Практические способности дошкольников

Важную роль в жизни человека играют способности к практической деятельности К этой категории относят организаторские и конструктивно-технические способности

Зачатки организаторских способностей ребенка можно наблюдать уже в конце раннего возраста Особенно ярко они проявляются и интенсивно развиваются во время игровой деятельности детей с такими способностями остями чаще других выступают инициаторами игр, помогают найти каждому роль, наблюдательные, практические, коммуникабельны Они не всегда выполняют в игре главные роли, но при любых обстоятельствах руководят действиями своих партнеров Во время игр дети с организаторскими способностями чаще других замечают недостатки в выполнении игровых правил ровесниками, проявляют самостоятельность, своей активностью с ацикавлюють других младітей.

Дошкольный возраст - благоприятный период для развития таких практических способностей какконструктивно-технические К ним относятся пространственное видение, пространственное воображение, умение представлять предмет в целом и частями согласно плану, схеме, описанием Детское конструирование представляет собой процесс создания конструкций, построений, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их сочетания Успеваемости конструктивно-технической деятельности способствует практическая направленность ума ребенка, пространственное воображение, решения Иненю техническая наблюдательность, рациональный подход к решению задань.

С помощью конструктивно-технических способностей в дальнейшем дети успешно усваивают такие школьные предметы, как черчение, геометрия, физика, химия, где необходимо представлять сущность процесса, построение механики измов и др. Большие возможности для развития этих способностей в дошкольном возрасте создает конструирование из различных материалов, конструкторов, использование технических играшок.

Специальные способности дошкольников

Дошкольное детство создает благоприятные условия для формирования специальных способностей, прежде всего художественных На этом этапе жизни ребенка привлекают к различным художественных видов деятельности (пения, танцев, лепным ния, рисование), В нее развиваются эстетическая чувствительность, эстетическое восприятие тощо.

Очень рано начинают развиваться у детей музыкальные способности Они проявляются прежде всего в высокой музыкальности, которая включает в себя как ощущение строя (способность эмоционально отзываться на музыку), так и т тонкое дифференцированное восприятие музыки (слуховой компонент музыкальности) Музыкальные способности ребенка проявляются и в слуховом представлении Музыкально-репродуктивная способность ребенка в сочетании с ладов ощущений ям является, по мнению российского психолога Бориса Теплова (1896-1965), основой гармоничного ощущения Высокоразвитое музыкально-ритмическое чувство проявляется в способности активно переживать музыку, чувствовать ем оцийну выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить, что также является показателем музыкальных способностей Музыкальная одаренность не исчерпывается музыкальностью В нее могут быть включены и другие качества, так и, как богатство воображения, особенности памяти, внимания, жизненный опыт и и та ін.

Музыкальные способности многогранны: активно развиваются в дошкольном возрасте музыкально-двигательные способности, разнообразны проявления одаренности в этой области К ним относится и способность воспринимать музыку, отчуждения Уват выразительность, непосредственно и эмоционально откликаться на нее, оценивать красивое в музыке и движении, ритмическую выразительность, проявлять музыкальный вкус в пределах возможностей этого возраста Особого внимания заслуживает является способность детей отчетливо, непринужденно, ритмично двигаться под музыку Она, по данным Н Ветлугина (изучала ее проявления в музыкальных играх дошкольников), оказывается в 1) восторге движением под музыку, Радис ней готовности выполнять поставленные задачи, связанные с музыкой, 2) непосредственном, истинному передаче игрового образа, попытках воплотиться в него, поисках точных движений, отвечающих характер у музыки и сюжета игры, 3) произвольности движений (умении подчинить их ритму музыки, \"вкладывать\" во времени и в пространстве, коллективе и проявлять при этом быструю реакцию, инициативу, смекалку) 4) ритмичности р ухив, что свидетельствует о правильных ощущение метроритмическая пульсации, акцентов сильных долей метра, 5) проявлении творческой инициативы, выдумки, которые проявляются в придумывании, \"создании\" отдельных элементов музы ческой декабрях елементів музичної гри.

Значительные возможности и условия для развития музыкальных способностей дошкольников созданы в дошкольных учреждениях: регулярное проведение музыкальных занятий, включающих пение, слушание, ритмику, обучения элементов в музыкальной грамоты, музыкальные игры, детские оркестры, праздники, развлечения в детском саду, дополнительные индивидуальные и групповые занятия с детьми и др. музыкальные способности музыкальное творчество дошкольников розвивают ься и в процессе использования музыки в игровой деятельности, быті.

