Статистика

В современных условиях при широком внедрении новых информационно-коммуникационных технологий актуальной остаётся проблема развития речи дошкольника. Ведь от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.

Думаю, многие согласятся с тем, что современные дети мало проявляют интереса к художественной литературе, их диалоговая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Из-за неразвитости речи, бедного словарного запаса у детей часто пропадает интерес к занятиям по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.

В таких условиях нам в помощь приходят современные компьютерные технологии, как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Из всего многообразия компьютерных программ предлагают:

1. Развивающие программы мультимедийного издательства «Новый диск», куда входит программно-методический комплекс (ПМК) по «Развитию речи». ПМК используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

2. Программа «Готовимся к школе» с Зайкой Всезнайкой». Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребёнку быстрее закреплять полученный материал.

3. Интерактивные DVD - это замечательный продукт из серии «Чудо-малыш - Учись как в сказке», состоит из 5 интерактивных DVD дисков. Интерактивные диски DVD комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждой мульт-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту детей.

3. Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих ИКТ на занятиях. Наиболее доступным средством для собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций.

4. Компьютерные игры-серии «Маленький гений» издание БУКА.

5. Широкие возможности раскрываются благодаря использованию интернет-ресурсов.

Идя в ногу со временем, педагоги нашего детского сада применяют технологии с использованием компьютера и специальных развивающих программ.

Из-за невозможности приобрести предлагаемые DVD диски, мы активно используем Интернет-ресурсы, подбираем игры, очень интересны для детей игры — презентации с использованием загадок, ребусов, кроссвордов, соответствующие возрасту и содержанию из других DVD-дисков. Для повышения моего профессионального уровня приобрела DVD диск «Развиваем и исправляем речь ребёнка». Изучив его, предложила детям некоторые игровые упражнения на развитие фонематического слуха, слоговой структуре слова. Предварительно провела консультацию с родителями «Ребёнок и развивающие игры», после чего порекомендовала ряд игровых заданий родителям для занятий с детьми дома. С одной стороны дети в детском саду получают знания, а в домашних условиях идет закрепление материала – это вдвойне полезно. Так у детей повысился интерес к обучению, активизировалась речевая и познавательная активность, повысилось качество усвоения программного материала.

Изучив диски с игровыми заданиями, организовали экскурсию к компьютеру с целью обогащения представлений детей о нём.

Мультимедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» рекомендуется для возраста 7 — 12, поэтому отобрали некоторые развивающие игры: «Времена года», «Составь цепи питания», «Орудия труда», «Что лишнее» и другие. Игры проводили в паре. Благодаря заданиям проводилась большая словарная работа, работа над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций.

Хорошо зарекомендовал себя «Сказочный учебник для дошкольников», программа издательства «Новый диск». Он включает в себя 11 сказок. Знакомство с этими сказками происходило по подгруппам, по 4-5 человек. Подгруппы формировались по дифференцированному принципу. Детям предлагались разнообразные задания. Такие как «Опиши картинку», «Поможем Снегурочке», «Составь рассказ», «Приготовим варенье», «Найди медвежонка» и другие. Детям по ходу сказки предлагались задания от различных героев (гномика Тирли, Феи, Дракоши, Хвастуна) дети отвечали, а затем сравнивали с данными в игре ответами. В ходе выполнения некоторых заданий выяснилось, что у детей есть свои интересные варианты. Это говорит о развитии воображения детей и о неплохом словарном запасе. Когда описывали картинку, дети выбирали разные способы:по одному, цепочкой. Данная работа показала, что детям нравится эта игровая форма, что усиливает творческую активность детей.

Интересна и занимательна электровикторина «Родная речь». Данная игра развивает звуковую культуру речи, фонематический слух, совершенствует навыки анализа слов. На первом этапе познакомила детей с правилами и вариантами игры. Вначале дети играли индивидуально в присутствии воспитателя, затем в паре, подгруппами.

После того, как дети хорошо усвоили правила, предложила игру с усложнением: найти не только правильный ответ, но, вытянув игровой жетон, справиться с предложенным заданием: ответить ещё на один вопрос, объяснить свой ответ; ответить на любой вопрос по желанию.

Наблюдая за детьми, пришла к выводу: что необходимо подбирать карточки, используя дифференцированный подход, так как некоторые дети читают, им не составляет труда справиться с заданиями, требующими знания букв.

Но такие дети, играя в паре со сверстником, не знающим букв, помогают ему, объясняя свой выбор. Такое общение детей способствует развитию диалогической речи, пополнению словарного запаса детей, повышению интереса к обучению.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно - воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учётом здоровьесберегающих технологий. Поэтому в своей работе придерживаемся таких правил:

1. Занятия проводим непродолжительными по времени – 10-15 минут, в дни наиболее высокой работоспособности - вторник, среда, четверг.

2. Не чаще 3 раз в неделю;

3. Следим за осанкой ребёнка;

4. Проводим физминутки, гимнастику для глаз после работы с компьютером.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всеми детьми, подгруппами, индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ используем следующие варианты:

  • Составление предложений из слов по картинке, опорным словам;
  • для развития фонематического слуха - выделение картинок на заданный звук, «Найди 2 предмета с одного звука»;
  • для развития навыков фонематического анализа — «Подбери слово к схеме», «Найди картинку», «Выбери картинку в названии которой 5 звуков»;
  • развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков-игра «Угадай, что звучит»;
  • Рассказы по цепочке;
  • «Познавательные беседы Тётушки Совы. Прослушав и просмотрев, затем беседуем на различные темы: о безопасности, правилах поведения, этикете.
  • Используя вышеперечисленные варианты подбирали материал разной степени сложности,учитывая зону ближайшего развития.

Особое внимание в применение ИКТ уделяем мультимедийным средствам.Мультимедийные презентации мы создаём и подбираем в соответствии с комплексно-тематическим планом.В процессе работы мною были составлены презентации с элементами игры «Занимательные рассказы», «Осень в произведениях русских художников», «Угадай какая сказка».

В рамках тематической недели «Сказки», мы решили активно применить ИКТ, причём не только на подгрупповых занятиях с детьми, но и в индивидуальной работе (работе на компьютере), а также в работе со специалистами ДОУ. С воспитателем ИЗО дети познакомились с творчеством художника Васнецова через показ слайдов репродукций «Три богатыря», «Иван царевич на сером волке», «Алёнушка», «Сивка-бурка», «Ковёр-самолёт», рисовали сказки на выбранную тему, рассказывали о своих героях.

На музыкальном занятии прослушали отрывки из произведений «Баба Яга» П.Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Колдун», «Океан море синее» Н.Римского-Корсакого и другие. После просмотра музыкальных произведений дети смотрели иллюстративный материал на слайде, делились впечатлениями от услышанного, обыграли сказочного героя, его действия.

В процессе данной работы дети стали более самостоятельными, общительными. Многие дети перестали стесняться задавать вопросы, у них обогатился активный словарь.

Данная работа интересна всем участникам. Результат, который мы получили, ещё раз доказывает эффективность применения и использования ИКТ в развитии речи детей.

Безверхова Н.В. воспитатель 2 младшей группы «Ромашка»