Скачать:

Предварительный просмотр:

Педагогическая система работы «Игра – как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста ».

«Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем

большее удовольствия доставляет ему жизнь, тем он свободнее».

А. Чехов

На протяжении всего человеческого развития, в жизни  ребёнка, так и взрослого, игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

Поэтому игре отводится особое место в различных системах обучения, так как расцветает она в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей, причем не только педагогов и психологов, но и философов, социологов, этнографов, искусствоведов. Все представители научных отраслей заинтересованы в изучении «своих» аспектов, но все они сходятся во мнении, что – игра неотъемлемая часть человеческой культуры.

Игра для ребенка  – не просто интересное время препровождение, но и способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимодействий со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений. В игре ребенок раскрывает свои чувства, эмоции, проявляя свое отношение к другим детям, играющим вместе с ним.

Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям человека. Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляет в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные, эстетические, интеллектуальные.

«Те высокие нравственные, эстетические, интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания » Коломинский Я. Л.

Нравственное развитие ребенка, формирование его моральных представлений связано c развитием эмоциональной сферы дошкольника. Нетрудно передать ребенку значения об этической норме, требовать, контролировать выполнение ребенком моральных правил. Гораздо труднее выработать у него определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Знаний этических норм недостаточно для того, чтобы ребенок самостоятельно, по собственному желанию поступал нравственно.

Таким образом, особенность нравственной регуляции поведения включает требования к человеку самому оценить свои действия и соответствующим образом направлять свое поведение. Оценка нравственности поступка становится внутренним регулятором личности.

Психологи и педагоги подчеркивают, что чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном детстве.  Они могут проявляться и в отношении ребенка к самому себе (чувство собственного достоинства или, наоборот, чувство неполноценности, уверенность или отчаяние), и в отношении к другим людям (симпатия или антипатия, сочувствие, злоба, гнев, безразличие, чувство дружбы, любви). Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание у него эмоционально-положительного отношения к окружающему.

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их с взрослыми и сверстниками.  Уже в раннем детстве ребенок усваивает элементы нравственного поведения, простейшие правила общения с окружающими. В два-три года ребенок способен проявлять элементарные чувства отзывчивости, доброжелательности, уважения. Если ребенка правильно воспитывать, он старается вести себя так, чтобы заслужить одобрение близких. В три-четыре года ребенку доступны несложные формы организации поведения: не разговаривать громко, не толкать прохожих. Пятилетние дети учатся оценивать свои и чужие поступки, поэтому важно формировать в них восприимчивость к положительным примерам и отрицательное отношение к плохим. У них появляются оценочные суждения о собственном поведении «я вел себя хорошо», «своим поступком я огорчил маму».

Движущей силой в преодолении поведения, не соответствующего нравственной норме, является противоречие между представлением ребенка о себе как хорошем и квалификации своего поступка как плохого.

К концу дошкольного возраста появляется еще более высокая осознанность поступков. В этот период важно формировать у дошкольника критическое отношение к тому, что не дозволено.  Для того, чтобы нравственные привычки стали нормой, важно создать оптимальные условия для упражнения ребенка в моральных поступках. Тогда нравственные действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, превратятся постепенно в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе. Следовательно, полезно упражнять ребенка в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях (например, игре).

Моделируя человеческие взаимоотношения в игровой форме, создается необходимость вступления в контакт со сверстниками, в результате чего возникает «Детское общество».  Оно является предпосылкой для развития нравственности, ведь для успешного взаимодействия друг с другом дети строят свои отношения на основе нравственных норм.

Наиболее актуальными для дошкольников являются сюжетно-ролевые, дидактические и подвижные игры.

Сюжетно-ролевые игры  имеют следующие структурные компоненты:   Сюжет  - то есть действительность, которую отражают дети в своих играх. Обычно они воспроизводят сцены из семейного быта и трудовой деятельности. При этом, каждому дошкольному возрасту свойственно воспроизводить разные стороны действительности внутри одного и того же сюжета (от сосредоточения на выполнении действия до отражения сложных социальных отношений).

Содержание  - тот момент, который выделяет ребенок, как основной в деятельности взрослых.

На протяжении дошкольного детства происходит усложнение, как сюжета, так и содержания игры.

В ходе сюжетно-ролевых игр дошкольник берет на себя определенные роли и подчиняется правилам, требуя и от других детей их соблюдения. Учитывая данную особенность сюжетно-ролевых игр, взрослому важно грамотно руководить игрой детей, чтобы донести до них нравственные нормы поведения и правила, которые воспроизводятся детьми в процессе игровой деятельности.

