиком (БЛОК)

2.Свойство предмета, характеризующее его размер (ВЕЛИЧИНА)

3. Один из сенсорных признаков предмета (ЦВЕТ)

По горизонтали: 1. Имя венгерского психолога и математика, автора пособия, указанного в первом столбце кроссворда (ДЬЕНЕШ)

2. Внешнее очертание предмета (ФОРМА)

Тому, чья команда назовет больше правильных ответов, получает большее количество баллов.

Второй кроссворд:

По вертикали: 1. Математическое понятие, характеризующее зависимость нескольких множеств (РАВЕНСТВО)

2. Ориентирование для геометрических тел предметов (ПЛОСКОСТЬ)

3. Показ воспитателя (ОБРАЗЕЦ)

По горизонтали: 4,5,6 – математические понятия, характеризующие действия числами (4-воспроизведение, 5-сравнение, 6-операция)

7. Понятие величины (ВЫСОТА)

После этих заданий подводим итог, сколько у кого баллов.

2. Задание: «Вопросы-шутки»

А. Сколько надо букв «Г», чтобы получилась большая куча сена? (СТОГ)

Б. Какой самый короткий месяц в году? (МАЙ)

В. Когда человек стоит на часах? (КОГДА ОН ЧАСОВОЙ)

Г. Несла баба в корзине на базар десять яиц, а дно упало, сколько яиц осталось? (НИ ОДНОГО, ВЕДЬ ДНО У КОРЗИНЫ УПАЛО)

д. Почему, когда хочешь спать, идешь к кровати? (ПО ПОЛУ)

Е. Какое число не изменяется от его переворачивания? (ВОСЕМЬ)

Ё. Что после трех годов будет с овцой? (ПОЙДЕТ ЧЕТВЕРНЫЙ ГОД)

Ж. На что похожа вторая половина яблока?( НА ПЕРВУЮ ПОЛОВИНУ)

З. В каком слове стоит столько же цифр, сколько букв (СТО)

К. Как из трех палочек сделать четыре, не ломая их? (СЛОЖИТЬ ЦИФРУ ЧЕТЫРЕ)

«Подсчитываем количество правильных ответов у каждой команды».

3. Игра «Кто самый внимательный».

«Предлагаю выйти двух игрокам с одной и другой команды. Станьте лицом к зрителям, а перед вами на стол кладу приз, который достается тому, кто окажется самым внимательным».

Расскажу сейчас рассказ,

В полтора десятка фраз.

Лишь скажу я слово «три»,

Приз немедленно бери!

«На слове «три» брать приз. Ну, тогда я продолжаю свой рассказ».

Однажды щуку мы поймали,

Распотрошили, а внутри

Рыбешек мелких увидали

И не одну, а целых….две.

Мечтает мальчик закаленный

Стать олимпийским чемпионом.

Смотри, на старте не хитри,

И жди команду: «Раз, два,….марш!»

Когда стихи запомнить хочешь

Их не зубри до поздней очи,

А про себя их повтори,

4.Задание. «Назвать песни взрослые и детские» Предлагаю вспомнить песни и спеть их по куплету, в которых звучит название цифр. («Маме в день восьмого марта», «Вместе весело шагать», «Две тетери», «Дважды два - четыре», «Три танкиста, три веселых друга», «Раз, два, три, калина», «В жизни раз бывает 18 лет», «В день, когда исполнилось мне 16 лет», «Жили два друга в нашем полку» и др.)