Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Развитие логических операций мышления у старших дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания. Работу выполнила:Филимонова О.В. Развитие логических операций мышления у старших дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания. Актуальность:Использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня развития логического мышления старших дошкольников .Предмет исследования: проблемно - практические ситуации в образовательной деятельности по математике. Объект исследования: обучение математике в детском саду.Цель: выявить методику и условия реализации проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике для развития логического мышления дошкольников. Задачи: 1. Проанализировать психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.2. Определить методику и условия использования проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике. 3. Выявить способствует ли использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике повышению уровня развития логического мышления старших дошкольников.

Понятие и задачи логико- математического развития детей дошкольного возраста.

Теоретические основы проблемы обучения дошкольников математике. Качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций является математическим развитием. Целью и результатом педагогического содействия математическому развитию детей дошкольного возраста является развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими логико-математических представлений и способов познания.Задачи математического развития в дошкольном детстве определены с учетом закономерностей развития познавательных процессов и способностей детей дошкольного возраста, особенностей становления познавательной деятельности и развития личности ребенка в дошкольном детстве. Понятие и задачи логико- математического развития детей дошкольного возраста.

Теоретические основы проблемы обучения дошкольников математике. Основные задачами математического развития:- развитие у детей логико-математических представлений;- развитие сенсорных (предметно-действенных) способов познания математических свойств и отношений: обследование, сопоставление, группировка, упорядочение, разбиение;- освоение детьми экспериментально-исследовательских способов познания математического содержания;- развитие у детей логических способов познания математических свойств и отношений (сравнение, классификация, сериация);- овладение детьми математическими способами познания действительности: счет, измерение, простейшие вычисления;- развитие интеллектуально-творческих проявлений детей: находчивости, смекалки, догадки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений задач;- развитие точной, аргументированной и доказательной речи, обогащение словаря ребенка;- развитие активности и инициативности детей;- воспитание готовности к обучению в школе: развитие самостоятельности, ответственности, настойчивости в преодолении трудностей, координации движений глаз и мелкой моторики рук, умений самоконтроля и самооценки. Психологические особенности математического развития детей дошкольного возраста.

Теоретические основы проблемы обучения дошкольников математике. В современных обучающих программах начальной школы важное значение придается логической составляющей.Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы.Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься Логические приемы мышления – это логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация.Широкие возможности для развития логических приемов мышления старших дошкольников предоставляет обучение основам математики в детском саду. Результаты исследований З.А. Михайловой, А. Савенкова, А.В. Белошистой и др. убедительно свидетельствуют об этом. Особо учеными подчеркивается роль проблемных ситуаций в развитии логических приемов мышления как сравнение, классификация, сериация, т.к. проблемные ситуации напрямую связаны с логикой. Понятия и виды мышления.

Теоретические основы проблемы обучения дошкольников математике. Мышление  - высший познавательный психический процесс.Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования человеком действительности. Процесс мышления начинает наибо­лее ярко проявляться лишь тогда, когда возникает проблемная ситуация, которую необходимо решить. Основной вид мышления дошкольника – это образное мышление, дошкольный возраст наиболее сензитивен к обучению, опирающемуся на образы. Возможности формирования логического мышления, следует использовать лишь в той степени, в какой это необходимо для ознакомления ребенка с некоторыми основами начальных научных знаний. Проблемная технология логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста.

Теоретические основы проблемы обучения дошкольников математике. Современные технологии математического развития дошкольников направлены на активизацию познавательной деятельности ребенка. Одной из наиболее эффективных технологий, близких ребенку по своей сути, является проблемно-игровая технология, а противоречие в проблемной ситуации, являясь важной движущей силой обучения, способствует активизации всей познавательной деятельности детей Логико-матема-тические игры

логико-математические сюжетные игры (занятия)

проблемные ситуации и вопросы

творческие задачи

вопросы и ситуации

экспериментирование и исследовательская деятельность.

Проблемная ситуация в условиях применения этой технологии рассматривается как средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате.

Теоретические основы проблемы обучения дошкольников математике.

Проблемная технология логико- математического развития детей старшего дошкольного возраста.

В работе З.А.Михайловой проблемно- игровая технология представлена в системе следующих средств:Проблемно-игровая технология Диагностическое исследование сформированности логического мышлении старших дошкольников.

