«Развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду»

Опубликовано в рубрике Конспекты НОД

Окт, 31st, 2014

Автор: Маркидонова А. М. воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №243» КВ г. Новокузнецка

Введение

Дошкольный возраст - важный период в жизни человека. В этот период формируется человеческая личность, закладываются прочные основы физического, психического, нравственного и духовного здоровья детей, происходит функциональное совершенствовани е всех органов и систем организма.

В старшем дошкольном возрасте самостоятельност ь и независимость детей проявляется во многом и прежде всего, в играх, творчестве и труде. Осталось позади то время, когда взрослые учили ребенка играть - показывали, что можно делать с мячиком, куклой, машинкой, конструктором. Теперь дети сами выбирают не только вид игры, но и включают в них взрослых на определенных условиях.

Таким образом, исследуемая тема достаточна актуальна и интересна для рассмотрения, ведь стремление к самостоятельност и — одно из ценных свойств психики ребенка.

Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время, гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальности развивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.

Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с дошкольниками. Исследования психологов А. В. Запорожца, А.Г. Ковалевой, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна доказывают, что в этот период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельност и, творчества. Своевременное развитие самостоятельност и расширяет возможности познания, общения, подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.

Проблема развития самостоятельност и у дошкольников является одной из актуальных проблем. На сегодняшний день, вопрос о том, как происходит становление самостоятельност и у дошкольников и какие способы развития самостоятельност и могут быть использованы в ДОУ, остается открытым.

Анализ научно-педагогич еской литературы и практики позволил нам сделать вывод: несмотря на наличие довольно обширной литературы по развитию самостоятельност и детей старшего дошкольного возраста, не все его теоретические аспекты разработаны в равной степени. В условиях дошкольных учреждениях не достаточно используются возможности занятий по ручному труду в развитии самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста. Всё вышеперечисленно е позволило нам выделить противоречие между необходимостью развития самостоятельност и у старших дошкольников и недостаточным использованием возможностей занятий по ручному труду в решении данной проблемы.

Проблема исследования заключается в том, каковы возможности занятий по ручному труду в развитии самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста.

Актуальность определила тему творческой разработки: « Развитие самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду».

Целью исследования - теоретически обосновать и экспериментально апробировать занятия по ручному труду в развитии самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Осуществить теоретический анализ философской и психолого-педаго гической литературы по проблеме исследования.

Разработать и экспериментально доказать возможности занятий по ручному труду в развитии самостоятельност и детей старшего дошкольного возраста.

Глава 1. Теоретические основы развития самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Самостоятельност ь и особенности её развития в старшем дошкольном возрасте

Проанализировав литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что нет единого подхода к сущности понятия самостоятельност ь.

Самостоятельност ь в общепринятом значении - это независимость, способность и стремление человека совершать действия или поступки без помощи других.

Самостоятельност ь - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение. [1]

В конце XIX - начале XX века П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель подчеркивали значимость развития творческих способностей дошкольников, их самостоятельност и. В истории отечественной педагогики ХХ века развитие самостоятельност и дошкольников рассматривалось в русле связи обучения с жизнью, использованием процессе исследовательско го метода, как принципиального условия развития творческой самостоятельност и дошкольников. Е.Я. Голант, Б.П. Есипов, А.А. Люблинская и С.Л. Рубинштейн самостоятельност ь трактовали как целостное качество личности, представляющее единство рационального, эмоционального и волевого начал.

Подход к развитию самостоятельност и требует необходимых условий, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельност и. При этом важно учитывать индивидуальные качества и врожденные задатки ребенка. В одинаковых условиях разные дети действуют по-разному, и результат достижений всегда индивидуален. Если самостоятельност ь «тренируется» в разных ситуациях с разными условиями, то в итоге она «закрепляется», как положительный опыт ребенка и становится качеством его личности. Самостоятельност ь развивается постепенно, и начинается этот процесс достаточно рано. [7]

Самостоятельност ь определяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумя факторами: совокупность средств, знаний и умений; побуждение к действию.

Если у человека обнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает для самостоятельност и мотивационной установкой. [11]

Авторы программы «Детство» под самостоятельност ью понимают своеобразную форму активности, отражающую уровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности. [10]

В педагогической  литературе  понятие «самостоятельнос ть» рассматривается с самых разных позиций. Одни склонны считать самостоятельным ребенка, способного действовать своими собственными силами, умеющего преодолевать посильные препятствия без обращения за помощью к взрослым. Другие полагают, что самостоятельный - это тот малыш, который владеет собственной инициативой, творчески относится к окружающей действительности. Третьи, называют  самостоятельным ребенка, который играет, занимается, гуляет отдельно от взрослых,  способного в споре отстоять свое мнение, дать собственную оценку работе или поступкам сверстников, а подчас и взрослых.

Л.А. Порембская утверждает, что возникновение и развитие самостоятельност и стоит в прямой зависимости от овладения ребенком определенными навыками, умениями в трудовой деятельности, но, подчеркивает автор, не исчерпывается приобретением независимости от взрослых в практической жизни. Смысл, по ее мнению, заключается в том, что ребенок благодаря самостоятельност и включается в новые социальные связи, в результате чего у него формируется отношение к себе, к другим людям и к труду. Самостоятельност ь Л.А. Порембская определяет «как способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативностью и решительностью». [15]

Таким образом, самостоятельност ь – способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно.

В большинстве определений сущность самостоятельност и раскрывается, прежде всего, через интеллектуальную деятельность личности и нравственно-воле вые черты характера. Она раскрывается и через функциональные характеристики этого понятия, как средство овладения приемами умственной деятельности, обеспечивающее успешное решение задач. Наличие разнообразных точек зрения свидетельствует о многогранности данного феномена, который включает в себя все перечисленные характеристики. Накопление практического опыта действования, и развитие познавательной и общественной направленности формируют у ребенка-дошкольн ика стремление к самостоятельност и. Самостоятельност ь развивается с возрастом ребенка, изменяясь по направленности и характеру проявлений [21].

Первые проявления самостоятельност и в детской деятельности усматриваются еще в дошкольном возрасте. Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельност и закладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитие самостоятельност и как личностного качества в период дошкольного детства связано с развитием основных видов деятельности. Переход в старшую и особенно в подготовительную группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Такие мотивы  как: мы можем научить малышей тому, что умеем; мы – помощники воспитателя; мы хотим узнать новое и многому научиться; мы готовимся к школе, – охотно принимаются старшими дошкольниками и направляют их активность [2].

Высшей формой самостоятельност и детей является творчество. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-из образительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы его воплощения. У детей развивается внимание и память, формируются навыки элементарного самоконтроля, способность к саморегуляции своих действий.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Совершенствуется связная речь.

В самостоятельной деятельности дети широко вариативно применяют содержание, освоенное в организованной образовательной деятельности и в совместной деятельности с воспитателем. Активная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапах деятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью ребенка

Стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. Ребёнок, более чем кто-либо другой стремится проявить своё «Я», утвердиться в своих знаниях, убеждая взрослого, что может сделать что-то не хуже других, доказывая, что может обойтись без их помощи. Следовательно, воспитательное воздействие взрослого дети пропускают через призму своего жизненного опыта, отвергают или принимают его и в зависимости от этого строят своё поведение. [12]

Научная рефлексия социального и педагогического смыслов самостоятельност и дошкольника в воспитательном процессе является непреходящим приоритетом в контексте развития образования.

У детей 6-7 лет инициатива и самостоятельност ь проявляются значительно тоньше и разнообразнее. Их самостоятельност ь обнаруживается в замысле и в развертывании сюжетов сложных коллективных игр, в умении самостоятельно выполнить трудное и ответственное дело, порученное группе. Возросшая самостоятельност ь детей сказывается в их умении оценивать работу и поведение других ребят.

Отличительной особенностью самостоятельност и детей старшей группы является ее организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших. Самостоятельност ь дошкольника характеризуется известной критичностью ума, способностью высказывать свою собственную точку зрения, независимую от суждения других.

По мнению Г.А. Урунтаевой, самостоятельност ь начинается с подражания, для чего необходимо проявление инициативы, стремления и желания. Действие этого механизма подкрепляется синергичным участием природных механизмов, поддерживающих и закрепляющих подражание, к ним добавляются чувства симпатии, сопереживания, эмоциональной поддержки, заинтересованнос ти. Затем начинают себя обнаруживать механизмы «переноса» и репрезентации, дополняющиеся механизмами антиципации. Позднее начинается интенсивное испытание собственных возможностей. Следующими обнаруживают себя механизмы исследования вариативности и механизмы усовершенствован ия. На высшей стадии этого процесса привносятся элементы творчества.

Поэтому и мера самостоятельност и ребенка характеризуется прежде всего преобладающим механизмом, опосредствующим его активность: подражанием, заражением, переносом, репрезентацией и т.п. [20].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что стать самостоятельным - объективная необходимость и естественная потребность ребёнка. А также можно говорить о том, что самостоятельност ь дошкольника, понимаемая как стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, относительно независимые от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, используя поисковые действия, является значимым фактором социально - личностного созревания и готовности к школьному обучению.

1.2. Возможности занятий по ручному труду в развитии самостоятельност и в старшем дошкольном возрасте

По мнению К.П. Кузавковой общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельност ь, ответственность. Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. [14]

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированнос ть, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельност ь ребенка.[6]

Д.В. Сергеев считал что, овладение трудовыми умениями и навыками — один из весьма значимых компонентов трудового процесса и факторов становления трудовой деятельности дошкольника. Как бы ни был заинтересован ребенок целью труда, как бы ни привлекал его результат труда, но если он не владеет трудовыми действиями, то никогда не достигнет результата. Овладение же трудовыми умениями и навыками делает процесс труда доступным, посильным и радостным. При этом уровень овладения детьми трудовыми умениями и навыками влияет на формирование такого личностного качества, как самостоятельност ь, которая проявляется и в большей независимости от взрослых, и в стремлении помочь младшим, сверстникам, что в свою очередь обеспечивает ребенку новое положение в детском обществе, меняет его социальные связи. [18]

Ручной труд появляется в старшей группе. Дети изготовляют из бумаги игрушки, коробочки, пакетики для сбора семян, ремонтируют книги, сколачивают или изготовляют простейшие игрушки из дерева и других материалов. Он требует умения владеть ножницами, иглой, пилой-ножовкой, клещами, молотком, а также знания материалов. Поэтому он вводится после того, как дети приобрели навыки работы с ножницами, клеем, бумагой и другими материалами на занятиях по конструированию и аппликации. Этот вид труда наиболее приближается по результатам, использованию инструментов к созидательному труду взрослых[9].

По мнению Буре Р.С. при организации занятий по обучению детей ручному труду необходимо соблюдать следующие условия:

Учитываются возрастные  и индивидуальные особенности детей.

При отборе содержания для  ручного труда и образцов игрушек для изготовления детьми  учитываем  разницу  в   интересах   мальчиков и девочек.

Каждая поделка должна быть интересна детям по содержанию и находить конкретное практическое применение.

Используется  усложнение технических и изобразительных средств обучения для придания занятиям обучающего и развивающего характера.

Любой результат, т. е. вещь, сделанная руками ребенка, должна положительно оцениваться взрослым, даже если участие малыша было минимальным. О результатах  продуктивной  деятельности ребенка рассказывается   его родителям, приходящим в группу взрослым, показываем  им поделки, публично выражая свое одобрение и похвалу.

Занятия строится так, чтобы нести детям положительный эмоциональный настрой, воспитывать у детей нравственные понятия.[3]

Для того чтобы  поддержать интерес самостоятельной работы по изготовлению поделок надо создать определенные условия. Создание таких  условий   предполагает  следующее:

наличие разнообразных материалов для ручного труда, с которыми дети смогут самостоятельно действовать;

обеспечение свободного доступа к  материалам;

наличие образцов построек и поделок;

организовать «Уголок ручного труда», где каждый вид материала хранится  в отдельной коробке.[4]

Оценка детской деятельности осу ществляется с позиции успешности решения  поставленных задач: что получилось хорошо и почему, чему еще следует научиться, в чем причина неудачи. Содержание оценки зависит от конкретно поставленной задачи. Постепенно усложняя содержание занятий, активизируя детский опыт, формируется  познавательный интерес как мотив учебной деятельности. Применяя в ручном труде полученные знания и умения, дети осознают их значение в практической деятельности.[19 ]

В процессе коллективных занятий создаются благоприятные условия для общения детей друг с другом и с взрослыми; радостные чувства объединяют детей, что очень важно для детей с нарушениями речи. Они перестают стесняться своей речи, смело идут на контакт.

Использовать   разные  формы  объединения:  парами,  небольшими группами, все вместе, каждый отдельно.

Все коллективные работы имеют целевое назначение. Подводим  детей к тому, чтобы вместе создать картину, украсить группу, выполнить панно для досуга, декорации к играм, книжку-ширму, иллюстрировать сказки, стихотворения, что будет являться конечным результатом творческой работы. Во время выполнения работы учим  детей общаться друг с другом и с взрослым.

При выполнении коллективных работ осуществляется  нравственно-эст етическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

договариваться о совместной работе, ее содержании;

работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

планировать свою работу, определять ее последовательнос ть, содержание, композицию, дополнения;

радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Дети  становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельнос ть, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе. [8]

По мнению Сергеевой Д.В. - совершенствовани е трудового воспитания дошкольников в детском саду формирует у детей положительное отношение к труду: обучаются трудовым навыкам, формируются знания о труде, организации трудовой деятельности. Овладение трудовыми навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую ступень развития, что позволяет ребенку ставить и достигать цель. Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.

Навыки ручного труда формируются у детей, как на занятиях, так и вне занятий, во время самостоятельной деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод что, ручной труд в детском саду способствует развитию самых разных умений и навыков, влияет на умственное и эстетическое воспитание ребенка. Значительное место в обучении детей ручному труду отводится вопросу положительных взаимоотношений между детьми, особенно выполнение коллективных работ. У дошкольников формируются навыки взаимопомощи, способы согласования действий, сотрудничество на основе организации трудовой деятельности. Накапливается положительный опыт участия в коллективной трудовой деятельности.

Глава II. Развитие самостоятельност и детей старшего дошкольного возраста на занятиях по ручному труду

Цель: разработать серию занятий по ручному труду с целью развития самостоятельност и у детей старшего дошкольного возраста.

Занятия проводятся с подгруппой детей 6-8 человек, продолжительност ь 25 минут 1 раз в неделю.

Работа строится с учетом следующих принципов.

Принцип систематичности и последовательнос ти.