Дидактические игры  - это специфическая и содержательная для детей деятельность. Данный вид игры имеет готовый игровой материал, замысел и правила, т.е. дидактические  игры применяются в педагогическом процессе (в отличие от сюжетно-ролевых, которые имеют спонтанный характер). Дидактические игры имеют цель, т.е. эта игра направлена на получение конкретного результата.

Цель имеет два аспекта.

    Познавательное развитие -  то, чему мы должны научить ребенка. Воспитательный процесс - это те способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

Цель дидактической игры  направлена на развитие определенных психических процессов, способностей, развитие сочувствия, вежливости, чуткости.

Игровой замысел  представляет собой игровую ситуацию, в которую вводится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась.

Важной особенностью игры являются игровые правила, которые доносят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу.

Взрослый организует игру и направляет ее - он помогает преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка.

Дидактические игры  являются осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно включается. Полученный социальный опыт становится его личным достоянием, так как его можно применить и в других условиях.

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и побуждать к усвоению нового.

Среди дидактических игр можно выделить:

    игры, направленные на развитие гуманных, нравственных отношений, волевых качеств личности, которые выражаются в поступках и действиях.

Подвижные игры  направлены на укрепление здоровья, улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их биологической потребности в движениях.

Отличительная черта подвижных игр  - их эмоциональность (нельзя допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации. Существуют подвижные игры, направленные на развитие ловкости, координации движения, скорости и т.д.

Театрализованные игры  - делают возможным знакомство дошкольника с окружающим миром через образы, краски, звуки. Зрелищность вызывает радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Театрализованные игры делят на режиссерские и игры-драматизации.

К режиссерским играм   относят настольный театр, теневой театр. Тут ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.

Участвуя в играх-драматизациях. ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью.

Средствами игры являются.

а) знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, выраженное в образах речи, в переживаниях и действиях ребенка;

б) способы действия с определенными предметами в определенных обстоятельствах;

в) те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей.

«В дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива» – именно так трактуется роль игры в программе воспитания в детском саду.

Я считаю, что данная тема особо актуальна в нашем современном 21 веке, в связи с быстрым развитием высоких компьютерных технологий и огромным потоком информации, которая окружает наших детей из Интернета и телевидения. Нравственному развитию должна отводиться ведущая роль в процессе первоначального становления личности старшего дошкольника.  Чтобы наше подрастающее поколение выросло открытым для общества, умеющее работать в дружном  коллективе, выполняя общую цель, на благо себя и других.

Не мало важно, не только дать знания о правилах культуры поведения, но и дать возможность проявить эти знания на практике – в дошкольном возрасте – в игре. Привить уважение к старшим, научить сочувствовать и помогать слабым. А также быть самостоятельным и дисциплинированным.

В связи с этим, я считаю необходимым уделить достойное внимание этой теме.

Цель моего опыта работы:  решение задач нравственного развития детей старшего дошкольного возраста  в условиях детского сада.

Были поставлены следующие задачи:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. Воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.  Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.  Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. Обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т.д. Развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков - стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек - скромность, заботу о других).  Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей. Воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.  Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение. Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества), формировать бережное отношение к ней.  Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.  Повышать уровень знаний у родителей по нравственному развитию старших дошкольников;  Повышать уровень компетентности по нравственному развитию старших дошкольников у педагогов.

Для решения поставленных задач использовала следующие технологии:

    Технология интеграции (объединение нескольких образовательных областей на игровых занятиях по нравственному развитию). Игровые технологии. Технология игрового проектирования.

Свою работу по нравственному развитию с детьми старшего дошкольного возраста я построила на основе следующих дидактических принципах:

    принцип стандартизации  базовых знаний, умений и навыков по возрастным группам;                                                   принцип целостности  базовых знаний, умений и навыков; принцип дифференциации  содержания изучаемого материала; принцип связи  применять полученные знания на практике; принцип преемственности   взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.  

В своей деятельности использовала различные методы и приемы:

     Игровые.  Наглядные. Словесные.

Опыт работы состоял из следующих этапов:

Этап первый – подготовительный:

На этом этапе мной была проведена первичная диагностика нравственной воспитанности  старших дошкольников (5-6 лет).

В  целях выявления   уровня  воспитанности  дошкольников был  использован метод наблюдения следующих параметров нравственности: дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, самоуважение, соблюдение правил культуры поведения, организованность и пунктуальность, требовательность к себе.

Этап второй - основной.

На этом этапе проводились занятия, направленные на нравственное развитие детей старшего возраста, с включением различных по видам игр.  Уделено внимание играм в самостоятельной детской деятельности. Дополнительно мной проводилась работа по «Игровому моделированию проблемных ситуаций», которая рассчитана на два года с детьми старшей(2013-2014г), а затем и подготовительной группы(2014-215). Также я использую в своей работе игровое проектирование «Я+ТЫ=МЫ».

Этап третий - заключительный.

По окончанию учебного года (2013-2014) в старшей группе провела анализ своей работы и на основании полученных результатов определила перспективы на следующий учебный год (2014-2015) с теми же детьми в подготовительной группе.

На первом этапе  при определении уровня нравственной воспитанности детей пятого года жизни были   использованы такие методы как наблюдение, беседа и статистическая обработка данных.

Диагностика основана на стандартизированном комплексе психодиагностических методик Р.С. Немова.

    Методика «Какой я?»
    Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Методика «Выбор в действии».

Опираясь на основные показатели социально-коммуникативное развития данных методик, мной подобран диагностический материал для определения уровня нравственной воспитанности  детей.  (Приложение 1).

Анализ диагностических данных, показал следующие результаты: дошкольники в целом уважают старших, сочувствуют и помогают слабым, знают о правилах культуры поведения, но недостаточно самостоятельны и дисциплинированны. Детям дошкольного возраста необходим контроль педагога. А свои знания не всегда готовы применить в практических действиях, что прослеживается в самостоятельной деятельности ребят.

Результаты данного тестирования показали, что детей с высоким уровнем нравственного развития всего 5%. Средний уровень у 60% воспитанников, низкий уровень у 35% детей.

По результатам проведенной диагностики был составлен тематический план проведения занятий по игровому моделированию проблемных ситуаций.  (Приложение 2).

Разработала Игровое проектирование «Я+ТЫ=МЫ» на основе научных трудов Смирновой Е. О. (Приложение 3)

Оформлена картотека игр, направленных на нравственное развитие дошкольников. (Приложение 4).

Нравственное развитие детей осуществлялось через разные формы работы:

1.  создание разнообразной полифункциональной и легко трансформируемой предметно-игровой среды.

3. фронтальные и подгрупповые игровые занятия;

4. развлечения и досуги;

5. маршрут нравственной воспитанности на участке детского сада;

6. занятия по общей тематике «Я и моя семья» и «Мир вокруг нас»;

7. «Задушевные беседы» в зоне «утешения».

Пространство моей группы грамотно организовано, в виде разграниченных игровых уголков – центров.

    уголок для сюжетно-ролевых игр; уголок ряжения (для театрализованных игр); зона для настольно-печатных игр; спортивный уголок; игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики) для легкого изменения игрового пространства.

Подобная организация пространства позволяет детям выбирать интересные для себя игровые занятия, чередовать их в течение дня, а мне дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей и для решения задач по нравственному развитию, изложенных выше.

Дети с большим удовольствием играют в сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Магазин», «Строительство города», «Почта», «Поварята», «Парикмахерская». Для того чтобы заинтересовать моих воспитанников я пополнила атрибуты к данным играм – игровыми предметами, тематической одеждой: халат доктора, передник повара, парикмахера, повара. Для игроков «строителей» - различные виды конструкторов, крупные мягкие модули.

В уголке ряжения доступны различные костюмы персонажей сказок, где можно легко стать воспитанной Мальвиной, надев парик с синими волосами, или веселой Красной Шапочкой. Дети при моем косвенном участии легко перевоплощаются в персонажей своих любимых сказок, наглядно показывая свое отношения к персонажу. Не у всех детей есть желание стать Бабой Ягой или Кощеем. Они мотивируют это так: - не хочу быть злым, которого никто не любит, лучше быть добрым.

Кукольный театр с многообразием перчаточных и настольных персонажей также помогает в работе с детьми создавать игровые проблемные ситуации и затем находить выход из сложившегося сюжета. Особенно если ребенок не решительный и робкий в общении со сверстниками, ему легче проявить свое

нравственное  «Я» через игру с куклой.

С подгруппой детей провожу такие игры: «Вот я какой», «Тайный друг», «Только хорошее», «Совместный рисунок» и другие  (см. картотека игр – приложение 4).

Нравственное развитие в игровой форме осуществляется во всех пяти образовательных областях: в социально-коммуникативном развитии, познавательном развитии, речевом развитии, художественно-эстетическом развитии и физическом развитии.

Например, в образовательной области социально-коммуникативного развития использовала серию игр и занятий, развивающие нравственно-волевые качества личности ребенка, предложенных З.М. Богуславской, Е.О. Смирновой: «Жизнь в лесу», «Добрые эльфы», «Муравьишки», «Птенцы». Народные игры: «Раз, два, три ко мне беги!», «Лиса и гуси». Их содержание направлено на привлечение внимания к партнеру, его внешности, настроению, действиям, поступкам; главный метод - непосредственное взаимодействие. Практическое занятие «Чудо-дерево»,   где ставила задачи на развитие эмпатии у дошкольников, умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками. Я стремилась в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него.

В образовательной области познавательного развития  активное  участие детей на занятиях: «Прогулка по осеннему лесу», «Научим мышат трудиться», «Освобождение бусинок из ледяного плена», «Зимой в лесу», где на ряду с познавательными задачами мной решались и цели нравственного характера по средством игры – это          развитие волевых качеств: умение ограничивать свои желания. Преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

На занятиях в образовательной области художественно-эстетического развития мною использовалась игровая мотивация с целью вызвать у старших детей желание сделать подарок своим близким или малышам.

На протяжении всего учебного года (2013-2014г.) мною проводилось дополнительное образование по работе с бумагой – кружковая работа «Оригами» - где одной из образовательных задач, стояла задача по нравственному развитию на формирование нравственно-волевых качеств доводить дело до конца, самостоятельно оценивать свою работу и давать оценку другим работам, трудить сообща, радовать своими поделка родственников.

В образовательной области речевого развития  уделяла  большое внимание подбору художественной литературы, где прослеживаются черты характеров персонажей, таких же девчонок и мальчишек, как и в моей группе. Это рассказы В. А. Осеевой «Волшебное слово», «Синие листья», «Отомстила»; рассказы Н. Н. Носова «Фантазеры», «Огурцы», «Живая шляпа». После знакомства с произведениями с детьми проходили беседы: «Какой персонаж тебе понравился и почему?», «Как бы ты поступил в такой же ситуации?», «Чем запомнился тебе этот герой рассказа».

На протяжении всей работы большое внимание уделяла детям с низким уровнем развития. Для них использовала игры с более упрощенным вариантом. Родителям этих детей давала советы.   В информационном уголке для родителей в течение учебного года размещала консультации: «Игра как средство нравственного воспитания», «Как развивать способность создавать игровой сюжет», «Игры – драматизации в формировании гендерной толерантности». (Приложения 6, 7, 8)

Одним из условий, обеспечивающих нравственное развитие детей старшего возраста, является единство педагогических воздействий со стороны всех участников педагогического процесса. Особая роль при этом принадлежит родителям. С целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их компетенции по вопросам нравственного развития дошкольников было проведено анкетирование  (Приложение 5).

На основании полученных данных, провела родительские собрания  «Игра как средство нравственного развития дошкольников», «Нравственное воспитание детей старшего возраста в сюжетно-ролевой игре», «Готовимся к школе с папой и мамой». (Приложения 9, 10, 11)

Таким образом, в ходе работы «Игра как средство нравственного развития у детей старшего дошкольного возраста», мной была организована систематическая работа  с детьми, совместно с  их родителями.

Заключительный этап.

Для проверки эффективности проведенной работы, была проведена диагностика.

Дети на конец  учебного года показали следующие результаты:

Высший уровень  – 30% (6   детей – постоянно, посещающие детский сад)   Средний уровень  – 60%   (12 детей  - реже, посещающие детский сад).   Низкий уровень  -10% (2ребенка – часто болеющие, практически не посещавшие детский сад).

Анализ проведенной работы

Проведенная работа по нравственному развитию:

1.Помогла сплотить детский коллектив.

2.Дети научились выстраивать дружеские взаимоотношения.

3.Укрепилась привычка играть, трудиться и заниматься сообща.

4.Дети стали активно  договариваться, помогать друг другу.

5.Появилось  стремление радовать старших хорошими поступками.

6.Дети стали проявлять уважительное отношение к окружающим людям,

не  вмешиваться в разговор взрослых.

7. С интересом стали слушать собеседника и без надобности не

перебивать его.

8.В своей речи дети стали чаще использоваться формулами словестной