Восприятие дошкольниками художественных произведений, рисунков и картин

Согласно теории психологии художественное восприятие является результатом индивидуального развития личности

Во время слушания литературных произведений ребенок не видит нарисованных на страницах книги событий, она должна их представить, опираясь на собственный опыт От качества этого процесса зависит понимание произведения способствует иймання литературных и фольклорных произведений на 2-м году жизни имеет конкретный характер Оно возникает при условии, что текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок или разыгрывает взрослый с помощью игрушек 2-4 - летние дети, с переходом от ситуативного восприятия к обобщенному, постепенно начинают представлять отдельные образы, цельные картины, эпизоды, состоящие из взаимосвязанных действий; понимать не только жизненно еви, будничные ситуации, но и непредсказуемые, оригинальные повороты сюжета, учатся \"прогнозировать\" поведение героев, результаты их действий их интересует результат действий персонажей, волнует собственная соучастие в том в, что происходитщо відбувається.

На основании психологических исследований восприятия детьми сказки (О Запорожец, Д Арановский, Т Кондратович) был сделан вывод, что понимание ее опирается на непосредственное эмоциональное отношение к происходящему и героев, не имеет интеллектуального характера и не пользуется рассуждениями Оно возникает в процессе активного сопереживания героям Итак, возникая в сознании и опираясь на представления, уме ния сказки имеет двойной характер Дошкольники пытаются вникнуть в сюжет, повлиять на события При повторном прочтении часто просят пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает Итак, дети занимают позицию внутри произведения, позиция слушателя формируется позже, примерно в 7-летнем вицому віці.

Восприятие дошкольниками живописи зависит от уровня их эстетического развития На первом уровне (3 - 4 года) ребенок эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые она узнавала на картинке Стал влення к ним имеет предметный или жизненный характер (выбрал открытку том, что \"дома такой нет\", \"потому, что здесь лодка, можно покататься\", \"потому, что яблоко, оно вкусное\") На втором уровне (до 5 - в) ребенок начинает видеть и осознавать элементарные эстетические качества, которые делают для нее картину привлекательной, может получать элементарную эстетическое наслаждение, оценивая цвет, их сочетание, реже - фо РМУ и композиционные приемы На третьем (6-7 лет) - дети воспринимают больше, чем заложено во внешних признаках изображаемых явлений, улавливают внутреннюю осознанность художественного образю усвідомленість художнього образу.

Дети младшего дошкольного возраста могут заметить на одном рисунке не более 4-х предметов; среднего - 5-ти; старшего дошкольного возраста - до 10-ти предметов Большая их количество оказывается вне поля с зрения ребенка, который, сосредотачиваясь на деталях, пропускает главное Поэтому, подбирая картинки для рассмотрения детьми, следует учитывать, что многопредметность тормозит процесс восприятия зображеногго.

Продолжительность рассмотрения картинки зависит от возраста ребенка: 8-4-летний сосредотачивается на ней 6 мин, 5-7-вещь-на - до 12x8 В этих временных рамках целесообразно демонстрировать картинки дошкольникам, поскольку длительные ший показ снижать остроту восприятия и ослаблять развивающий эфкт.

Восприятие рисунка дошкольниками развивается по следующим этапам:

1) изменение отношения ребенка к рисунку как к отображению действительности;

2) формирование умения правильно соотносить изображение с реальной действительностью, видеть изображенное на нем;

3) совершенствование понимания содержания рисунка

детей раннего возраста и дошкольники хорошо узнают знакомые предметы и ситуации, однако относятся К картинки иначе, чем взрослые Для ребенка она является повторением действительности, особым ее видом, а не вос оренням (изображением) ее ей часто кажется, что нарисованные люди, предметы могут иметь те же признаки, что и настоящие Когда 3-летнему малышу показывают картинку, где изображены спиной к нему человека, на вопрос, \"где у нее лицо\", он обращает фотография обратной стороной, надеясь там его увидетьйого побачити.

Может, например, защищать нарисованное козленка от нарисованного волка, удивляться, почему нарисованные на картине люди, которые направлялись к дому, так и остались на своих местах

Постепенно дети выясняют, какие признаки предметов могут быть изображены, а какие - нет, на собственном опыте убеждаются, что с нарисованными предметами нельзя действовать так, как с настоящими Хотя малыши, гр раючись, \"едят\" нарисовано яблоко, со страхом смотрят на изображенную осу, однако они прекрасно понимают, что это лишь их воображение Поэтому на предложения взрослого поиграть нарисованным мячик, отогнать нам альованого собаку, 4-летний ребенок ответит отказом: \"Это же картинка, это - нарисованноеце - намальоване".

Осмысление сюжетных картинок, понимание изображенных на них ситуаций и событий зависят от правильности восприятия и характера изображенного сюжета: насколько он сложен, знакомый доступен ребенку О простые картинки они рассказывают достаточно подробно, рассматривающая сложные - перечислять фигуры и предметы От сложности рисунка зависит и его трактовка 3-летний ребенок еще не может осмыслить ком позицию со многими фигурами и предметами Старшие дошкольники уже способны последовательно и подробно рассмотреть композиционно сложные рисунки, объяснить их, если сюжет не выходит за пределы их жизненного опыта в Поэтому перед демонстрацией какой-то картины целесообразно сначала провести беседу, в которой фигурировать изображенные на ней объекты Ведь эффективность восприятия обусловлена. опытом ребенка, ее знанием зоб ражены предметедметів.

Художественный рисунок изображает знакомые предметы и события, передает определенное эмоциональное состояние персонажа Исследования показали, что ребенку сложно воспринять и понять чувства другого человека по их внешним пр роявамы, поэтому она недостаточно осознает переживания нарисованного на картинке персонажа Легче она воспринимает эмоциональное содержание, воспроизведен мимикой, чем позами и жестами персонажей Легче дети уловят ют мимику радости; выражение грусти и печали понять им труднее Только каждый второй старший дошкольник занимается эмоциональным содержанием картинки и осознает ее сюжет Учитывая это педагог должен научить ди тей понять выразительные средства, передающие эмоциональные переживания персонажей с помощью мимики, жестов, поз: если герой недоволен, внешним выражением этого является отсутствие улыбки, гневный взгляд нахмуренные брови и т.д. Благодаря такому обучению ребенку становится понятным смысл и эмоциональный характер картинкартинки.

Определенные трудности возникают перед ребенком, когда он рассматривает предмет, представленный на рисунке в перспективе Удаленный объект она воспринимает имеющим малую величину Поэтому дом на заднем плане им выдает ется игрушечным, потому что он значительно меньше, чем фигура человека на переднем планені.

Младшие дошкольники ошибочно принимают на рисунке и изображение действий, движений В жизни малыш привык иметь дело с цельной действием, в котором все переходы от одного этапа к другому имеют определенный смысл, вместе заб обеспечивают результат На рисунке, однако, изображается только определенный момент действия, ее оттенок Этого достаточно для целостного представления взрослого о действии, однако младшие дошкольники не осознают это, вважают ь его лишь одним из этапов действия, поэтому не совсем адекватно воспринимают изображенное Так, циркача, который прыгает через трапецию, воспринимают не как прыгуна, а как человека, который \"висит в воздухе\" Поэтому воспитателю следует заботиться, чтобы сюжетные картинки соответствовали возрастным особенностям детей, а также учить их осознавать смысл изображенного на конкретных образакретних образах.

Ошибки в восприятии дошкольниками рисунков обусловлены недостаточно развитыми умственными способностями, знаниями пространственных отношений и признаков предметов Для преодоления этого нужны разнообразные упражнения и при проведении дидактических игр, конструирования, рисованияя.

При восприятие картинок их привлекает прежде праздничность, красочность - то, что нравится в декоративно оформленных игрушках и предметах Это обостряет эстетическую восприимчивость дошкольников, делать ть их чувствительными к цвету и колорита, дает простор творческому воображению 5 - 7-летние дети, выбирая красивую художественную открытку, уже руководствуются не случайными, а устойчивыми эстетическими впечатлениемми.

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter