Профессиональный конкурс работников образования

Всероссийский интернет – конкурс

педагогического творчества

( 2012 – 2013 учебный год)

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 11» «Сказка»

Номинация конкурса:

Организация учебного процесса и управление учебным заведением

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ

ТЕМА:

«РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ РЕШЕНИЯ».

Автор: Николаева Александра Александровна заместитель заведующей по воспитательной и методической работе 1 категории

Место выполнения: МБДОУ «Детский сад №11» «Сказка»

г.Торжок Тверской области

ул.Луначарского д.134 а

ЦЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОВЕТА.

    Провести системный анализ педагогической деятельности по созданию предметно – развивающей среды для речевого развития детей. Определить пути совершенствования работы педагогов в данном направлении.

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ПЕДСОВЕТА.

1. Итоги выполнения решения предыдущего педсовета ( заведующая ДОУ).

2. Вступительное слово заведующего по теме педсовета.

3. Итоги тематического контроля по выявлению форм и методических приемов, направленных на речевое развитие ребенка ( справка, зачитывает заведующая ДОУ).

4. Культура речи воспитателя (старший воспитатель).

5. Результаты диагностики детей по речевому развитию (старший воспитатель).

6. Анализ создания в группах условий для речевого развития детей (учитель – логопед).

7. Итоги диагностики обследования речи детей старшего дошкольного возраста (учитель – логопед).

8. Разминка (участвуют все педагоги), (проводит старший воспитатель).

9. Кроссворд «Развитие речи» ( участвуют все педагоги ).

10. Обмен опытом.

11. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

    Консультации:
    Организация проведения НОД по развитию речи в разных возрастных группах. Грамматически правильная речь педагога.
    Теоретический семинар для педагогов .

Тема: «Технология речевого развития».

    Открытые просмотры НОД «Коммуникация». Анализ планирования НОД по речевому развитию детей. Анализ развивающей среды по развитию речи. Изготовление дидактических игрушек по речевому развитию детей. Диагностика речевого развития детей.

ХОД ПЕДСОВЕТА:

    Итоги выполнения предыдущего педагогического совета

( заведующая ДОУ).

Посещая в прошлом учебном году занятия, досуги, развлечения, праздники, наблюдая самостоятельную деятельность детей, прогулки, проведя диагностику по речевому развитию детей, мы выявили что, большое количество воспитанников имеют нарушения в звукопроизношении, в лексическом и грамматическом строи речи. На итоговом педагогическом совете в мае мы утвердили, годовые задачи на новый учебный год и одной из них является совершенствовать работу педагогического коллектива по речевому развитию детей. Работать над этой задачей мы начали в летний оздоровительный период. Вам было предложено подобрать, приобрести, изготовить пособия, плакаты, игры по речевому развитию детей и применить их в своей работе с детьми.

2. Вступительное слово заведующей по теме педагогического совета

Тема нашего педагогического совета « Речевое развитие дошкольников: проблемы, пути решения».

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Речь ребенка формируется на примере речи родных, близких и окружающих его людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность».

В последние годы в нашем детском саду наблюдается значительное снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей, что, так или иначе, сказывается на их развитии.

3. Итоги тематического контроля по выявлению форм и методических приёмов, направленных на речевое развитие ребенка.

Справка (зачитывает заведующая ДОУ).

В рамках подготовки к педагогическому совету в детском саду проходил тематический контроль, направленный на изучение форм работы и методических приёмов, используемых педагогами для полноценного речевого развития. Контроль длился с 24 сентября по 11 октября.

Тематический контроль показал, что в ДОУ создана достаточно богатая развивающая среда для речевого развития детей. В методическом и логопедическом кабинетах имеются наборы сюжетных и пейзажных картин по развитию речи, разнообразный дидактический материал по формированию ЗКР.

Разнообразный дидактический материал имеется в средних, младших группах: изготовлено, приобретено большое количество дидактических игр по развитию речи. Во всех дошкольных группах имеются библиотеки для детей.

Созданная предметно – развивающая среда грамотно используется педагогами для коллективной и индивидуальной работы с детьми по развитию связной речи, воспитанию ЗКР.

В промежутках между режимными моментами воспитатели младших, средних групп проводят пальчиковую гимнастику.

Все педагоги активно используют для речевого развития детей природное окружение детского сада, организуют наблюдения, сопровождающиеся беседой.

Анализ планирования работы по развитию речи свидетельствует о соблюдении требований программы, учете возрастных особенностей, системности изучаемого материала. Все педагоги всегда готовы к занятиям, регулярно их проводят.

Однако оценка ответов детей во время открытых занятий в старших и подготовительной группах позволила сделать вывод, что словарь большинства детей беден. Типичные особенности речи – односложные предложения, частая замена существительного местоимением, неточное обозначение некоторых действий.

Отметим, что некоторые дети довольно успешно создавали высказывания, однако многие испытывали значительные трудности в словесном выражении мысли несмотря на то, что знания сформированы достаточно высокие.

В результате получается противоречие: с одной стороны, дети обладают богатой информацией, а с другой – не могут эту информацию воспроизвести.

Вывод следующий: недостаточно проводится работа над словом, которое является важнейшим условием развития речевой культуры детей дошкольного возраста и включает в себя решение следующих речевых задач:

    свободное владение словом; понимание его значения; точность словоупотребления; умение самостоятельно строить связное высказывание.

В младшем и среднем дошкольном возрасте эти задачи направлены на:

1. Обучение детей при описании предмета (в ходе игр «Узнай по описанию», «Угадай игрушку», «Скажи какой», «Выполни команду») видеть и называть его характерные признаки, качества, действия. Эффективны игры – соревнования, предложенные ещё Е.И.Тихеевой. Одна из них – «Кто больше увидит и скажет про медвежонка (куклу)?». Сначала подбираются яркие игрушки, значительно отличающиеся по внешним признакам, затем используются предметы (овощи, фрукты, одежда), при описании

которых следует знать об их свойствах.

2.Формирование представления о последовательности действий персонажей путем раскладывания соответствующих картинок, с помощью упражнений, активизирующих глагольную лексику («Кто что умеет делать?», «Скажи, что сначала, что потом?»), и лексических упражнений («Скажи по – другому»).

В старшем дошкольном возрасте решение речевых задач заключается в использовании речевых логических упражнений:

1. Составление предложений с многозначными словами.

2. Составление предложений со словами синонимического ряда (большой, огромный, громадный).

3. Подбор синонимов.

4. Подбор антонимов.

5. Речевые ситуации, например: «Небо затянуло тучами, дует холодный ветер, идёт дождь».

Какими ещё словами можно сказать об осени? Какая она? (пасмурная, дождливая, хмурая, прохладная, тоскливая).

Затем даётся противоположное описание осени. «А если осенью светит солнце, небо прозрачное, погода ещё теплая, как можно сказать про осень? Какая она?» (золотая, солнечная, теплая, ласковая).

6. Оценка словосочетаний и высказываний по смыслу («Можно ли так сказать?»), например: легкий чемодан, тяжелый чемодан, трудный чемодан (задача).

7. Придумывание небольших рассказов с использованием слов, близких или противоположных по смыслу.

Следует отметить недостаточность планирования индивидуальной работы с детьми по развитию речи. На это следует обратить внимание воспитателям вторых младших, средних, старших и подготовительных групп. Индивидуальную работу следует проводить в утренние и вечерние часы, в игровой форме, в обстановке естественного общения. Цель – развивать речевые способности каждого ребенка.

В процессе тематического контроля были выявлены разнообразные формы работы педагогического коллектива и методические приёмы, направленные на речевое развитие детей:

- систематические занятия по развитию речи;

- беседы в процессе наблюдений во время прогулок и экскурсий;

- дидактические игры;

- чтение художественной литературы;

- заучивание стихотворений;

- рассматривание картин и слушание музыки;

- игры – драматизации, сюжетно – ролевые;

Невозможно сформировать личность ребенка без овладения им хорошей, грамотной речью. Без специально организованно обучения развитие речи будет стихийным, бедным. Целенаправленное обучение предусматривает занятия, игры, игры, индивидуальное общение. Во время тематического контроля обращалось внимание и на речь воспитателя. Не всегда мы слышали грамотную и выразительную речь взрослых. Встречались ошибки в речи, как и у воспитателей, так и у младших воспитателей. А мы все прекрасно знаем, что ребенок во всем берет пример с взрослого. Важно помнить, что главным является слово взрослого: насколько грамотной, выразительной, богатой будет речь воспитателя, педагога, настолько ребенок будет подражать речи взрослого. Каждый из вас должен обращать внимание не только на свою речь, но и на речь своего напарника, а также речь младшего воспитателя.

4.Культура речи воспитателя (выступление старшего воспитателя).

Дети дошкольного возраста, подражая окружающим, перенимают не только все тонкости правильного произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства речи, которые встречаются у взрослых. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения малышей, в общении с ними, является для детей основным образцом родного языка, культурной речью, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчётливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесного обозначения.

Воспитатель должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.

Речь воспитателя должна быть эмоционально насыщенной, богатой интонациями, достаточно громкой и неторопливой. Речь воспринимается детьми лучше, если она протекает в слегка замедленном темпе. Такой темп повышает отчетливость речи, и, наоборот, ускоренный темп делает её нечёткой, смазанной, трудной для восприятия.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов. Чем богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче и насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря многих воспитателей является частое употребления слов с уменьшительно – ласкательными суффиксами ( Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т.п .), засоренность лишними словами ( ну, вот, так сказать, значит ); в общении с более старшими детьми – подлаживание под речь малышей, то есть не уместное использование звукоподражательных слов ( Где ав-ав? И т.п.).

Педагог должен критично относиться к собственной речи и при наличии недочётов в ней стремиться к их устранению.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

    Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, то есть хорошую дикцию. Использовать в своей речи литературное произношение, то есть придерживаться орфоэпических норм. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учётом содержания высказывания. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса. Связно и доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (в соответствии с возрастом детей). Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

5. Результаты диагностики детей по речевому развитию

(старший воспитатель).

Воспитатели групп в начале года проводили диагностику по речевому развитию детей.

Были обработаны диагностические карты каждой группы. И сделан сравнительный анализ речевого развития детей параллельных групп, а именно речевые коммуникации, связная речь, словарь, грамматика, звуковая сторона речи, практическое осознание языка.

Так, в средних группах получились следующие результаты: группа «Ладушки»: речевые коммуникации, словарь, грамматика, звуковая сторона речи, связная речь находится на среднем уровне, а практическое осознание языка на низком уровне; в группе «Теремок»: речевые коммуникации, связная речь, словарь, грамматика, звуковая сторона речи находятся на более низком уровне, чем в группе «Ладушки». Можно заметить, что в группе «Ладушки» одной из причин среднего уровня развития речи, является то, что дети посещают детский сад на протяжении трех лет, а дети группы «Теремок» - только второй год. Поэтому рекомендуется использовать в работе игры и методические приёмы на развитие связной речи, словаря, грамматики. Учить детей практическому осознанию языка и правильному звукопроизношению. Прививать у детей интерес к речевому общению со сверстниками и взрослыми.

В старших группах речевое развитие находится практически на одинаковом уровне. Исключение составляет практическое осознание языка. В группе «Умки» оно находится на высоком уровне, а группе «Цветик – семицветик» на среднем уровне. Это обосновано тем, что дети данной группы пришли в детский сад на год позже. Рекомендуется использовать в работе чтение художественной литературы, обучение детей пересказу, составление связного рассказа по картине, внимательное слушание аудиозаписи с последующей работой над ней.

Делая анализ речевого развития детей подготовительной группы, выявили, что все дети по всем речевым показателям имеют средний уровень развития.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 2 – 4 лет.

    Если в группе много детей с плохо развитой речью, надо чаще использовать вопросы и задания, требующие от ребенка ответа – действия (что-то показать, найти, принести, сделать и т.п.). Разговаривая с ребенком, следует проявлять выдержку и терпение. Если на ваш вопрос не последовало ответа, повторите его и подскажите ответ, поощряя попытки малыша воспроизвести вслед за вами слово, фразу. У вас «не получилось» занятие. Если вы считаете, что этот материал важен для детей, повторите занятие, но вначале проанализируйте причины – неудачи (завышены требования; неудачно разместили детей и т.п.). Не забывайте повторять с детьми пройденный материал. Ведите себя естественно, не читайте детям нравоучений. Чаще хвалите детей. Вместе с ними радуйтесь их успехам. Старайтесь вносить в жизнь детей что – то новое, неожиданное, радовать их сюрпризами, которые создают условия для развивающего общения.

Рекомендации для воспитателей по развития речи детей 4 – 7 лет.

    Развивать произносительную сторону речи:
    подготавливать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков; вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
    Развивать и совершенствовать словарь:
    знакомить со словами, обозначающими качества, свойства предметов; учить понимать обобщенное значение слов и пользоваться простейшими обобщениями в самостоятельной речи.
    Развивать грамматические навыки устной речи:
    упражнять в правильном употреблении предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.); упражнять в употреблении имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много») и образовании род. Падежа множественного числа существительных (при ответе на вопрос «Чего нет?»; учить пользоваться глаголами в повелительном наклонении. Обучать спряжению глагола «хотеть»; обучать составлению и распространению простых предложений за счёт однородных членов; подлежащих, определений, сказуемых.
    Способствовать развитию связной речи. Развивать диалогическую речь:
    создавать условия, способствующие активному использованию диалогической речи (игровые и проблемные ситуации, экскурсии, театрально – игровую деятельность); учить осмысленно, пользоваться языковыми материалами в зависимости от ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение, утешение, благодарность, прощение); демонстрировать детям культуру ведения диалога; готовить к обучению связной монологической речи; посредством игровых упражнений и разных форм пересказа учить составлять характеристики предметов и объектов (для описания); восстанавливать последовательность событий в повествовании.
    Не забывать развивать мелкую моторику рук. Создавать условия, способствующие активизации речи:
    рассматривая с детьми их работы по изобразительной деятельности, побуждать к рассказу о созданных образах, предметах окружающего мира; создавать для ребенка культурную богатую речевую среду.
    Анализ создания условий в группах для речевого развития детей (выступление учителя – логопеда).

Во время тематического контроля был проведен анализ создания условий в группах для речевого развития детей. Проверялись условия и элементы предметно – развивающей среды. Во всех группах имеется уголок для чтения, он хорошо освещён, есть стол, стулья, полочки и стеллажи для книг. Художественная литература соответствует возрасту детей, имеет эстетичный вид. Воспитатели добросовестно готовятся к занятиям по развитию речи, подбирают иллюстрации, картины. Организуют тематические выставки. В группах организованы уголки театрализованной деятельности, которые соответствуют возрасту детей. В наличии имеются разные виды театров: конусный, пальчиковый, кукольный, настольный, перчаточный.

В группах имеется игровой материал для сюжетно – ролевых игр, настольно – печатных и дидактических игр.

Все педагоги имеют необходимую методическую литературу, пособия для занятий. Рекомендую расширить материал для речевой диагностики детей в виде стимульного материала.

    Итоги диагностики обследования речи детей старшего дошкольного возраста (выступление учителя – логопеда).

Изучение состояния речи детей проводилось в начале учебного года и продолжалось в течение двух недель сентября. Обследование проходило в форме беседы с каждым ребенком или с небольшой подгруппой детей. Детям предлагался стимульный материал на обследование звукопроизношения, словарный запас, фонематический слух, грамматический строй речи.

Было обследовано 64 ребенка старшего дошкольного возраста. Зачислено на логопункт 46 детей (72%), поставлено на очередь 7 детей (10%). Количество детей с хорошей речью 9 человек (14%), с нарушениями звукопроизношения 53 ребенка (82%), с грубыми нарушениями лексического и грамматического строя речи 6 человек (9%). В старшем дошкольном возрасте проверялось умение правильно произносить свистящие, шипящие, сонорные звуки. Проверялась способность произносить звуки в 3-х разных позициях (начало, середина, конец). Проверялось умение дифференцировать звуки на слух и при произнесении; был обследован словарь и грамматический строй речи.

В результате обследования у детей наблюдается:

1. Смешение при восприятии на слух и при произношении близких в акустическом и артикуляционном плане звуков (с-ш, з-ж, р-л и др.).

2. Словарный запас у большинства детей соответствует норме, но трудности в подборе родственных слов, синонимов, антонимов, прилагательных.

3. Грамматически не могут построить сложноподчиненное предложение.

4. Связная речь несовершенна, рассказы непоследовательны, состоят из простых предложений, бедны эпитетами. Поэтому предлагаю следующие рекомендации:

* проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику 3 раза в день (до завтрака, перед обедом, после дневного сна);

* с детьми, которые не посещают, логопедические занятия рекомендую, проводить игры на звукоподражание (младший дошкольный возраст);

* по результатам обследования определить перспективы развития речи каждого ребенка и группы в целом на текущий учебный год;

* работу проводить в системе, охватывающей все стороны развития речи (произносительную, словарный состав, грамматический строй, связную речь);

* развивать речевой слух, который составляет основу обучения грамоте и является важнейшим показателем речевой готовности ребенка к школе;

* контролировать речь детей, исправлять неправильное произношение, особенно детям, которые умеют правильно изолированно произносить звуки;

* ежедневно проводить упражнения на дыхание и развитие голоса;

* приучать детей к слушанию текстов, задавать вопросы, беседовать по содержанию;

* использовать в работе материал на дифференциацию звуков.

8.Разминка (участвуют все педагоги). Проводит старший воспитателью

    Что вы понимаете под развитием речи ребенка?

Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате восприятия речи взрослого, собственной речевой активности и элементарного осознания явлений языка и речи.

    Каковы задачи словарной работы?

Обогащение, расширение, активизация словарного запаса детей.

    Что включает в себя работа по формированию грамматического строя речи дошкольника?

Работу над морфологией (изменение по родам, числам, падежам), лексикой (образование одного слова на базе другого), синтаксиса (построение простых и сложных предложений).

    Что такое диалог?

Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией.

    Что такое монолог?

Речь одного собеседника, обращенная к слушателям.

    Что такое рассказ-описание?

Текст, который начинается с общего тезиза, определяющего и называющего предмет или объект; затем идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий; завершает описание итоговая фраза, дающая оценку предмету или показывающая отношение к нему.

    Что такое рассказ-повествование?

Рассказ, сюжет которого развертывается во времени.

9. Кроссворд «Развитие речи».

Решают кроссворд все воспитатели. Все слова по вертикали:

Кроссворд «Развитие речи».

    Изложение прослушанного произведения (пересказ). Обязательный прием на занятиях по обучению рассказыванию (указание). Сообщение, в котором факты следуют один за другим (повествование). Связное развёрнутое изложение, какого – либо факта (рассказ). Литературное произведение для пересказа (сказка). Тип связной речи (диалог). Методический приём, используемый на первых этапах обучения описанию картин, игрушек (образец). То, что служит основой рассказа по памяти (опыт). Приём, используемый ребенком после рассказа для уточнения (вопрос). Приём, который позволяет оценить детский рассказ (анализ). Сообщение о фактах, существующих одновременно (описание). Приём, используемый в старших группах при пересказе литературных произведений (драматизация). Сообщение о фактах, находящихся в причинно – следственной связи (рассуждение).

КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО: РАССКАЗЫВАНИЕ.

10.Обмен опытом.

Педагоги творческой группы показывают заранее приготовленные игры и игровые пособия, способствующие развитию речи детей и мелкой моторики рук (видеопоказ игр).

11.Обсуждение проекта решения педагогического совета.

    Использовать создание на занятиях и в свободное время проблемных ситуаций, побуждающих детей к активизации мыслительной деятельности, познанию окружающего мира.

Срок: постоянно.

Ответственные: педагоги ДОУ.

    Для развития познавательно – речевой активности детей использовать экускурсии, игры.

Срок: по мере необходимости.

Ответственные: все педагоги ДОУ.

    Для повышения профессиональной компетентности педагогов подготовить и провести серию консультаций по работе с детьми и речевому развитию воспитателей.

Срок: ________________

Ответственные: старший воспитатель, учитель – логопед.

    В родительских уголках разместить страничку логопеда.

Ответственные: воспитатели, учитель-логопед.

    Педагогам ДОУ усилить самоконтроль за собственной речью и контроль за речью детей.