ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ  ДВИГАТЕЛЬНЫХ  КАЧЕСТВ  У  ДОШКОЛЬНИКОВ  С  НАРУШЕНИЕМ  СЛУХА

Княжева  Мария  Владимировна

студент  6  курса,  кафедра  Теоретических  основ  физического  воспитания  и  спортивных  дисциплин,  ВГУ,  РФ,  г.  Вологда

Мелентьева  Наталия  Николаевна

научный  руководитель,  канд.  пед.  наук,  доцент  кафедры  Теоретических  основ  физического  воспитания  и  спортивных  дисциплин,  ВГУ,  РФ,  г.  Вологда

В  настоящее  время  особую  актуальность  приобретает  проблема  физического  воспитания  детей  дошкольного  возраста,  так  как  ухудшение  бытовых,  социальных,  экономических,  экологических,  психологических  и  гигиенических  условий  отрицательно  сказывается  на  состоянии  здоровья  подрастающего  поколения.  Всемирная  организация  здравоохранения  утверждает,  что  50  %  здоровья  зависит  от  условий  и  образа  жизни  людей,  10  %  —  от  качественного  оказания  медицинских  услуг,  20  %  —  от  влияния  внешней  среды  и  20  %  —  от  генетического  фактора.  По  данным  ВОЗ  на  1000  нормальных  родов  приходится  1  ребенок  с  выраженной  степенью  тугоухости.

На  данный  момент  процесс  интеграции  детей  с  нарушением  слуха  увеличивается  благодаря  раннему  началу  диагностики,  а  также  ранней  коррекционной  и  компенсаторной  работе.  Всестороннее  и  полноценное  развитие  детей,  имеющих  нарушение  слуха,  невозможно  без  физического  воспитания,  обеспечивающего  не  только  необходимый  уровень  физического  развития,  но  и  коррекцию  отклонений  различных  сфер  деятельности  глухого  и  слабослышащего  ребенка.

Существующие  программы  не  учитывают  весь  диапазон  задач  специального  воспитания  и  образования  детей  с  нарушениями  слуха.  Снижена  роль  адаптивного  физического  воспитания  как  средства  всесторонней  гармонично  развитой  личности  ребенка  с  тяжелыми  нарушениями  слуха.  Ведь  раннее  начало  коррекционной  помощи  определяет  большие  потенциальные  возможности  ребенка,  в  том  числе  и  с  помощью  средств  и  методов  адаптивного  физического  воспитания.  Ранняя  коррекция  отклонений  в  двигательной  сфере  может  быть  эффективной  только  при  условии  активизации  всех  компенсаторных  возможностей  детей  с  нарушениями  слуха.  Решение  проблемы  подбора  средств  и  методов  педагогического  воздействия  для  детей  данной  нозологической  группы  с  целью  повышения  уровня  физической  подготовленности  и  развития  двигательных  качеств  является  одним  из  главных  направлений  адаптивного  физического  воспитания.

Актуальность  исследования   обусловлена  тем,  что  в  настоящее  время  большое  количество  детей  с  нарушением  слуха  нуждается  в  коррекционно-компенсаторной  помощи,  повышении  уровня  физической  подготовленности,  который  необходим  для  дальнейшей  адаптации  к  условиям  окружающей  среды,  приобретения  значимых  социально-бытовых  навыков  и  успешной  интеграции  в  общество.

Объект  исследования:   развитие  двигательных  качеств  дошкольников  с  нарушением  слуха.

Предмет  исследования :  уровень  развития  двигательных  качеств  дошкольников  с  нарушением  слуха.

Цель  исследования:   изучить  особенности  развития  двигательных  качеств  у  дошкольников  с  нарушением  слуха.

Задачи  исследования:

1.  Проанализировать  научно-методическую  литературу  по  проблеме  исследования.

2.  Разработать  и  экспериментально  обосновать  примерную  рабочую  программу  кружка  «Тропинка  к  здоровью»,  способствующую  коррекции  и  развитию  двигательных  качеств  дошкольников  с  нарушением  слуха.

3.  Выявить  динамику  развития  двигательных  качеств  у  детей  дошкольного  возраста  с  нарушением  слуха.

Для  решения  поставленных  задач  нами  были  использованы  следующие  методы  исследования:  метод  анализа  литературных  источников,  метод  изучения  документов  (медицинские  карты  дошкольников;  образовательная  программа  «Воспитание  и  обучение  глухих  детей  дошкольного  возраста»  (образовательная  область  —  физическая  культура)  [3]),  педагогическое  тестирование,  педагогический  эксперимент,  методы  математической  статистики.

Физическое  воспитание  детей  с  нарушениями  слуха  —  одно  из  важных  направлений  коррекционно-педагогической  работы  —  находится  в  тесной  связи  со  всеми  другими  сторонами  воспитания  и  обучения.  Правильно  организованное  физическое  воспитание  создает  основу  для  укрепления  здоровья  детей,  развивает  их  активность,  повышает  работоспособность,  становится  базой  для  успешного  проведения  воспитательной  и  коррекционно-образовательной  работы.

Л.Д.  Хода  в  своей  публикации  «Основные  составляющие  методологии  социальной  интеграции  неслышащих  людей  в  адаптивной  физической  культуре»  определила  сенситивные  периоды  развития  физических  качеств  неслышащих  детей  в  возрасте  от  4  до  17  лет.  Так,  в  дошкольном  возрасте  сенситивными  периодами  являются:  быстрота  —  4—5  лет  у  мальчиков  и  девочек,  сила  —  4—5  лет  у  мальчиков  и  девочек,  скоростно–силовые  качества  —  4—5  лет  у  мальчиков  и  девочек,  координационные  способности  —  4—5  лет  у  мальчиков  и  девочек,  выносливость  —  5—6  лет  у  мальчиков  и  девочек,  равновесие  (статическое)  —  5—6  лет  у  мальчиков  и  девочек  [4].

Исследованиями  ученых-сурдопедагогов  установлено,  что  антропометрические  показатели  физического  развития  детей  с  недостатками  слуха  (рост,  масса,  окружность  грудной  клетки)  почти  не  отличаются  от  антропометрических  данных  слышащих  сверстников.  Для  глухих  и  слабослышащих  характерно  поступательное,  хотя  и  неравномерное  физическое  развитие.  Дисгармония  в  развитии  глухих  проявляется  в  более  низком,  по  сравнению  с  нормой,  уровня  развития  физических  качеств.  Особенно  страдают  из-за  нарушения  слуха  такие  качества,  как  точность,  равновесие  и  координация  движений,  скоростно-силовые  качества.  Их  развитие  происходит  неодинаково.  Скоростно-силовые  качества  отличаются  от  нормы  незначительно  (отставание  на  5—10  %).  Координация  и  точность  движения  глухих  отстоят  от  нормы  в  большей  степени  (на  15—20  %).

Функция  равновесия  —  одна  из  сложнейших.  В  ней  принимают  участие  несколько  анализаторов  (зрительный,  вестибулярный,  двигательный  и  тактильный).  У  многих  детей  с  недостатками  слуха  нарушается  деятельность  вестибулярного  аппарата,  обеспечивающего  сохранение  равновесия  в  пространстве.  У  глухих  детей  уровень  развития  равновесия  отстает  от  нормы  в  3—5  раз.  Так,  по  данным  А.А.  Коржовой,  слабослышащие  дети  трехлетнего  возраста  не  выполняют  задания  на  сохранение  статического  равновесия,  с  которыми  справляются  их  слышащие  сверстники.  Хотя  в  дошкольном  возрасте  у  детей  с  нарушениями  слуха  начинается  процесс  улучшения  состояния  равновесия,  резких  изменений  не  происходит.  Глухие  по  показателям  равновесия  уступают  не  только  слышащим,  но  также  слепым  и  умственно  отсталым  [1].

Неслышащие  дошкольники  отличаются  от  своих  слышащих  сверстников  недостаточной  двигательной  подвижностью.  Доказано,  что  неслышащие  дети  дошкольного  возраста  отстают  от  своих  сверстников  в  психофизическом  развитии  на  1—3  года.  Нарушения  двигательной  сферы  у  детей  проявляются  в  снижении  уровня  развития  основных  двигательных  качеств:

1.  отставание  от  нормы  в  показателях  силы  основных  мышечных  групп  туловища  и  рук,  скоростно-силовых  качествах,  скоростных  качеств  от  12  до  30  %;

2.  в  трудности  сохранения  статического  и  динамического  равновесия:  отставание  от  нормы  в  статическом  равновесии  до  30  %,  динамическом  —  до  21  %;

3.  в  недостаточно  точной  координации  и  неуверенности  движений,  что  особенно  заметно  при  овладении  навыком  ходьбы;

4.  в  относительно  низком  уровне  ориентировки  в  пространстве;

5.  в  замедленной  скорости  выполнения  отдельных  движений,  темпа  двигательной  деятельности  в  целом  по  сравнению  со  слышащими  детьми;

6.  недостаточно  точная  координация  и  неуверенность  движений,  что  проявляется  в  основных  двигательных  навыках;

7.  относительная  замедленность  овладения  двигательными  навыками;

8.  относительно  низкий  уровень  развития  пространственной  ориентировки;

9.  замедленная  реагирующая  способность;

10. отклонения  в  развитии  моторной  сферы:  мелкой  моторики  кисти  и  пальцев  рук,  согласованности  движений  отдельных  звеньев  тела  во  времени  и  пространстве,  переключаемости  движений,  дифференцировки  и  ритмичности  движений,  расслабления,  совокупность  которых  характеризует  нарушения  координационных  способностей;

11. отставание  в  развитии  жизненно  важных  физических  способностей  —  скоростно-силовых,  силовых,  выносливости  и  других,  характеризующих  физическую  подготовленность  детей  [2].

Таким  образом,  перечисленные  нарушения  в  двигательной  сфере  глухих  носят  взаимосвязанный  характер  и  обусловлены  общими  причинами:  структурой  слухового  дефекта,  недостаточностью  речевой  функции,  сокращением  объема  поступающей  информации,  состоянием  двигательного  анализатора,  степенью  функциональной  активности  вестибулярного  анализатора.

Основная  задача  педагогического  эксперимента  состояла  в  оценке  эффективности  разработанной  примерной  рабочей  программы  кружка  «Тропинка  к  здоровью»,  направленной  на  коррекцию  и  развитие  двигательных  качеств  дошкольников  с  нарушением  слуха.  Экспериментальное  исследование  проводилось  в  2012—2013  учебном  году  на  базе  Муниципального  дошкольного  образовательного  учреждения  «Детский  сад  компенсирующего  вида  №  57»  для  детей  с  тяжелыми  нарушениями  речи  и  тяжелым  нарушением  слуха  (группа  №  4  —  дети  с  тяжелым  нарушением  слуха).  Регистрационный  адрес:  160014,  город  Вологда,  ул.  Горького,  д.  83Б.

Группу  №  4  посещают  11  человек  в  возрасте  от  2  до  7  лет:  5  детей  в  возрасте  2—3  года,  5  дошкольников  в  возрасте  4—5  лет  и  1ребенок  в  возрасте  7—8  лет.  В  силу  того,  что  в  дошкольном  учреждении  не  имеется  дополнительных  групповых  помещений,  в  детском  саду  функционирует  1  разновозрастная  группа  для  детей  с  нарушением  слуха.

В  исследовании  приняли  участие  не  все  дети  группы  №  4  с  тяжелым  нарушением  слуха,  т.  к.  на  начало  исследования  дошкольники  в  возрасте  двух  лет  (первый  год  обучения)  в  данный  период  времени  только  поступали  в  дошкольное  учреждение.  Дошкольники  посещали  детский  сад  по  несколько  часов  в  неделю,  и  период  адаптации  проходил  длительно  и  тяжело.  В  процессе  проведения  экспериментального  исследования  была  сформирована  одна  группа  —  6  человек  (первый  и  второй  год  обучения).  Возраст  испытуемых  —  4—8  лет.

Управление  образования  г.  Вологды  в  2013  году  представило  детскому  саду  муниципальное  задание  о  введении  кружка  в  дошкольном  учреждении  физкультурно-оздоровительной  направленности.

На  педагогическом  совете  по  итогам  учебного  года  (июнь  2013  г.)  выступала  инструктор  по  физической  культуре  Княжева  М.В.  с  отчетом  о  результатах  диагностики  уровня  развития  двигательных  качеств  детей.  По  итогам  отчета  было  принято  решение  о  введении  кружка  «Тропинка  к  здоровью»  в  2013—2014  учебном  году  для  группы  детей  с  нарушением  слуха  с  целью  коррекции  и  развития  двигательных  качеств.  Программа  кружка  разработана  инструктором  по  физической  культуре  Княжевой  М.В.  и  одобрена  руководством  МДОУ.  Кружок  проводился  1  раз  в  неделю  по  25  минут  в  физкультурном  зале  учреждения.

Основные  задачи  кружка  «Тропинка  к  здоровью»:

1.  Обеспечение  оптимального  двигательного  режима  и  физического  развития  ребенка.

2.  Коррекция  и  развитие  двигательных  качеств.

3.  Укрепление  связочно-мышечного  аппарата.

4.  Коррекция  и  компенсация  нарушений  физического  развития  и  психомоторики.

5.  Устранение  избыточного  психоэмоционального  и  мышечного  напряжения  во  время  занятий  физической  культурой.

По  сравнению  с  другими  образовательными  областями,  образовательная  область  физическое  воспитание  имеет  свою  специфику,  и  это  предъявляет  особые  требования  к  организации  и  проведению  занятий  и  кружка  по  физическому  воспитанию.  Построение  занятий  обусловлено  педагогическими,  психологическими  и  физиологическими  закономерностями.  Учет  данных  закономерностей  предполагает:  благоприятную  обстановку,  организованное  начало  занятий,  соблюдение  методических  принципов  обучения  и  воспитания;  организованное  окончание  занятий,  стимулирующее  желание  заниматься.

При  проведении  педагогического  эксперимента  с  целью  коррекции  и  развития  двигательных  качеств  у  детей  дошкольного  возраста  с  нарушением  слуха  были  разработаны  комплексы  упражнений  на  развитие  силы,  выносливости,  гибкости,  координации,  быстроты.  Упражнения  выполнялись  из  различных  исходных  положений,  с  использованием  инвентаря  и  нестандартного  оборудования,  фитболов.  Применялись  комплексы  упражнений  хатха-йоги,  на  развитие  мелкой  моторики  пальцев  рук  и  ног,  подвижные  игры  и  игровые  задания.

При  планировании  и  проведении  кружка  с  детьми,  имеющими  тяжелые  нарушения  слуха,  мы  столкнулись  со  следующими  трудностями:

1.  организация  занимающихся  (удержание  внимания,  контроль  дисциплины);

2.  применение  индивидуального  подхода  с  учетов  возраста  детей  (4—8  лет);

3.    наличие  у  детей  разной  звукоусиливающей  аппаратуры  (у  одних  —  заушые  аппараты,  у  других  —  кохлеарные  импланты,  в  связи  с  чем,  звуковую  информацию  дети  воспринимают  по-разному;

4.    в  связи  с  тем,  что  группа  разновозрастная  обучение  проходило  по  различным  программам;

5.    учет  сопутствующих  заболеваний  занимающихся  (задержка  психического  развития,  синдром  мышечной  дистонии,  врожденная  глаукома,  двухстороння  паховая  грыжа,  гипеметрическое  расходящееся  косоглазие,  компенсирующая  миопия  и  др.).

6.  сочетание  методических  приемов  предоставления  зрительной  и  звуковой  информации;

7.  дозирование  нагрузки  с  учетом  пола,  возраста,  особенностей  развития  ребенка;

8.  донесение  информации  о  правильности  выполнения  заданий;

9.  из-за  низкой  вестибулярной  функции  у  детей  существенно  нарушена  координация  движений,  равновесие,  снижена  способность  к  максимальному  проявлению  двигательных  качеств,  пространственной  ориентировки;

10. у  детей  замедленная  реагирующая  способность,  скорость  выполнения  отдельных  движений  и  темп  двигательной  деятельности;

11.отмечалась  трудность  переключения  от  одного  упражнения  к  другому;

12.наличие  у  детей  «страхов»  при  выполнении  упражнений  на  повышенной  опоре  и  на  гимнастической  стенке;

13.проблема  сбрасывания  слуховых  аппаратов  детьми;

14.трудности  освоения  детьми  базовых  упражнений.

Педагогическое  тестирование  было  проведено  2  раза:  в  начале  учебного  года  (1—2  неделя  сентября  2013  г.)  и  в  конце  (3—4  неделя  мая  2014  г.).  Каждому  ребенку  предлагалось  выполнить  следующие  тесты:  прыжок  в  длину  с  места,  наклон  вперед  из  положения  стоя,  метание  набивного  мяча,  метание  мешочка  с  песком,  поза  Ромберга,  бег  30  м.

Проанализировав  полученные  данные  исследования  на  начало  эксперимента,  можно  сделать  следующий  вывод,  что  все  100  %  детей  имеют  «низкий»  уровень  развития  двигательных  качеств,  вследствие  тяжести  нарушения,  сопутствующих  заболеваний,  отсутствия  последовательной  и  целенаправленной  работы  по  развитию  двигательных  качеств  и  физического  развития  в  целом.  Средние  результаты  в  проведенных  тестах  оказались  следующими:  «прыжок  в  длину  с  места»  61  см  ±  18,5  см,  «наклон  туловища»  —  2  см  ±  3,1  см,  «метание  набивного  мяча»  113  см  ±  23,7  см,  «метание  мешочка  с  песком»  правой  рукой  131  см  ±  23,7  см,  левой  рукой  92  см  ±  23,7  см,  поза  Ромберга  —  дети  с  заданием  не  справились,  бег  30  метров  17,3  с  ±  2,9  с.

В  конце  учебного  года  была  проведена  повторная  диагностика  по  определению  уровня  развития  двигательных  качеств  у  испытуемых  по  тем  же  тестам.  Сравнительный  анализ  результатов  тестов  до  и  после  проведения  педагогического  эксперимента  позволил  сделать  вывод  о  том,  что  в  среднем  уровень  развития  двигательных  качеств  у  испытуемых  повысился  с  «низкого»  на  «средний»  в  тестах  «метание  набивного  мяча»,  «поза  Ромберга».  Средние  результаты  в  проведенных  тестах  у  испытуемых  в  конце  педагогического  эксперимента:  «прыжок  в  длину  с  места»  68  см  ±  9  см,  «наклон  туловища»  0,3  см  ±  3,1  см,  «метание  набивного  мяча»  167  см  ±  27,6  см,  «метание  мешочка  с  песком»  правой  рукой  292  см  ±  83  см,  левой  рукой  267  см  ±  110,6  см,  поза  Ромберга  14  с  ±  11,8  с,  бег  30  метров  16,2  с  ±  3,1  с.

Исследование  показало,  что  результаты  исследуемых  двигательных  качеств  у  испытуемых  имеют  положительную  динамику.  Наибольший  прирост  показателей  отмечается  в  тестах  на  такие  двигательные  качества  как  сила,  равновесие,  быстрота.  Следует  отметить,  что  во  всех  тестах,  кроме  теста  «бег  30  м»,  результаты  увеличились  статистически  значимо.

Таким  образом,  разработанная  и  экспериментально  обоснованная  примерная  рабочая  программа  кружка  «Тропинка  к  здоровью»  оказалась  эффективной.  Кружковая  работа  является  эффективным  средством  развития  двигательных  качеств  у  детей  дошкольного  возраста  с  нарушениями  слуха,  при  условии  использования  комплексов  упражнений  и  игр,  направленных  на  коррекцию  и  развитие  двигательных  качеств.

Однако,  несмотря  на  статистическую  значимость  различий  двигательных  качеств  испытуемых  за  период  педагогического  эксперимента,  нельзя  однозначно  судить  о  результативности  реализации  примерной  рабочей  программы  кружка.  Необходимо  оценить  результативность  использования  всех  форм  занятий  физической  культурой  в  дошкольном  учреждении,  которую  мы  планируем  провести  в  дальнейших  наших  исследованиях.

Список  литературы:

    Коржова  А. А.  Физическое  воспитание  детей  с  нарушениями  слуха  //  Дошкольное  воспитание  аномальных  детей  /  Под  ред.  Л.П.  Носковой.  М.,  1993.  —  182  с. Назарова  А.Г.  Игровой  стретчинг:  Методика  работы  с  детьми  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста/  А.Г.  Назарова.  СПб.,  1993.  —  65  с. Носкова  Л.П.  Воспитание  и  обучение  глухих  детей  дошкольного  возраста:  программы  для  специальных  дошкольных  учреждений  /  Л.П.  Носкова,  Л.А.  Головчиц,  Н.Д.  Шматко  и  др.  М.:  Просвещение,  1991.  —  156  с. Хода  Л.Д.  Основные  составляющие  методологии  социальной  интеграции  неслышащих  людей  в  адаптивной  физической  культуре  /Л.Д.  Хода//  Научно  –  практический  журнал  «Ученые  записки».  —  2008.  —  №  3  (37).  —  С.  98—101.