Способности к изобразительной деятельности оказываются также рано Любимым занятием дошкольников, как правило, является рисование Даже если эти способности ярко выражены, нужно продолжать развивать их у детей рисунки ния является такой деятельностью, без из которой невозможно полноценное развитие личности Изобразительная деятельность поможет глубже и полнее познать окружающую среду, его красотрасу.

По мнению психологов, изобразительные способности образуют сложный комплекс, который включает в свою структуру ряд необходимых и специфических способностей Среди них прежде выделяют \"остроту видения\", цил лесное восприятия, яркое воображение, зрительную память, точные (согласованные) движения рук В рисунке, лепке, аппликации ребенок отражает окружающую действительность свое отношение к ней Это объясняет то, что развитие картинку увальня способностей предполагает активное развитие не только глаза и руки, но и эмоциональной чувствительности младенцевивості дитини.

В наиболее способных детей уже в дошкольные годы быстро развивается острота и точность наблюдения, умение анализировать предмет воспринимается Развития способностей к изобразительной деятельности значительно в способствуют рассматривание предметов, наблюдения за явлениями природы Восприятие художественных картин, рисунков талантливых художников формирует у детей понятия \"красивый рисунок\", которым они начинают пользоваться я как мерилом, идеалом в своей дальнейшей изобразительной деятельностий діяльності.

Специальные исследования и педагогический опыт убеждают в эффективном воздействии на создание в рисунке образов природы рассматривания картин, которые сопровождаются художественным словом, музыкой, пением, что усиливает эмоционально-эстетическое восприятие От того, насколько глубоким, индивидуальным будет эмоционально-эстетическое восприятие ребенком предмета, значительно зависит и развитие его способностей к рисованиюя.

Большую роль в развитии изобразительных способностей играет собственная художественная деятельность ребенка, для которой следует создавать соответствующие условия Специалисты (художники, педагоги) обращают внимание взрослых на необ бхиднисть давать детям материал хорошего качества, широко использовать цветную бумагу, карандаши, краски и ин.

Особенно важное значение в развитии изобразительных способностей дошкольника имеет обучение, усвоение ребенком с помощью взрослого социального опыта

Среди специальных способностей выделяют и литературные способности, боны является сложным видом способностей, определяющих успех в литературной деятельности, особую роль играет поэтическое восприятие действительности, с наблюдательность, образное мышление, творческое воображение, образная память, точная и выразительная речь Активное развитие литературных способностей относится к более позднему периоду (школьный возраст) Однако первые проявления их спос теригаються уже в среднем и старшем дошкольном возрасте у словесном творчестве детей, элементы которой иногда проявляются в более ранний период, как правило, в игровой деятельности младей.

В среднем и старшем дошкольном возрасте эта связь с действием становится не обязательным, дети начинают специально сочинять сказки, рассказы, стихи

Детские дразнилки, считалки - своеобразная сатирическая лирика - наиболее распространенный вид поэтического творчества (\"А я больше тебя, а ты меньше комара\") В них проявляется стремление ребенка к самоутверждению я, желание выглядеть сильнее, умнее, смелее путем подчеркивания недостатков друліків інших.

Другим видом детской словесного творчества являются составленные ими сказки, продолжение историй, рассказов Первые детские рассказы, сказки, стихи как по форме, так и по содержанию преимущественно примитивные, подражательные и, но они имеют огромное значение для развития психики ребенка в целомм.

Развитие словесного творчества предусматривает совершенствование всех компонентов литературных способностей В первые годы жизни - в раннем и дошкольном детстве - особое значение, по мнению специалистов, имеет р развитие у ребенка способности адекватно воспринимать стихи, умение наслаждаться художественной литературой Это, в свою очередь, развивает поэтический слух, наличие которого помогает лучше чувствовать красоту и багатст во речи, что является важной предпосылкой для развития художественных способностей (Б Теплов, В Запорожец, П Якобсон и др.а ін.).

К концу дошкольного детства содержание детских сказок, рассказов становится сложнее, привлекательнее, насыщенные-шим динамизмом, нередко - драматичностью, появляются новые эмоционально окрашенные образы, хотя и в н них нетрудно обнаружить влияние знакомых детям литературных произведении.

Зарождаются в дошкольном возрасте театральные способности Дети, обнаруживают ее, обладают высокой художественно-образной выразительностью, живым воображением, эмоциональной чувствительностью и памятью Театральные способности дош школьника развиваются в разных видах театрально-игровой деятельности (игры-драматизации, кукольный театр и др.) Этому способствуют и специальные упражнения, занятия с детьми, направленные на развитие интонации мимики, жестов, позы и ходходи.

Любое специальное способность включает основные составляющие: определенный уровень развития познавательных процессов, технических умений, а также эмоциональной чувствительности и восприимчивости, которые в художественных способностях выступает ають на первый пла.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter