Развитие внимания, памяти и воображения

Внимание, память и воображение в дошкольном возрасте имеют сходство в развитии: они долгое время не приобретают самостоятельность Ребенок не владеет специальными действиями, которые дают возможность сосредоточиться на чем-либо дь, сохранить в памяти увиденное или услышанное, представить себе нечто, выходящее за пределы ранее воспринятого Такие действия в дошкольном возрасте только начинает складыватьсяся.

К началу дошкольного возраста внимание, память, воображение носят непроизвольный характер Перелом наступает тогда, когда под влиянием новых видов деятельности, новых требований, которые ставятся перед ребенком взрослым, возникаю ют особые задачи: сосредоточить и удержать на чем-то внимание, запомнить материал и потом воспроизвести, построить замысел игры, рисунка и т.п. Тогда и начинают формироваться специальные действия внимания, памяти воображения, благодаря которым последние приобретают произвольного характерру.

Внимание ребенка в начале дошкольного возраста отражает его интерес к окружающим предметам и действий, выполняемых с ними Он сосредоточивается только до тех пор, пока интерес не угаснет Появление нового предметом ета сразу вызывает переключение внимания на него Поэтому дети редко длительное время занимаются одним деломвою.

протяжении дошкольного возраста, в связи с усложнением деятельности детей и их продвижением в общем умственном развитии, внимание приобретает большей сосредоточенности и устойчивости Растет устойчивость внимания детей и и при рассматривании картинок, слушании сказок тощо.

Главные изменения внимания в дошкольном возрасте заключаются в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять ее на определенные предметы, явления, удерживаться на них, используя для этого в некоторые средства, одним из которых является как.

Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению Если человеку трудно воспроизвести что-то из раннего детства, дошкольный возраст оставляет значительное количество воспоминание див.

Память дошкольника носит преимущественно непроизвольный характер Запоминание и припоминание происходит независимо от его воли и сознания Они осуществляются в деятельности и зависят от ее характера Д Ребенок запоминает то, на что обращалось внимание в деятельности, что на нее повлияло, что ее заинтересовало Непроизвольное запоминание является косвенным, дополнительным результатом выполняемых ребенком действий восприятия и мы сленнення.

Произвольные формы запоминания и воспроизведения начинают складываться в возрасте четырех - пяти лет Наиболее благоприятные условия для овладения произвольным запоминанием и воспроизведением создаются в игре когда запоминание является условием успешного выполнения ребенком взятой на себя роли Овладение произвольными формами памяти включает несколько этапов Сначала ребенок начинает выделять только задачу запомнить и вспомнить, еще не обладая необходимыми приемами Ребенок постепенно учится повторять, осмысливать, связывать материал с целью запоминания, использовать связи при припоминании конце концов дети осознают необходимость специальных действий запоминания, овладевают умением использовать для этого вспомогательные средстваасоби.

Несмотря на существенное развитие произвольного запоминания, ведущим видом памяти все еще остается непроизвольная память Непроизвольное запоминание в дошкольном возрасте может быть точным и прочным Если в события этого возраста имели эмоциональную значимость и произвели впечатление на ребенка, они могут сохраниться в памяти на всю жизнь Память дошкольника, несмотря на ее очевидную внешнюю несовершенство, в настоящий ости становится ведущей функцией, заняв центральное местосце.

Воображение ребенка складывается в игре Сначала она неотделима от восприятия предметов и выполнения с ними игровых действий в игре трех - четырехлетних детей существенное значение имеет сходство предмета-заместителя с предметом, который он заменяет У детей старшего возраста воображение может опираться и на такие предметы, которые совершенно не похожи на замещаемые Это и есть зарождение воображения как особого психического процессцесу.

Формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника ярко она проявляется в рисовании и в составлении сказок, стихов Здесь, так же, как и в игре, дети вначале опираются на пре едметы, непосредственно воспринимаются или штрихи на бумаге, возникающие под их рукоою.

Образы воображения у детей могут носить своеобразный характер, поскольку они могут быть близки к Эйдетические образы, которые при всей яркости и стойкости характеризуются особенностью процессуальных образов - - они сами невольно меняются с каждым новым моменто.

время у ребенка развивается произвольное воображение, когда она планирует свою деятельность, оригинальный замысел и ориентирует себя на результат При этом ребенок учится пользоваться самопроизвольно возникающими образам мы Сказки и истории, которые составляют дети, становятся достаточно последовательными, оригинальными и завершеннымми.

Развитие воображения и памяти имеет определенную последовательность Сначала ребенок не пытается поставить перед собой задачу представить или запомнить Образы воображения и памяти появляются в процессе игры, рисования, слушания к сказок и рассказов как сопутствующий результат происходящего, а не в связи с деятельностью воображения и памяти С трех до четырех лет при выраженном стремлении к воссозданию ребенок еще не может содержать восприняты ранее образази.

В старшем дошкольном возрасте воображение ребенка становится управляемой Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого предмета, существа; образ действия существа или образ действия с предметом Воображение приобретает самости ийности, отделяясь от практической деятельности Воображение начинает предшествовать практической деятельности, объединяясь с мышлением при решении познавательных зададач.

Воображение как целенаправленная деятельность развивается в процессе создания замысла, представления схемы воображаемого образа, явления, события Ребенок начинает контролировать и определять характер своего воображения - репродуктивного или в творческого При этом она сама контролирует движение образов представленийви.

При всей значимости развития активного воображения в общем психическом развитии ребенка имеют место различные сложности У некоторых детей воображение начинает \"подменять\" действительность, создает особый мир, в котором де тина без труда достигает удовлетворения любых желаний Такие случаи требуют особого внимания, поскольку приводят к аутизму (погружение в мир внутренних переживаний с ослаблением или потерей контакта с действительностью, утратой интереса к реальности) и могут свидетельствовать об искажениях в развитии психики ребенка Однако, в подавляющем большинстве случаев, это - временное явление, которое со временем бесследно исчезаютслідно зникає.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter