Свежие публикации

«Развитие фонема тического восприятия через игры, игровые упражнения и графические символы у детей с дефектами речи»

(из опыта работы учителя – логопеда муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 19 «Рябинка» Атаманычевой Тамары Владимировны)

2. Выписка из приказа по МДОУ Детский сад № 19 «Рябинка».

2. Технология работы:

а). Содержание работы с детьми.

б). Формы и методы работы с детьми.

3. Взаимосвязь с педагогами.

4. Работа с родителями.

5. Методические рекомендации для педагогов.

6. Методические рекомендации для родителей.

7. Приложение.

Теоретическая интерпретация опыта. Сущность опыта .

Опыт решает проблему развития фонематического слуха и навыков звукового анализа у детей с проблемами речевого развития в процессе занятий и в игровой деятельности с применением вспомогательных средств – зрительных символов, игр и игровых упражнений.

Условия возникновения опыта .

Работая с детьми, имеющими речевое недоразвитие, обратила внимание на несформированность у них фонематического восприятия.

Изучив и апробировав опыт работы других логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, методические рекомендации Т. А. Ткаченко, Е. Карельской, И. С. Лопухиной пришла к выводу, что использование игр, игровых упражнений, вспомогательных средств, нетрадиционных форм и методов работы с детьми снижают сроки обучения и повышают качество подготовки к обучению в школе.

Актуальность проблемы и перспектива .

В ходе работы с детьми с проблемами речевого развития обратила внимание на трудность по ознакомлению со звуками – гласными и согласными, ошибки по выделению звука в слове, не умение произвести звуковой анализ слогов, слов, а значит и в формировании фонематического восприятия.

Ознакомившись с опытом работы логопедов, дефектологов по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа пришла к выводу, что использование вспомогательных средств зрительных символов, игр и игровых упражнений улучшает восприятие звуков, способствует нормализации произношения, обеспечивает стойкие навыки звукового анализа и синтеза, совершенствует внимание и память, повышает готовность к чтению и письму.

Ведущая педагогическая идея .

Применение вспомогательных средств (зрительных символов), игр и игровых упражнений на занятиях по обучению грамоте и вне занятий является эффективным коррекционным средством, т. К. позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звуки гласные и согласные), научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку наглядный материал у них усваивается лучше вербального.

Кроме того, такая работа служит дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Пути реализации идеи :

-- диагностирование и обследование речи детей;

-- учет индивидуальных и психофизических особенностей ребенка;

-- разработка игр, игровых упражнений по развитию фонематического слуха;

-- разработка конспектов занятий, перспективного плана для старшей группы детей с общим недоразвитием речи, наглядного материала (изображение зрительных символов);

-- тесная связь с педагогами;

-- работа с родителями;

-- разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей.

Результативность

1. Использование игр и игровых упражнений на занятиях и вне занятий способствует достаточной сформированности фонематического восприятия, что положительно влияет на развитие фонематической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

2. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают окончание слов, приставки в однокоренных словах, предлоги, общие суффиксы и т. п.

3. Сформированность основ фонематического восприятия и использование зрительных символов способствует развитию навыков звукового анализа и синтеза.

4. Через организацию работы с детьми, имеющими проблемы в речевом развитии, используя зрительные символы на занятиях и в игровой деятельности, добилась следующих результатов:

-- дети могут дать звуку подробную характеристику;

-- определяют позицию звука в слове (начало, середина, конец);

-- синтезируют звуки в слоги и слова;

-- владеют звуковым анализом слов;

-- умеют дифференцировать акустически и артикуляционно близкие фонемы.

Новизна опыта.

Разработана и экспериментально опробирована специальная методика формирования фонетической стороны речи детей старшего дошкольного возраста: поэтапное обучение грамоте и использование зрительных символов, выполнение игровых упражнений на занятиях и вне занятий.

Применение этой методики на практике повышает уровень готовности к школьному обучению, предупреждает дисграфию и дислексию у дошкольников.

Трудоёмкость.

В подборе дидактического материала и пособий для работы с детьми по развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа.

В оформлении дидактических игр и пособий.

Адресная направленность .

Опыт может быть использован логопедами в работе с детьми, имеющих речевое недоразвитие, а так же воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста массовых групп детского сада.

Теоретическая база.

Статья 16 «Закона Российской Федерации «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специального образования)» гласит о том, что дети, имеющие различные нарушения речи и обучающие в образовательных учреждениях общего назначения имеют право на предоставление им логопедической помощи.

Многие исследователи ведущее в комплексном подходе к коррекции недоразвития речи отводят формированию фонематического восприятия. В проведении данной работы большая роль отводится играм, игровым упражнениям и применению вспомогательных символов.

Ещё доктор наук, профессор Р. Е. Левина, стоявшая у истоков отечественной логопедии, писала: «При выборе путей и средств преодоления и предупреждения речевых нарушений у детей необходимо ориентироваться на узловые образования, от которых зависит нормальное протекание не одного, а целого ряда речевых процессов… Формирование узловых образований позволяет с наибольшей экономией и целесообразностью достигать педагогического эффекта».

Левина Р. Е, Основы теории и практики логопедии: М. Просвещение, 1968г .

Как отмечает Ткаченко Т. А. «… без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа …» «Коррекционный процесс требует длительных упражнений с много кратным повторений. Он не прост для детей - они ещё очень малы. Поэтому постарайтесь разнообразить занятия, внести в них элементы игры. Это облегчит малышам работу, сделает занятия менее утомительными и более привлекательными».

Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия. Альбом дошкольника: Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М. Издательство ГНОМ и Д. 2001г.

Колесникова Е. В. в своей авторской программе «От звука к букве»: говорит о том, что «… согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего в объекте выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения …». Так же она отмечает, что дети в возрасте 4-5 лет наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка. Это возраст особого интереса к словам, звукам. Чтобы этот интерес не пропал, необходимо вовлечь детей в интересную, содержательную игровую деятельность…».

Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве (из опыта работы)» Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М. Издательство «Ювента», 2003, с. 26.

Смысляева Т. Н. Корчуганова Е. Ю. учителя – логопеды, работая над использованием метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников, дают определение «… наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним». Также они отмечают роль метода наглядного моделирования при подготовке к обучению грамоте: «… научить интонационно выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, находить позицию звуков в слове и соотносить со схемой, изображать с помощью зрительных символов …»

Смышляева Т. Н. Корчуганова Е. ю. «Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников». Логопед для ДОУ «Сборник материалов», -М, 2005

Лыкова И. А. в своей серии «Развитие речи и культуры общения » пишет о том, что к 4-5 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки родного языка, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие … Многие пятилетние дети часто сами придумывают речевые упражнения и любят это занятие. Они активно экспериментируют со словами, видоизменяют их, придумывают новые слова, охотно сочиняют сказки, истории, рассказы. В этом возрасте повышают интерес к речи как к особому объекту познания…»

Т. В.Егорова и А. Н. Леонтьев дают оценку методу наглядного моделирования «Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст), научится работать с ним. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи, задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше

вербального.

Содержание работы с детьми.

Цель: -- осуществлять последовательную работу с детьми по развитию фонематического слуха и овладению навыками звукового анализа и синтеза с использованием игр, игровых упражнений и зрительных символов.

-- создание доброжелательной обстановки в детском коллективе, укрепление веры в собственные возможности для преодоления речевого недоразвития и завершения формирования фонематического восприятия, необходимого для анализа звукового состава речи.

Задачи.

-- использовать практический материал (игры, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко – буквенного анализа) звучащие игрушки, игры на звукоподражание;

-- добиться стойких и положительных результатов в овладении навыками звукового анализа и синтеза через использование символов;

-- познакомить детей с графическим способом представления знаний и умений;

-- скорректировать речь детей до возрастной нормы;

-- научить детей давать качественную характеристику звукам с помощью зрительных символов;

-- добиться умения ориентироваться в звуковой структуре слова;

-- совершенствовать зрительное восприятие и внимание;

-- систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с индивидуальными программами;

-- формировать память детей на символы.

Формы и методы работы с детьми.

1. Ежедневное наблюдение за деятельностью детей, выявление индивидуальных психофизических и возрастных особенностей каждого ребенка для определения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

2. Совместное диагностирование и обследование детей. По итогам полной диагностики составляется общая картина развития всей группы и каждого конкретного ребенка. Это помогает спланировать и организовать коллективную и индивидуальную работу с детьми через определенную систему знаний и в дальнейшем отследить результаты проведенной работы.

