Перед образовательными учреждениями стоит сегодня сложная, но очень важная задача – не только повысить качество образования, но и осуществить это без потерь в здоровье, а также улучшить физическую подготовленность подрастающего поколения. По статистике, XXI век начался с резкого ухудшения здоровья дошкольников: на 8,1 % снизилось число здоровых детей; на 6,7 % увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз, и среди контингента детей, поступающих в школу, они составляют лишь около 10 %. Анализируя особенности медико-экологической ситуации на территории Белгородской области, Е.А. Фатнева (2011) указывает, что за период 2000-2010 гг. показатель общей заболеваемости детей (0-14 лет) увеличился на 7,8 %. При этом на 1 месте – болезни органов дыхания (44,8 %), на 2 – болезни органов пищеварения (6,0 %). В среднем по России, по данным А.Е. Агапитова (2010), у 10 % детей (0-14 лет) снижены показатели физического развития, около 7 % страдают ожирением. Среди факторов, способных улучшить здоровье населения, Л.М. Матвеева (2004) называет ФОД. Всё вышеизложенное актуализирует поиск новых направлений, средств, технологий ФОД в дошкольном образовании.

О необходимости совершенствования ФОД уже на первой ступени образования указывают в своих исследованиях Т.Д. Волосникова (2011), Р.Д. Гаджиев (2007), И.В. Ильина (2002), Т.Ю. Козина (2007), И.Ю. Кокаева (2011), В.В. Колбанов (2007), А.Г. Маджуга (2011), О.Н. Макусев (2008), И.М. Масло (1998), С.А. Медведева (2006) и др.

Обобщённый анализ современной ситуации развития дошкольного образования, отрицательно сказывающейся на реализации мер по укреплению здоровья детей, выделяют О.В. Демидович, Л.П. Кривошей (2008), Т.В. Волосникова (2011). Они указывают на разрозненность усилий медицинского и педагогического персонала, психологической службы, семьи и социума в медико-психолого-педагогическом сопровождении ребёнка; недостаточную компетентность участников образовательного процесса в выполнении функций здоровьесбережения; ограничение двигательной активности ребёнка в дошкольном учреждении и семье; декларативность провозглашения принципа гуманизации, недостаточную обеспеченность психоэмоционального комфорта ребёнка.

Обратимся к исследованиям В.Г. Алямовской (2006), которая к основным направлениям совершенствования ФОД в дошкольном образовательном учреждении отнесла организацию санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей, организацию питания, обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду, организацию лечебно-профилактической работы с детьми и сотрудниками, физическое воспитание детей. На наш взгляд, автором не учтены такие важные направления как информационно-научное, духовно-национальное, семейно-поведенческое, выделенные Л.Н. Волошиной (2005) в системе ФОД дошкольных учреждений.

Следует заметить, что современные тенденции развития физкультурно-оздоровительной деятельности определяются в первую очередь общими направлениями модернизации дошкольного образования. А именно, его гуманизацией, демократизацией, вариативностью, полипрограммностью. Для нас важно обратиться к анализу принципов организации физкультурно-оздоровительной деятельности.

В своих исследованиях М.А. Семёнова (2007) выделяет ведущие принципы модернизации современной системы дошкольного образования, а именно: личностно-ориентированного характера воспитательной и образовательной деятельности, гуманизации, фундаментализации, индивидуализации, непрерывности, гармонизации, общественно-государственного управления, многоуровневости. Рассмотрим их отражение на ФОД. Реализация принципа гуманизации в ФОД предполагает учёт интересов личности. Её деятельностный характер предполагает необходимость соединения теоретических знаний с практическими потребностями, ценностными ориентациями. В дошкольном образовании эти принципы находят отражение в современных образовательных программах, что служит залогом реализации принципа непрерывности ФОД. Условием реализации принципа фундаментализации является необходимость внедрения инноваций, современных научных открытий в педагогический процесс. Фундаментальные знания о физическом развитии ребёнка и развитии его личностных качеств в области охраны и укрепления здоровья должны быть заложены в основу организации ФОД современного дошкольного образования.

Условием реализации принципа индивидуализации является постановка оптимальных целей, выбор средств, отвечающих возможностям и состоянию здоровья ребёнка-дошкольника. Практическая реализация этого принципа находит отражение в индивидуальных картах-прогнозах физического воспитания и развития ребёнка. Учёт принципа гармонизации предполагает отбор физических упражнений с учетом их эффективности для комплексной реализации задач образовательного процесса. Условиями реализации принципа общественного управления являются: систематическое воспитание коллективизма, а также поощрение самостоятельной ФОД; взаимодействие субъектов образовательного процесса, открытость дошкольного образовательного учреждения, вовлечение в управление ФОД родителей, социальные институты детства.

Условиями реализации принципа многоуровневости в ФОД дошкольного учреждения, на наш взгляд, являются: создание многоуровневых образовательных программ для дошкольных учреждений, предшкольного, школьного и дополнительного физкультурного образования, разработка технологии управления ФОД на разных уровнях. В нашем исследовании речь идёт об индивидуальном, групповом уровне, уровне дошкольного учреждения и социума.

На необходимость интеграции различных видов учебной деятельности в дошкольных учреждениях указывают в своих работах А.А. Горелов, Я.К. Коблев, И.М. Козлов, М.А. Правдов (2002). В процессе нашего исследования мы опирались на эти принципы при разработке технологии многоуровневого управления физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Концепция многокомпонентного подхода к построению образования дошкольников в области физической культуры на основе дифференциации состояния их здоровья выдвинута и обоснована С.О. Филипповой (2002). Ею определены социально-педагогические, организационно-методические условия повышения эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении. Автор в своих работах указывает на недостаточную разработанность организационно-методических условий, учитывающих современное состояние здоровья детей.

Региональные проблемы организации ФОД детей дошкольного возраста рассматривали в своих работах П.П. Миненко (2000), Т.В. Хабарова (2010). Авторами разработаны региональные стандарты физического развития и подготовленности детей дошкольного возраста, региональные программы физкультурного образования детей.

В настоящее время одним из основных ориентиров для практической деятельности дошкольных учреждений является приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Он устанавливает нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В структуру основной общеобразовательной программы должны входить, в том числе, образовательные области «Физическая культура» и «Здоровье». Содержание образовательной области «Физическая культура», согласно ФГТ, направлено на формирование у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие посредством развития физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопления и обогащения двигательного опыта детей; формирования у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Содержание образовательной области «Здоровье» направлено на охрану здоровья детей и формирование культуры здоровья через решение следующих задач: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, воспитание культурно-гигиенических навыков.

Современные образовательные программы приведены в соответствие с Федеральными государственными требованиями. Их изучение и анализ («Успех», 2010; «От рождения до школы», 2010; «Детство», 2011; «Истоки», 2011; позволяет выделить общие тенденции изменений в образовательных областях «Физическая культура» и «Здоровье». А именно:

• изменение содержательного смысла физического воспитания, его направленность на ребёнка как на целостную личность, субъект образовательного процесса;

• направленность программ на формирование потребности в здоровом образе жизни, интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;

• осуществление всех сторон воспитания в единстве с физическим; интеграцию образовательных областей, комплексно-тематические, технологические принципы реализации образовательных областей;

• соответствие форм, методов и средств физического воспитания психофизиологическим особенностям и своеобразию развития ребёнка в разные периоды дошкольного детства;

• организация обучения физическим упражнениям в рамках специфических для дошкольников видов деятельности, ориентация в этом направлении на ведущую игровую деятельность;

• предоставление права педагогическим коллективам на совершенствование традиционных, создание новых методик оздоровления, физкультурного образования, с учётом региональных особенностей и традиций, отвечающих требованиям гуманизации и демократизации педагогического процесса в ДОУ.

Обратим внимание на первую и вторую задачи по реализации образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье». Они связываются с формированием у дошкольника позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности. И, хотя сегодня в дошкольном образовании главным субъектом называют ребёнка, однако его потребности определяют родители, педагоги, другие взрослые.

Мы разделяем мнение авторов программы «Истоки» о том, что вариативность физического и других сторон воспитания допустима лишь при наличии базового компонента, обеспечивающего основу развития личности и преемственность при переходе к следующему возрастному периоду. К сожалению, на сегодня не разработаны и не утверждены нормативные правовые акты, определяющие требования к проведению экспертизы примерных основных общеобразовательных программ и, как результат, ни одна из программ, доработанных в соответствии с требованиями ФГТ, официально не получила статус примерной основной общеобразовательной программы. Отсутствие примерных основных общеобразовательных программ в переходный период создаёт сложности внедрения ФГТ, поэтому до утверждения их перечня дошкольные образовательные учреждения продолжают работать по программам, приведёнными авторскими коллективами в соответствие с ФГТ.

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении (2011) предоставляет право педагогическим работникам самостоятельно выбирать примерные образовательные программы с учётом специфики учреждения и приоритетных направлений. При этом надо отметить, что образовательная программа дошкольного образовательного учреждения является внутренним стандартом, определяющим качество дошкольного образования. Она же во многом определяет эффективность ФОД.

В условиях модернизации дошкольного образования педагогами-практиками реализуется право самостоятельного выбора и разработки собственных авторских программ. Таким образом, сохраняется вариативность и полипрограммность дошкольного образования. С одной стороны, это стимулирует педагогическое творчество, обогащает содержание физического воспитания, позволяет проектировать региональный компонент образовательной программы. С другой стороны, вызывает сомнение обоснованность ряда программ и нововведений с позиций их эффективности, учёта возрастных и индивидуальных возможностей дошкольников и национальных традиций.

Одной из насущных проблем управления ФОД в современных условиях остаётся диагностика физического развития и физической подготовленности дошкольников. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют требования к системе мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Однако до настоящего времени существует проблема разработки показателей эффективности физкультурно-оздоровительной деятельности.

На современном этапе развития дошкольного образования мы обозначили проблемы ФОД, требующие активного поиска новых управленческих решений, обеспечивающих укрепление здоровья ребёнка, повышение его физических кондиций. Методологической основой при построении теоретической модели управления ФОД субъектов образовательного процесса в дошкольном учреждении служат, на наш взгляд, следующие принципы: личностно-ориентированного характера воспитательной и образовательной деятельности, гуманизации, фундаментализации, индивидуализации, непрерывности, гармонизации, общественно-государственного управления, многоуровневости. Учитывая, что в современном дошкольном образовании обострилось противоречие между востребованностью воспитания личности ребёнка как субъекта деятельности и реальной системой организации деятельности ребёнка в дошкольном учреждении, где он является объектом воздействия со стороны взрослых, считаем необходимым рассмотреть механизмы формирования субъектности личности в ФОД.