Задачи формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 4 Основополагающие принципы формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 5

Отдел образования администрации Старицкого района

Районный методический кабинет

МДОУ «Детский сад № 2» г. Старица

1. Введение 1

3. Задачи формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 4

4. Основополагающие принципы формирования эмоциональных чувств младшего дошкольника. 5

5 Диагностика состояния ребёнка младшего дошкольного возраста (на начало года). 6

в). С сентября по сентябрь; 15

(на конец года). 17

7.Заключение, выводы. 18

8.Используемая литература. 20

9.Приложения. 21

Введение.

Формирование эмоциональных чувств дошкольника всегда предполагалось в "Программе воспитания и обучения" и программах нового поколения "Детство" и "Радуга", однако особого раздела (методических разработок) не выделялось. Цель данной работы поставить задачи и конкретизировать пути формирования эмоциональных чувств детей младшего дошкольного возраста. используя русское народное творчество.

1. Народная игра.

Лучшая подготовка к школе – беззаботно прожитое детство.

Весёлые русские народные игры проводятся с целью расширить и уточнить знания детей о народной культуре родного края, формировать интерес к народным играм, желание и умение принимать в них участие.

2.Фольклор в жизни малышей.

Первые литературные произведения, с которыми каждый ребенок знакомится  буквально с колыбели,- это произведение фольклора. Народные песенки, прибаутки, словесные игры радуют малышей своим  удивительным благозвучием, мелодичностью, содержанием, близким быту и  интересом ребенка. Важнейшая общая характерная черта разнообразных форм  детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения  взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и  тепла, не даром эти произведения устного народного творчества называются  материнскими песенками. Важно подчеркнуть и то, что, будучи веселыми,  смешными, занимательными, игровыми произведения «материнского»  фольклора не заметно для малыша открывают ему и настойчиво внедряют в  его сознание важнейшие и вечные духовные ценности - любовь к окружающим,  доброжелательность, доброту, трудолюбие. Формы фольклора должны войти в быт ребёнка и сопровождать все  моменты его жизни: умывание, кормление, сон, игру. Не случайно жанры  фольклора- пестушка. потешка, прибаутка - уже в самих названиях своих  отмечают эту функцию – воспитывать, развлекая.

3.Эмоционнальная ценность малых форм устного народного творчества ( пословицы, поговорки, загадки, считалки).

Из практики известно, что эти формы фольклора принимаются  детьми с большим интересом, живо, эмоционально. Народные пословицы и  поговорки в краткой, образной и ритмической форме отражают реальную  жизнь во всём её многообразии: быт, общественные явления, труд,  взаимоотношение людей. Ещё один вид малых форм  словесного народного творчество - загадки. Самый простой прием составления  загадок - указание основных признаков, характеризующих предмет. Например  «Шапочка да ножка- вот и весь Ермошка» (гриб).

Следующая группа считалок – игровая – предназначена одновременно и для расчёта, и для игры. Именно эти считалки заканчиваются вопросами, заданиями, указаниями и прочими требованиями.Ребёнок в игре должен быть находчив, сообразителен, памятлив, догадлив, ловок, добр. Все эти качества в детском сознании, душе, характере развивает считалка.

4. Сказка– для ума и души закваска.

Живой, выразительный  язык сказок изобилует меткими, остроумными эпитетами, с помощью которых  дается характеристика образа, выражается отношение к нему. «молодец- удалец», «котишка - мурлышка, серый лобишко», « коза-дереза» и другие. Положительные герои, как правило, наделены  мужеством, смелостью, упорством в достижении цели. Красота,  подкупающая прямота, честность и другие физические и моральные  качествам имеют в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек это  красная девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец ( смелый, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. В моём понимании, именно духовные традиции русской культуры определяют историческое бытиё нашего народа. Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках обогащает духовный мир детей, формирует у них чувство гордости за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.

. Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании информации, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении и сотрудничестве со взрослыми и сверстниками, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих. Основа для накопления положительного опыта – эмоционально комфортный климат в группе и содержательное взаимодействие воспитателя с детьми, в чём неоценимую помощь оказывает русское народное творчество.

Отрадно, что наши воспитанники знают народные игры, активно используют в речи русский фольклор, принимают участие в народных праздниках.

Словарный запас ребёнка 2- 2,5 лет составляет в среднем 250-280 слов. К 3 – 3,5 годам он увеличивается в 3,5 раза. Чтобы словарный запас возрастал, необходимо вызывать у детей потребность в речевом общении как в детсаду, так и в кругу семьи. Поэтический фольклор для самых маленьких ( песенки, присказки, сказки и др.) «расцвечивает» их жизнь, эмоционально обогащает ребёнка, воспитывает чуткое восприятие родного языка. С самого раннего детства малыш должен слышать произведения русского народного творчества. Живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддерживать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств - важнейшие условия успешного социально-эмоционального развития детей младшего дошкольного возраста.

ПРОТИВОРЕЧИЯ

--- между выражением чувств детей различными эмоциональными состояниями;

-- отсутствием адекватной реакции на различные явления окружающей действительности;

-- узким диапазоном понимаемых и переживаемых эмоций, низким уровнем передачи эмоционального состояния в речевом плане;

-- отсутствием адекватного проявления эмоционального состояния в коммуникативной сфере;

ЦЕЛЬ:

обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильно направить его эмоциональное развитие, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.

ЗАДАЧИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ЧУВСТВ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНИКА

Детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны и доступны следующие эмоциональные чувства: радость, удивление, печаль (страдание), гнев.

Итак, основные задачи формирования эмоциональной сферы младших дошкольников можно сформулировать следующим образом:

1. Развивать эмоциональную сферу детей, их эмоциональное отношение к окружающему миру;

2. Учить выражать собственное эмоциональное состояние (радость, обиду, гнев, удивление) мимикой, пантомимикой, жестами, интонацией.

3. Адекватно реагировать на эмоции других (если человек обижен, - пожалеть его, помочь, радуется - порадоваться вместе с ним, разгневан, - постараться понять причину).

4. Создавать условия для понимания детьми собственных эмоций; для понимания эмоционального состояния других, для овладения средствами эмоциональной выразительности.

5. Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоциональные состояния.

6.Приобщать детей к народной культуре и создавать благоприятную среду – среду психологического комфорта путём использования русского народного творчества

ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ

Прежде, чем перейти к анализу работы, определю некоторые, используемые мною, принципы формирования эмоциональных чувств младших дошкольников.

1.Принцип индивидуального подхода.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в детском саду предполагает: использование естественных тенденций и потребностей ребенка в овладении знаниями, умениями и навыками. Для малышей характерно яркое проявление эмоций. Маленький человек способен безудержно радоваться и безгранично печалиться. Однако типично мгновенная смена настроения - от смеха к плачу и наоборот младшего дошкольника легко отвлечь от негативных эмоций. Задача воспитателя выявить и развить индивидуальные особенности каждого ребенка. Научить одного сдерживать эмоциональные проявления, другого - проявлять эмоциональный отклик, то есть адекватно эмоционально реагировать в той или иной ситуации

2. Постоянность процесса.

Характерная особенность формирования эмоциональных чувств заключается в том, что эта задача решается в процессе всего времени пребывания ребенка в детском саду. Совместная деятельность ребенка с воспитателем. со сверстниками (на занятиях, в игровой или бытовой деятельности) постоянно оказывает влияние на его эмоциональную сферу. Общение с ребенком необходимо организовать так, чтобы он сам понял и открыл для себя, как ему следует реагировать и поступать в различных ситуациях. И пример взрослого здесь - один из решающих факторов Прямое или косвенное подражание педагогу в проявлении чувств - в своем роде, обучающий тренинг. Учитывая это, воспитателю необходимо уметь "смотреть на себя со стороны", проявляя эмоциональную культуру и такт. Педагог - образец для ребенка.

3. "Яркие впечатления найдут не менее яркий эмоциональный отклик" Д. Б. Эльконин.

Оформление группы, расположение игр, игрушек, книг и пр. должно не только побуждать ребенка проявлять эмоции, но становиться его социальным опытом.

Одно из первых эмоциональных переживаний, которые формируются у ребенка в детском саду - "хочу, не хочу идти в детский сад" Поэтому крайне необходимо создание в группе атмосферы добра, покоя, любви, то есть эмоционального комфорта.

ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ РЕБЕНКА

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Я работаю во 2 младшей группе с 2006 года. года. В этой группе дети находятся в основном в течение одного года, потом они традиционно переходят к другим воспитателям. Поэтому, можно сказать, моя специализация - младший дошкольный возраст. Наблюдая за поведением малышей, я видела, как тяжело им расставаться со своим близкими и идти на контакт с чужими им людьми, какой страх они иногда испытывают. Я провела оценку эмоционального настроения детей в начале года, и вот, что я выяснила. Во время утреннего приёма 54% детей находятся в подавленном состоянии, бездеятельны, пассивны при одевании, капризничают во время приёма пищи, плохо засыпают. На занятиях пассивны, замкнуты, часто ссорятся, плачут, дерутся, отнимают игрушки. Существует большое количество методов психологической диагностики эмоциональной сферы ребенка. Однако в случае педагогической оценки далеко не все они могут быть использованы непосредственно воспитателем. Во-первых, воспитатели не имеют достаточной психологической подготовки, чтобы правильно интерпретировать результаты тестирования. Во-вторых, очень часто результаты теста дают возможность воспитателю отнести ребенка, например, к группе тревожных или импульсивных детей и таким образом оправдать свою бездеятельность в отношении конкретного ребенка. Результат диагностики в этом случае ошибочен. Для оценки эмоциональных проявлений к.п.н. Г. Степановой разработана пятибалльная шкала, в которой представлены поведенческие реакции ребенка. По этой шкале можно оценить силу эмоционального состояния ребенка, наблюдая за ним.

Страх

* 1 балл - спокоен, нерешителен, малоактивен,

2 балла - таращится, пялит глаза, уклоняется,

3 балла - хмурит брови, возбужден, напряжен,