Интеллектуально-познавательный проект «Игралочка – занималочка»

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Интеллектуально-познавательный проект «Игралочка – занималочка» по формированию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством использования логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера.

В настоящее время, с учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной образовательной программы ДОУ и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, требования к выпускнику дошкольного учреждения несколько изменились.

В характеристике выпускника ДОУ значительное место уделяется оценке способности познавать новую информацию, концентрировать внимание, удерживать инструкцию и сохранять высокий уровень активности при выполнении регламентированных заданий.

Одним из важнейших условий продуктивности познавательной деятельности является достаточно развитое внимание. Развитие свойств внимания благоприятно повлияет на качественные характеристики памяти. Внимание играет важную роль в познании ребенком окружающей действительности, во всей его практической деятельности и играет существенную роль в регуляции интеллектуальной активности

1. Игра «Кростики» (с палочками Кюизенера)

2. Игры на кодирование и декодирование информации (с логическими блоками Дьенеша)

Сегодня проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывают беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Увеличивается количество детей дошкольного и младшего школьного возраста с ЗПР и с синдромом дефицита внимания, сочетающимся, как правило, с гиперактивностью. Поэтому вопрос об обеспечении равных стартовых возможностей при поступлении дошкольников в школу в настоящее время стоит очень остро.

При задержке психического развития недостаточный уровень внимания – одна из существенных и заметных особенностей познавательной деятельности. В литературе подчёркивается важность использования игрового материала для развития внимания у детей с ЗПР.

Одним из основных средств достижения цели в реализации педагогической технологии считаю использование универсального дидактического материала (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера). В связи с этим вопросы формирования произвольного внимания посредством универсального дидактического материала (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) определяют актуальность разработанного проекта.

Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логические блоки Дьенеша и палочки Кюизенера) во всех видах непосредственно-образовательной деятельности.

Задачи проекта:

  1. Разработать систему работы с детьми, родителями, педагогами, направленную на развитие логического мышления и познавательной активности.
  2. Развивать умение свободно общаться с взрослыми и со сверстниками по поводу игр, обращаться с вопросами и предложениями, в том числе и по поводу игр, упражнений, придуманных и составленных самими детьми.
  3. Развивать самостоятельность, инициативу, творчество.
  4. Способствовать проявлению исследовательской активности детей в самостоятельных математических играх, в поиске решения задач разных видов, стремлению развития игры и поиску результата своеобразными, оригинальными действиями.

Успешное решение поставленных задач возможно при условии комплексного использования форм организации интеллектуальной деятельности всех участников образовательного процесса.

Инновационная направленность педагогического опыта заключается в следующем:

  • использование технологий развивающего обучения (логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера) в игровой форме в непосредственно-образовательной деятельности: области «Познание» и «Коммуникация»;
  • формирование у детей свойств внимания через активное сотрудничество всех участников образовательного процесса;
  • применение новых форм взаимодействия с семьёй по формированию произвольного внимания, включающие вопросы использования универсального дидактического материала не только в детском саду, но и дома.

В ходе реализации проекта используются следующиеформы работы. с детьми, с семьёй, с педагогами.

Перспективы дальнейшего развития

Опыт работы с детьми, имеющими ЗПР, показывает, что при правильном, комплексном, систематическом использовании данной развивающей технологии можно добиться существенного продвижения. В результате проделанной работы значительно вырос уровень развития детей по образовательным областям «Познание» и «Коммуникация».

Приложение 1: Проект «Игралочка-занималочка» .