Изобразительная деятельность дошкольника

В предшествующие периоды дошкольного детства дети уже познакомились с различными видами изобразительной деятельности. В старшем дошкольном возрасте они имеют возможность полнее и разностороннее отражать в рисунке, лепке, аппликации предметы и явления окружающей действительности, активно и творчески выражать эмоциональное отношение к ним. Детское творчество привлекает наивностью образов, открытостью чувств.

В изобразительной деятельности старших дошкольников замыслы становятся более устойчивыми, расширяются возможности использования материалов, которые ребенок выбирает. Он способен принимать на себя роль «художника», «скульптора», «мастера», в связи с чем мотивирует выбор деятельности и материала: «Хочу нарисовать картину на мольберте, возьму палитру, кисти и краски».

У детей появляется избирательное отношение к различным видам изобразительной деятельности. В рисовании и лепке с натуры они передают характерные признаки предмета: очертания формы, пропорции, цвет. Движения рук приобретают уверенность, становятся более координированными. Это дает возможность свободно использовать технические приемы рисования, лепки.

Композиция рисунков, аппликаций усложняется. Дети могут изображать предметы ближе или дальше. При этом они способны выделить главное («смысловой узел»), определить «место действия» (поляна, лес, комната), передать особенности цветовой гаммы, характерные черты персонажа (добрый, веселый, страшный). Теперь они замечают недостатки и могут дать эстетическую оценку полученному результату. Иногда проявляют желание вновь воспроизвести тот или иной сюжет, добиваясь более качественного изображения.

Возросшая инициатива, самостоятельность, самоорганизация позволяют детям выполнять индивидуальные и коллективные композиции: панно, фризы, декоративные и сюжетные работы. Им интересно общаться со сверстниками, договариваться о содержании будущей работы, об участии каждого в общей композиции.

Используя возможности различных материалов (плотность гуаши, прозрачность акварели, нежность пастели), дети старшего дошкольного возраста способны создавать художественный образ. Они передают свое отношение к цветовому колориту, выражая цветом настроение, эмоции; находят и другие средства выразительности (линию, пятно, форму), в результате чего каждый рисунок приобретает неповторимую индивидуальность.

Опыт изобразительной деятельности, творческого конструирования и социокультурные потребности, приобретаемые детьми к старшему дошкольному возрасту, позволяют приобщать их к декоративному дизайну, художественному оформлению быта.

Искусство дизайна активно входит в жизнь. Если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта.

Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Старшие дошкольники оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым. По одежде и поведению они могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей.

В этом возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня). Наблюдая и оценивая убранство комнат (дома, в детском саду), дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

Дети могут участвовать в создании многоплановых архитектурно-художественных композиций («Волшебный городок», «Дворец Снежной королевы», «Страна чудес», «Три медведя», «Русский дом» и др.), рассчитанных на длительный срок, любят постоянно что-то изменять в обстановке, достраивать и дорисовывать.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.