Эффективность методики развития физических способностей дошкольников с участием родителей

Аннотация

В работе описана эффективность методики развития физических способностей детей дошкольного возраста с участием родителей. Выбор темы исследования был связан с необходимостью внедрения дополнительных форм физического воспитания для детей в возрасте от 3 до 6 лет с целью улучшения их физического развития и физической подготовленности.

Ключевые слова: физические способности, родители, дополнительные формы физического воспитания, физическое развитие.

Целью исследования было совершенствование процесса физического воспитания дошкольников через непосредственное участие родителей в ходе дополнительных физкультурных занятий.

В эксперименте по выявлению эффективности методики были организованы группы детей 4-х летнего возраста: одна контрольная и две экспериментальных. Во всех группах было по 14 дошкольников. До начала эксперимента группы были относительно однородные по своему составу и уровню подготовленности. Каждая группа была разбита на подгруппы по 7 человек. Одна из подгрупп, каждой участвовавшей в исследовании группы детей, занималась и посещала ДОУ №75, а другая ДОУ №82 г. Хабаровска.

В этих группах на протяжении 3-х лет, кроме основных физкультурных занятий по программе «Детство», проводились дополнительные занятия. В контрольной группе дополнительные занятия проводились по методике оздоровительного тренинга, с использованием тренировочных устройств [2]. В экспериментальной группе 1 - по модифицированной нами методике оздоровительного тренинга с участием личного тренера, а в экспериментальной группе 2 - по модифицированной нами методике оздоровительного тренинга с участием родителей. Во всех группах занятия проводились три раза в неделю.

Для экспериментальных групп методика оздоровительного тренинга была нами модифицирована, с учетом участия взрослых, и без использования тренировочных устройств. В частности, внесены коррективы в комплексы физических упражнений для развития мышечного корсета детей 4-6 лет. Кроме этого, детям всех групп регулярно давали домашние задания, направленные на развитие творческого мышления ребенка, на повышение интереса к занятиям. Для проверки выполнения этих заданий один раз в два месяца для групп проводился физкультурный праздник или досуг.

В методике предусмотрено тренировочное занятие из трех частей: подготовительная и заключительная части решают классические задачи, а основная часть соответственно своим задачам делится на три раздела:

  1. Развитие быстроты, ловкости (с помощью групповых подвижных игр);
  2. Воспитание сознательности к физкультурной деятельности, дети в движении воспринимали информацию о физкультурной деятельности; изучали наглядные пособия;
  3. Развитие силовой, общей выносливости и гибкости. В этом разделе основной части дети выполняли разработанные комплексы упражнений для развития силы и силовой выносливости различных мышечных групп, все комплексы сюжетные и имеют музыкальное сопровождение, затем дети выполняли упражнения на общую выносливость.

В целях объективной оценки эффективности разработанной методики физкультурно-оздоровительного тренинга детей 4-6 лет проводилось исследование морфофункциональных характеристик, показателей физической подготовленности [3] и социальной приспособленности занимающихся до и после проведения педагогического эксперимента.

Перед началом эксперимента достоверных отличий между детьми контрольной и экспериментальных групп не было обнаружено. После окончания эксперимента в результате сравнительного анализа нами выявлены достоверные отличия между группами по некоторым данным. Так, анализ морфологических характеристик всех групп в конце эксперимента не выявил достоверно значимые различия между контрольной и экспериментальными группами по длине, массе тела, окружности грудной клетки. А среди функциональных показателей физического развития разница обнаружена в жизненной емкости легких, как наиболее динамичной характеристики.

Анализируя показатели между контрольной и экспериментальной-1 группой, обнаружены различия по времени восстановления после нагрузки. Это свидетельствует об улучшении процесса восстановления сердечно-сосудистой системы после нагрузки у занимающихся по экспериментальной программе, где ребенок выполняет упражнения в паре со взрослым. Преимущественные положительные изменения произошли в показателях ЧСС до и после нагрузки и в динамике показателей динамометрии.

Полученные данные дают основания судить о благоприятном воздействии двигательного режима, предлагаемого в разработанной нами методике, на функциональные системы организма детей.

В результате дальнейшего анализа полученных результатов, можно с уверенностью сказать о более позитивном воздействии модифицированной методики и на развитие основных физических качеств дошкольников.

Так, по данным теста "вис на прямых руках" наибольший прирост произошел в экспериментальных группах. Изменение координационных способностей оценивалось по показателям теста «челночный бег 3х10м». Разница средних величин по данному тесту между экспериментальными и контрольной группами составила всего около 4%, в то время как в тесте на скорость - 9,8% (Р<0,05), что свидетельствует о положительном воздействии предложенного в экспериментальных группах режима двигательной активности (рис.1).

Рис. 1. Прирост показателей физической подготовленности

Под воздействием экспериментальной методики обнаружены позитивные изменения в проявлении у детей общей выносливости. По данным теста «бег 300м» в экспериментальной группе 1 прирост за три года составил 127%, а в контрольной соответственно - 51% (Р<0,01). Также было отмечено преимущество экспериментальных групп в показателях на силовую выносливость мышц туловища. Практически по всем тестам физической подготовленности нами выявлены достоверные отличия за 3 года эксперимента. Такая разница объясняется тем, что члены семьи, вовлеченные в занятия оздоровительным тренингом, освоившие азы оздоровительной тренировки ребенка, начинают организовывать мини-занятия в домашних условиях и дополнительно готовить своих детей к выступлению на физкультурных праздниках и Малых Олимпийских Играх. Наиболее весомая динамика преимущества занятий с членами семей проявилась на третьем году обучения. Это свидетельствует о том, что в семьях к этому времени сформировалась привычка (или хорошая традиция) систематично осуществлять совместную физкультурную деятельность [1]. По нашему мнению, совместные занятия способствовали образованию своеобразной зоны комфорта для детей, что положительно повлияло на качество усвоения двигательных действий. Копируя движения родителя, выполняя двигательные действия в паре, ребенок абсолютно уверен в правильности и необходимости того, чем он занимается, это помимо всего усиливается привязанность, близость с родителем на духовном уровне. Наряду с этим нами выявлено, что данная методика оказывает положительное влияние на социальную приспособленность ребенка, которую определяли по методике Рене Жиля (рис.3).