Архивы

Технологии реализации образовательной области «Речевое развитие»

Март 26th, 2015 admin

Назарова Анна Александровна,

старший воспитатель МКДОУ № 16,

г. Новосибирск

Речевое развитие – это не только и не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. Высокийуровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяетпрактическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Роль образовательной области «Речевое развитие» в воспитании, развитии и обучении дошкольника направлена на достижения целиовладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Не всегда мы добиваемся высокого уровня развития речи детей, используя традиционные методы и формы организации работы. Особенно это актуально в настоящее время, так как из жизни ребёнка уходит активная речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая. Используют в общении с ребёнком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждают. А ведь ребёнку крайне необходимо общение. Бедная речь ведёт к агрессии, так как ребёнок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать.

Отсюда проблема словаря, проблема произношения, проблема выразительности речи. И нельзя не учитывать культурный кризис общества и, как его следствие, низкий уровень культуры отдельного человека, семьи, воспитательного пространства в целом. Безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия – культура речи.

Воспитатели всегда стремятся к развитию осознанной и активной речи детей. Именноречевая активность, ее объем, и характер становятся главными показателями успешности познавательной, игровой, коммуникативной, трудовой и других видов деятельности. Все достижения ребенка в ознакомлении с миром природы и социума, в математике, изодеятельности не будут заметны, если они не выражаются в его активной речи.

Формирование навыков речевого этикета — неотъемлемая часть общей работы по развитию речи детей. Основное направление —обогащение речи ребенка словами и конструкциями, необходимыми в повседневном общении между людьми. Введение в речь дошкольников этикетных средств не только обогащает их активный словарь, но и воспитывает внимательное, вдумчивое отношение к употреблению данных форм и выражений в речи, умению выбирать языковые средства, более всего уместные в конкретной речевой ситуации.

В соответствии с ФГОС ДО психолого-педагогическая работа с детьми должна строиться в соответствии спринципами развивающего обучения. цель которого — развитие ребенка. Должно быть обеспечено единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. В связи с этим, необходима такая организация образовательного процесса, гдепознавательная активность дошкольников выступает как средство исследовательской деятельности, обеспечивает усвоение фундаментальных знаний, формирует «инструмент мышления».

Таким образом, особую актуальность приобретает использованиекейс-технологии как средства развития учебных и социальных компетентностей. Главное предназначение данной технологии —развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение используя уже имеющиеся знания, научиться взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Работу по формированию у дошкольников норм речевого этикета, на наш взгляд, необходимо организовать как увлекательное дело, требующее творчества. Стремлением учить серьезному увлекательно объясняется выбор для данной работы технологии кейс-ситуации, с помощью которой дети становятся активными участниками определенной речевой ситуации.

Кейс-ситуация — этокейс, в котором описывается ситуация в конкретный период времени, формулируется проблема, предлагается найти путь для ее решения.

Дошкольники, познакомившись с описанием проблемы, самостоятельно анализируют ситуацию, диагностируют проблему и представляют свои идеи и решения в обсуждении со сверстниками.

Цель такого кейса — совместными усилиями мини-группы детей проанализировать ситуацию, найти выход.

Отличительная особенность —создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

Достоинства данной технологии. по нашему мнению, заключается в следующем:

— дети получают навыки решений реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле;

— процесс изучения, имитирует механизм принятия решения в жизни, он адекватен жизненной ситуации:

— у детей формируется умение оперировать знаниями, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

— у дошкольников развиваются системы ценностей и жизненных установок.

Уникальность данной технологии в работе с детьми состоит в том, что для достижения цели и задач происходитобъединение модульных технологий с компетентностным подходом в обучении. Модульное обучение — альтернатива традиционному. Его основная идея состоит в том, что ребенок должен учиться сам, а воспитатель должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность. Технология кейс-ситуации актуальна, соответствует требованиям современной государственной образовательной политики, нацелена наличностно-ориентированное деятельностное обучение, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребенка.

Еще одной интересной находкой в реализации образовательной области «Речевое развитие» являетсяметод наглядного моделирования. Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т.д.), появляется возможностьприменить заместители и наглядные модели в уме. представлять себе при их помощи то, о чем рассказывают взрослые,предвидеть возможные результаты собственных действий.

В качестве эффективного средства по совершенствованию речи дошкольников, можно использоватьигровое пособие «Речевой куб». Он позволяет ребенку зрительно соотнести картинку, схему с понятиями «слово», «текст», научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. «Речевые кубы» представляют собойкубы одинакового размера, но разного цвета, изготовленные из картона и обклеенные цветной плёнкой. На гранях кубов располагаются картинки, схемы, которые способствуют развитию у детей словарного запаса, лексико-грамматического строя речи и связной речи. Картинки и схемы на гранях кубов меняются по мере усвоения данного материала. Данное пособие можно использовать в работе с детьми с 5 лет.

Использование «Речевых кубов» позволяют достичь успехов вразвитии импрессивной стороны речи детей, побуждая к активному участию каждого ребёнка. Дети могут высказывать своё мнение, сравнивать, обобщать. У них значительнообогащается словарный запас, закрепляются навыки словообразования и словоизменения, умение использовать в речи различные конструкции предложений, связно, последовательносоставлять рассказы, пересказывать текст.

Таким образом, использование этих технологий в комплексе дает хорошийрезультат по обогащению словарного запаса детей, развитию всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; овладение воспитанниками нормами речи.

Литература:

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Утвержден приказом Минобрнауки России 17.10.2013 № 1155.

• Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Развитие связной речи. – М. 2000.

• Белобрыкина О.А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1998.

• Крупенчук О.В. Научите меня говорить правильно. – СПб. ИД «Литера», 2010.

• Винокур Г. О. Культура языка. М. 2010.

• Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. вузов. М. 2008.

• Формановская Н.И. Речевой этикет в русском общении. Теория и практика. М. 2009.

• Шимутина Е.Н. Кейс-технологии в учебном процессе // Образовательные технологии. 2009. №1