3. Формирование у детей интереса к занятиям, проводимых с использованием игр, игровых упражнений и зрительных символов. Задачи данных подгрупповых занятий: формирование фонетической стороны речи и навыков звукового анализа. В ходе занятий закрепляется правильное произношение звуков, умение давать им характеристику с использованием символов, формируется навык овладения звуковым анализом и синтезом, дети учатся определять позицию звука в слове, формируется фонематическое восприятие, память, внимание.

В работе с детьми с проблемами речевого развития использую зрительные символы гласных и согласных звуков. Для обозначения гласных звуков применяю красный цвет и изображения геометрических фигур, напоминающие положение органов артикуляции. Согласные звуки воспринимаются дошкольниками сложнее.

Картинки-символы звуков вызывают у детей запоминающийся, яркий зрительный образ, который концентрирует, уточняет восприятие соответствующего согласного звука.

4. Предоставить детям систему увлекательных игр и упражнений со звуками, которые помогут в проведении работы по подготовке детей к обучению грамоте. Эти игры и упражнения провожу с использованием символики. Это помогает детям дифференцировать звуки, давать характеристику гласным и согласным звукам, определить место звука в слове, выбрать заданный звук и подобрать слова с заданным звуком. Например, игра «Поймай рыбку». Цель игры: упражнять в подборе к произнесенному звуку соответствующего символа.

С целью расширения и закрепления новых знаний и умений оформила ряд дидактических

игр и пособий. Мною составлен каталог по разделам:

-- картотеки (загадки, пальчиковые игры, чисто говорки, карточки слов);

-- игры («Поймай рыбку», «Кубики», «Волшебная ромашка», «Как их зовут?», «Составь

слово», «Рассели картинки в дом», «Спичка-ватка», «Куда перелетела бабочка?», «Звенит - свистит», «Найди пару» и др.)

-- методическое оснащение (звуковые линейки № 1 и № 2, схемы ударных слогов, предлоги, зрительные символы и другое).

5. Проведение индивидуальной коррекционной работы с каждым ребенком по закреплению достигнутых на логопедических занятиях результатов с использованием игр, игровых упражнений, символов.

Взаимосвязь с воспитателями

Работа с педагогами.

Цель: Формировать мотивацию у воспитателей по овладению теоретическими и практическими знаниями и умениями по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа, по снятию речевых дефектов через использование игр, игровых упражнений и карточек-символов.

Работа с воспитателями.

Задачи:

1. Приобщение педагогов к использованию в своей работе с детьми игр, упражнений, карточек-символов, как средство для развития фонематического восприятия.

2. Обучение педагогов по использованию игр, упражнений, символов для развития фонематического восприятия в ходе занятий, в индивидуальной работе с детьми по заданию логопеда, в свободной деятельности.

3. Обсуждение с педагогами результатов работы с детьми при использовании карточек-символов, игр, упражнений по развитии фонематического восприятия.

4. Привлечь педагога к поиску и изготовлению новых игр, игровых упражнений, обновлению карточек-символов по развитию фонематического восприятия. Помочь воспитателям в организации полноценной речевой среды.

5. Познакомить с графическим способом представления гласных и согласных звуков.

Формы и методы работы с педагогами.

I Взаимодействие с воспитателями логопедической группы

-- Воспитателям предлагаются устные и письменные консультации. Они повышают уровень знаний воспитателей в работе с детьми с речевой патологией, дают практические советы по развитию фонематического слуха, и навыков звукового анализа, по формированию фонетической стороны. Например, консультации «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием графических символов», «Формирование правильного звукопроизношения через игры, игровые упражнения и зрительные символы.

-- Обсуждение планов индивидуальной коррекционной работы с детьми по работе над звукопроизношением, уровнем развития фонематического слуха для выработки единых требований к речи детей.

-- Совместное составление текстов и консультаций для родителей по работе над звукопроизношением и развитием фонематического слуха, например, «Участие родителей в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста».

-- Осуществление воспитателями индивидуальной коррекционной работы с детьми по заданию логопеда.

-- Контроль за качеством проведенной или речевой работы с детьми.

-- Совместная подготовка и проведение родительских собраний.

-- Подготовка и подбор литературного материала для проведения праздников;

-- Совместное обслуживание в ходе консилиумов характеристик детей, направленных на городское ПМПК.

II Работа с воспитателями массовых групп.

Цель: -- Познакомить воспитателей с нарушениями речи и помочь овладеть практическими навыками и приемами их коррекции и само коррекции в ходе семинаров-практикумов по темам: «Знакомство с органами речи», «Развитие моторики артикуляционного аппарата», «Развитие ощущений от движения органов артикуляции», «Веселые истории для артикуляционной гимнастики», «Дыхательная гимнастика», «Использование речевых игр и зрительной символики в работе с детьми с проблемами речевого развития». Знакомить с рекомендациями, данными для коррекционной работы с детьми в ходе индивидуальных консультаций, например, таких как «Игры-упражнения для вызывания звуков Р, Р», «Пальцы помогают говорить» (с использованием графических символов), «Игры и упражнения для развития фонематического слуха с использованием зрительных символов».

-- Обсуждение характеристик детей, направленных на городское ПМПК.

-- Предложить практический материал (игр, упражнения) для развития фонематического слуха (с элементами звуко-буквенного анализа: звучащие игрушки, игры на звукопроизношение).

-- Знакомить педагогов с использованием метода наглядного моделирования (работа с символами) при коррекции речи детей; Алгоритм семинар-практикума по теме: «Использование метода наглядного моделирования как эффективного коррекционного средства при работе с дошкольниками».

- Обсуждение в ходе педагогических часов темы «Формирование культуры устной речи у детей 5-7 лет», затрагивая следующие вопросы «Артикуляционные упражнения с движениями пальцев рук», «Развитие речевого дыхания», «Формирование речевого голоса, воспитание интонационной выразительности», «Формирование выразительных средств мимики, жестов, движений».

Результативность.

-- Воспитатели овладели теоретическими и практическими умениями и навыками по коррекции звукопроизношения, развитию фонематического слуха и навыков звукового анализа через использование игр, игровых упражнений, символов;

-- Знакомятся с новинками литературы, повышают профессиональный уровень.

-- Оказывают помощь в пополнении речевой зоны новыми играми по развитию фонематического слуха, играми по работе над звуками с элементами моделирования и использования символов.

-- Воспитатели используют рекомендации, данные логопедом по развитию фонематического слуха, автоматизации звуков с использованием игр, карточек-символов звуков в индивидуальной работе с детьми, в ходе подгрупповых занятий и режимных моментов.

-- У воспитателей появился интерес к совместной коррекционной работе с детьми, осуществляемой исходя из заданий логопеда.

Методические рекомендации для педагогов.

Цель: Определить задачи, стоящие перед педагогами ДОУ для успешного формирования у детей фонематического слуха, правильного звукопроизношения и подготовки к обучению грамоте, что является залогом хорошей успеваемости в школе.

Для того, чтобы руководить процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, развить у них фонематический слух и научить звуковому анализу и синтезу, педагог должен.

1. Учитывать общие и специфические закономерности развития детей с отклонениями в речевом развитии.

2. Учитывать закономерности детской речи в норме.

3. Речь педагога должна быть четкая, ясная, красочная, полная.

4. Сформировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические компоненты языка.;

5. Одновременно воздействовать на сенсорную, интеллектуальную и волевую сферы.

6. Подготовить к самостоятельному звуковому анализу и синтезу слов, слогов.

7. Вводить в занятия новые игровые элементы.

8. Использовать специальную символику на занятиях, в играх и упражнениях, как способ наиболее эффективной подготовки ребенка с проблемами в речевом развитии.

9. Следить за речью детей на занятиях, во время прогулок, режимных процессов, поправлять деликатно.

10. Добиться ясной, четкой, внятной речи детей.

11. Применять игры, игровые упражнения и символы на занятиях и вне занятий.

12. Применять игры, основанные на звукоподражаниях.

13. Развивать фонематическое восприятие.

14. Способствовать развитию артикуляционной и тонкой моторики пальцев рук.

Учет педагогами данных рекомендаций позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, способствует подготовке детей к обучению грамоте.