Методика развития детской речи - ответы к экзамену, часть 2 - Задачи ДОУ по ознакомлению детей с художественными произведениями

Страница 20 из 40

Задачи ДОУ по ознакомлению детей с художественными произведениями.

Существенное значение имеет определение задачлитературного образования в детском саду.

Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой. по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определенына основе знания особенностей восприятия ипонимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

В соответствии с «Программой» педагоги должны знакомить детей в каждой возрастной группе с большим количеством произведений детской художественной литературы.Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание — важная задача.

Воспитатель формирует у детейумение воспринимать литературное произведение. Слушая рассказ (стихотворение и др.), ребенок должен не только усвоить его содержание, но и пережить те чувства, настроения, которые хотел передать автор. Важно такжеучить детей сопоставлять прочитанное (услышанное) с фактами жизни.

В детском саду у ребенкаформируют также некоторые элементарные умения анализировать произведение (его содержание и форму).

Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь:

- определять основных героев;

- на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему);

- определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка);

- улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Часть программных произведений дети должнывыучить наизусть (стихотворения, малые фольклорные жанры),часть — уметь передавать близко к тексту (пересказывать). Кроме того, ребенок овладевает способами исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам.

Одна из важных задачформировать самостоятельность детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности, развивать их творческие способности.

Нужно такжевоспитывать у детей избирательное отношение к художественным произведениям.умение ориентироваться в мире книг. Необходимо выработатьправильное отношение к книге и чтению ; воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом; воспитывать навыки аккуратного обращения с книгой.

Обобщенно эти задачи можносформулировать следующим образом.

1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

Задача детского сада. как отмечает Л.М. Гурович, заключаетсяв подготовке к долгосрочному литературному образованию. которое начинается в школе.

Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию. предлагается даватьим знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

Для решениязадач всестороннего воспитания средствами художественной литературы. формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играетправильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности.

В основе отбора –педагогические принципы. разработанныена основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, чтолитературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции. т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается такжеединство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработанонесколько критериев.

1.идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2.высокое художественное мастерство. литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3.доступность литературного произведения. соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4.сюжетная занимательность. простота и ясность композиции;

5.конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определитькруг детского чтения и рассказывания.

В него входит несколько групп произведений.

1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляютпроизведения разных жанров. рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.