Свежие публикации

МСКОУ школы - интернат №4

Листишенкова М. Х.

Челябинск

2010

СОДЕРЖАНИЕ:

1.Введение.

2.Проблемы коррекционно – развивающего обучения детей с НОДА.

3.Основные направления коррекционно – развивающего обучения старших дошкольников с НОДА.

4.Коррекция зрительно – двигательной и моторной координации у старших дошкольников с НОДА.

5.Система упражнений по коррекции рисовальных движений и графических элементов.

6.Рекомендации по формированию зрительно – моторной координации.

7.Серия заданий, направленных на фиксирование строки и работу в нутрии её.

8.Игры для тренировки тонких движений пальцев рук.

9.Массаж рук.

1. Формирование и развитие зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с НОДА имеет большое значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника. Занятия по коррекции зрительно-двигательной и моторной координации активизируют сенсорное развитие ребенка, его моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи, игры, а в целом помогают ребенку подготовиться к школьному обучению.

2. Проблемы коррекционно – развивающего обучения детей с НОДА.

Среди всей популяции детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами НОДА. От 2 до 6 больных на 1000 детского населения, это дети с ДЦП. Основным клиническим симптомом ДЦП является нарушение двигательной функции, связанной с задержкой развития или неправильным развитием статокинетических рефлексов, патологией мышечного тонуса, парезами. К двигательным расстройствам в большей части случаев присоединяются нарушения зрения и слуха (20-25%), речи и др. У некоторых детей могут наблюдаться сопутствующие синдромы: судорожный, мозжечковый, гипертензионный, гиперкинетический и иные. Такая сложная клиническая картина создает дефицитарный характер психического развития ребенка с ДЦП, что весьма отрицательно сказывается на его познавательной деятельности в целом. Наиболее распространенной формой нарушения психического развития при данном заболевании является задержка психического развития (50% всей популяции детей с ДЦП) и примерно 20-25% имеют умственную отсталость различной степени выраженности.

Следует отметить, что ДЦП не является прогрессирующим заболеванием. С возрастом при правильном лечении, реабилитации и коррекционно-педагогической работе состояние ребенка, как правило, улучшается.

Двигательная недостаточность препятствует не только нормальному зрительному и кинестетическому восприятию и их развитию, но и мешает формированию интерсенсорных связей, особенно зрительно - моторных. Часто ребенок с церебральным параличом не ориентируется в частях собственного тела, а развитие схемы тела тесно связано с формированием пространственного восприятия. У них с трудом формируются понятия «лево», «право», проявляются элементы пальцевой агнозии, трудности в усвоении письма, чтения, счета. Однако среди исследователей утвердилось мнение о положительной динамике

в развитии ребенка с ДЦП при условии своевременного целенаправленного коррекционного воздействия. У группы детей, прогностически благоприятных, нарушения психического развития носят обратимый характер при активном и комплексном воздействии на основные компоненты дефекта развития.

3. Основные направления коррекционно-развивающего обучения старших дошкольников с НОДА при подготовке к школе.

Основной целью коррекционной работы является оказание детям медицинской, психологической, педагогической, логопедической и социальной помощи, обеспечение максимально полной и социальной адаптации, общего и профессионального обучения. Очень важно развитие позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению и труду. Эффективность лечебно-педагогических мероприятий определяется своевременностью, взаимосвязностью, преемственностью в работе различных звеньев. Лечебно-педагогическая работа

должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля.

Комплексный характер коррекционно-педагогической работы предусматривает постоянный учет взаимовлияния двигательных, речевых, психических нарушений в динамике продолжающегося развития ребенка.

Вследствие этого необходима совместная стимуляция развития всех сторон психики, речи и моторики, а также предупреждение и коррекция их нарушений.

Коррекционная работа строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком этапе психо-речевого развития находится ребенок.

При коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности .

Важно развитие скоординированной системы межанализаторных связей, опора на все анализаторы с обязательным включением двигательно - кинестетического анализатора. Желательно опираться одновременно на несколько анализаторов. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы.

Коррекционно-педагогическая работа реализуется в несколько этапов.

Каждый этап имеет свои направления в работе.

В процессе подготовки ребенка с проблемами в развитии к школе выделяются следующие направления коррекционно-развивающего обучения:

- развитие игровой деятельности;

- развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и

взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса,

формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений

лексического, грамматического и фонетического строя речи;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем;

- развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нарушений. Развитие кинестетического восприятия и стереогноза;

- развитие внимания, памяти, мышления (наглядно-образного и элементов абстрактно-логического);

- формирование математических представлений;

- развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;

- воспитание навыков самообслуживания и гигиены;

- подготовка к школе.

4. Коррекция зрительно-двигательной и моторной координации у старших дошкольников с НОДА легкой и средней степени тяжести.

Обследование специалистами двигательной сферы детей с проблемами в развитии позволило выявить следующие закономерности в отставании их психомоторного развития (т. е. произвольных, осознанных движений направленных на достижение определенной цели):

· Мышечная напряжённость или снижение мышечного тонуса;

· Нарушение общей, ручной (мелкой) моторики;

· Общая скованность и замедленность выполнения движений;

· Дискоординация движений;

· Нарушения зрительно-двигательной функции;

· Нарушение ориентировки в пространстве (листе бумаги);

· Замедленность в освоении новых движений;

· «Леворукость».

Исследования отечественных физиологов отмечают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

Исследованиями учёных института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцовой, Е. И, Исениной, Л. В. Фоминой) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.

Зрительно-моторная координация - это согласованность движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов.

У детей с проблемами в развитии можно наблюдать нарушение согласованности движений и их элементов в результате совместной и одновременной деятельности зрительного и мышечно-двигательного анализаторов, отсутствие самоконтро­ля, саморегуляции движений.

А это, есте­ственно, не может не сказаться на коорди­нации, согласованности действия рук и глаз.

Одним из средств развития зрительно - моторной координации являются упражнения для укрепления работы мышц глаз у детей.

Сюда входят упражнения в виде разнообразных движений глаз, способствующих:

· развитию двигательных способностей глаз;

· активизации кровооб­ращения в области глаз и мозга;

· улучшению координации движений глаз и головы;

· повышению устойчивости вестибулярных реакций;

· тренировке мышц глаз.

Это и различные движения глаз: вправо, влево, вверх, вниз, круговые движения, зажмуривания, широко открыть, выпучить глазки.

После выполнения этих упражнений дети чувствуют себя значительно бодрее. Особенно хорошо эти упражнения снимают умственное и зрительное утомление, помогают укрепить окологлазные мышцы. В основе положительного эффекта лежат межфункциональные связи между глазодвигательным нервом и нервными клетками сосудов головного мозга.

Мышечные возможности руки ребенка также, как и мышцы глаз, требуют особой тренировки и коррекции.

Начинать надо с небольшого массажа рук. Массаж проводится сначала на одной руке, затем на другой. Упражнения жела­тельно проводить по 3 — 5 минуты, 4-5 раз в день.

Сюда входят: поглаживания, разминания, сгибания, разгибания, точечный массаж.

Ребенок быстро усваивает этот массаж и че­рез некоторое время выполняет его само­стоятельно.

После массажа можно приступать к выполнению гим­настики для мелкой мускулатуры пальцев .

Гимнастика может быть:

· без речевого сопровождения;

· с речевым сопровождением.

Пальчиковая гимнастика позволяет корригировать движение каждого пальца в отдельно­сти и в целом относительно друг друга, воз­действовать на все мышцы руки, тренируя мышечные усилия и точность двигатель­ных реакций.

Детям, у которых не сформированы коорди­нированные зрительно-моторные реакции, сложно выпол­нять отдельные рисовальные движения, да­же самые простые. Движения рук у них скованные, неуверен­ные. Изображаемые линии часто хаотичны, набегают одна на другую. Нет точности в направлении руки.

Основываясь на выше изложенном, было выделено 5 основных направлений в коррекции изобразительных навыков. Они включают:

· точность направления движения руки;

· регулирование размаха рисовального движения;

· коррекцию по усилению нажима на ка­рандаш, кисть;

· коррекцию формообразующих движе­нии руки;

· коррекционную работу по формирова­нию графических умений и навыков напи­сания элементов школьного письма.

По каждому направлению необходимо предлагать ребёнку серию заданий по заранее подготовленным иллюстрированным карточкам.

- «От цветка к цветку»

- «С бугорка на бугорок»

Главной задачей которых является регуляция размаха рисовального движения при рисовании дуг разной величины, глазомерная оценка протяжённости.

Используемая многократность повторе­ния однородных рисовальных движений в задании позволяет развивать у ребенка зри­тельно-двигательную память на это движе­ние, а значит и зрительно-моторную двига­тельную координацию.

Развитию зрительно – моторной координации способствуют графо – моторные игры и упражнения:

· «Дорисуй круги на картинках»;

· «Обведи фигурки точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги»;

· «По морям, по волнам»;

· «Машина на дороге»

Цель: развивать зрительно – моторную координацию, закреплять умение вести линию, не касаясь заданных краёв.

Ход: Помоги машине доехать до гаража, линию веди точно по центру дороги, чтобы не было аварии.;

· «Дети заблудились»;

Цель: учить детей работать одновременно двумя руками, вести линии в разных направлениях, не касаясь заданных краёв; развивать внимание, точность, мелкую моторику.

Ход: Маша и Петя заблудились, помоги им выйти из леса и добраться каждому в свой дом. Петю веди в правую сторону, а Машу – в левую сторону. Но вести их нужно одновременно двумя карандашами. До краёв дороги касаться нельзя!

· «Листья».

Цель: продолжать учить детей находить нужные предметы среди изображений, наложенных друг на друга; обводить предметы точно по контуру, закрашивать их не выходя за края; развивать графо-моторные навыки.

Ход: Раскрась кленовый лист красным карандашом, березовый желтым, а рябиновый лист обвести по контору зеленым карандашом:

Для развития зрительно – моторной координации также целесообразно использовать дидактические игры:

· различные мозаики;

· пазлы (разные по величине и количеству);

· игры «Наряди куклу в бусы», «Кто скорее вденет шары в нитку» (нанизывание бус, шаров, пуговиц);

· ниткография;

· конструкторы («Лего», и т. д.)

· « Выложи фигуры» (выкладывание на плоскости);

· Шнуровки( на ботинках, сапожках, пальто, платье и. т.д.);

· «Выложи рисунок из спичек (семян, пуговиц, и т. д.);