Развитие речи дошкольника: немного о психологии

Вообще-то по первому образованию я учительница начальных классов, но однажды в жизни так сложилось, что пришлось мне некоторое время поработать воспитательницей в детском саду.

Мне тогда казалось: ну что в этом сложного? Возрастную психологию изучала, психические процессы у младших школьников и дошкольников должны быть примерно одинаковыми, только у первых более развитыми. Однако на практике вышло не совсем так, как я себе представляла…

Они похожи, но они другие

Придя в садик, я сразу же рьяно бросилась в бой по раннему развитию своих дошколяток. Но не тут-то было!

Принесла множество книжек (а тогда еще материальная база в садах была достаточно слабая, приходилось многое самим покупать и из дому приносить). Ну, думаю, счас как разовью у своих детишек речь! Буду каждый день новые сказки и стишки читать.

Первый день — «Колобок», второй день  — «Теремок», третий день – хочу новую книжку читать, а дети в слезы: «Не надо нам новую, читай еще раз Колобка!»

Я удивилась, но послушалась. А после чтения пошла к садовскому психологу на консультацию.

Мне-то до сих пор приходилось иметь дело в младшими школьниками! А оказалось, что психика дошкольников гораздо более нежная и ранимая. Детки такого возраста активно впитывают новые знания, но дозировано. Их не стоит сразу загружать обилием информации.

Те же сказки они очень любят, но пока одну до дыр не зачитают, к новой переходить, как правило, не хотят. Или у них будет 3—5 любимых сказочек, которые они будут слушать поочередно каждый день, а новые не торопиться узнавать.

По мнению психологов, слушая одну и ту же сказку, ребенок успокаивается. Он словно подсознательно себя уговаривает: этот мир надежный, все в нем стабильно и неизменчиво, мне нечего бояться.

По этой же причине у ребенка всегда есть одна или несколько любимых игрушек. Одна игрушка или одна и та же игра (в «дочки-матери», в «магазин», «стройку») на протяжении многих дней тоже действует на него успокаивающе.

Гибкость психики, способность адекватно реагировать на быструю смену условий развивается чуть позже, вместе с общим развитием ребенка. Вот тогда он будет способен и больше информации воспринимать, и не перевозбуждаться от обилия впечатлений.

Развивая речь дошкольника, лучше недобрать, чем переборщить

Ну а пока психика дошкольника еще не до конца сформирована, лучше стараться не перегружать ребенка избыточной информацией, не пытаться дать все знания мира сразу. Он все равно их не впитает, а вот начатки невроза получить может запросто.

Пусть речь вашего крохи развивается естественным путем, а вы лишь ненавязчиво помогайте этому процессу.

Какие тут могут быть пути? Во-первых, во-вторых и в-третьих – это разговоры. Как можно больше просто разговаривайте с ребенком. На прогулке, в пути, в очередях, на отдыхе – где угодно, кроме мест, где заведомо нельзя разговаривать (но, кстати, сведите количество таких мест до минимума, ибо для дошкольника, особенно до 3—4 лет, молчание очень утомительно).

Называйте ребенку, что вы видите, спрашивайте у него, что видит он. «Смотри, Ванечка, это птички. Они клюют зернышки». — «Машенька, видишь, какое красивое дерево! У него длинные веточки и зеленые листики».

Важное замечание, которое я тоже выведала у детского психолога, — нельзя подменять названия животных или каких-то предметов звуками, которые те издают. Например, вместо слова «собачка» говорить «это гав-гав», или вместо «машина» говорить «би-бип».

Мне рассказывали курьезы, которые бывали на вступительном собеседовании при поступлении дошкольника в школу. Когда ребенку показывали картинки и просили назвать, кто там нарисован, бедное дитя отвечало: «Это мяу-мяу, а это мууууу». И смешно, и грустно!

Еще одно средство для развития речи, о чем мы уже говорили выше, — это чтение сказок и стишков. Большинство детей готовы слушать сказки до тех пор, пока не выучат их наизусть. А стишки сами по себе настолько музыкальны и ритмичны, что легко заучиваются порой даже после 2—3 прочтений.

Хорошо рассматривать книжки с множеством красочных рисунков и просить ребенка назвать все, что он видит на картинках.

Позднее можно учить ребенка даже составлять маленькие рассказики. Для этого задаем ему цепочку последовательных вопросов, например, «Оленька, а каких зверушек ты видишь на картинке? Что делает медведь? А что делает зайчик? Куда полетела сорока? Где сидит белочка?» И так далее.

Есть еще и специальные игры со словами и предложениями, предназначенные для детей различного возраста. Но об этом, думаю, нужно написать отдельный топик.

А пока желаю вашим деткам расти здоровыми, счастливыми и гармоничными! И пусть «груз наук» не свалится на них слишком рано!