Задачи:1. Определить исходный уровень сформированности логических приемов мышления старших дошкольников, произвести анализ полученных результатов и на этой основе сформулировать задачи для последующей работы с детьми.2. Разработать содержание педагогической работы по развитию логических приемов мышления старших дошкольников с использованием проблемных ситуаций в процессе обучения и ее апробация в старшей группе ДОУ;3. Провести исследования контрольного характера, определить результат опытно-практической деятельности, сделать выводы об эффективности проведенной работы.

Опытно-практическая работа проводилась на базе МБДОУ № 58 «Снежок» г. Ульяновска. В исследовании приняло участие 10 детей старшей группы.

Организация опытно- практической деятельности с детьми по развитию логического мышления с использованием проблемных ситуаций с математическим содержанием. Диагностическое исследование сформированности логического мышлении старших дошкольников.

Организация опытно- практической деятельности с детьми по развитию логического мышления с использованием проблемных ситуаций с математическим содержанием. Для определения уровня сформированности приемов логического мышления детей старшего дошкольного возраста использовалась экспертная оценка по методике З.А. Михайловой. 1. Изучение процесса сравненияЦель: выявить умение детей выполнять прием сравнения, осознанность процесса сравнения, характер процесса по его полноте.2. Изучение процесса классификацииЦель исследования: выявить уровень сформированности приема классификации наглядно представленных объектов на основе выделения количественного признака.3.Изучение процесса сериацииЦель: выявить уровень сформированности приема сериации по количеству изображенных предметов. Анализ результатов исследования позволил сформировать три группы детей с разным уровнем сформированности приемов логического мышления.

Диагностическое исследование сформированности логического мышлении старших дошкольников.

Организация опытно- практической деятельности с детьми по развитию логического мышления с использованием проблемных ситуаций с математическим содержанием. Анализ результатов исследования позволил сформировать три группы детей с разным уровнем сформированности приемов логического мышления. Низкий уровень- дети умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, осуществляют классификацию по 1-2 свойствам (форма и цвет), только с помощью взрослого выделяют основание для классификации как количество, затрудняются в речевых формулировках, вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки). Самостоятельности в выполнении задания не проявляют, не объясняют свои действия.Средний уровень – дети умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета, выражая в речи результат сравнения. Владеют одним способом уравнивания групп предметов, осуществляют классификацию по 2-3 свойствам, самостоятельно выделяют признак, по которому можно классифицировать, самостоятельно вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки). Владеют алгоритмом действия упорядочивания, но при этом затрудняются в речевых формулировках. Высокий уровень - дети умеют сравнивать 2 множества, устанавливая равенство и неравенство посредством счета. Владеют 2 способами уравнивания групп предметов, самостоятельно осуществляют классификацию по всем 3 свойствам, вычленяют признак сериационного ряда (числовой лесенки), владеют алгоритмом действия упорядочивания. Проявляют самостоятельность выполнения задания, аргументацию своих действий и точность называния признака сериации. Цель - разработать методику организации образовательной деятельности по математике с использованием проблемно - практических ситуаций для развития логического мышления старших дошкольников

Проблемная ситуация «Цветные карандаши»

детям предлагалось узнать сколько карандашей лежит в коробке, не называя точного условия.

Проблемная ситуация «День рождения» детям предлагалось узнать сколько гостей пришло на день рождения, называя только один из составляющих данной ситуации.

Методика организации образовательной деятельности по математике с использованием проблемно - практических ситуаций детей старшего дошкольного возраста Проблемная ситуация:«Путешествие на пароходе» дети должны были обнаружить, по какому признаку не подходит один элемент к другим? (размером и цветом) (классификация, сериация) Методика организации образовательной деятельности по математике с использованием проблемно - практических ситуаций детей старшего дошкольного возраста Проблемная ситуация «Сосчитай себя» детям предлагалось сосчитать себя, не объясняя, как он это может сделать Проблемная ситуация «Зажги звезды на модульном небе» детям предлагалось узнать как и с помощью каких средств решить данную ситуацию, чтобы зажглись «звезды», в определенном количестве. Сравнительный количественный анализ результатов исследования до и после обучающих воздействий

Анализ результатов опытно-практической работы Заключение Применение в образовательной деятельности проблемных ситуаций помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой детского сада, – формировать у воспитанников самостоятельное, активное, логическое мышление. Создание проблемных ситуаций которые составляют необходимую закономерность логического мышления, является одним из условий в которые следует ставить дошкольников, чтобы стимулировать подлинное продуктивное мышление. Таким образом, использование проблемно- практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня развития логического мышления старших дошкольников. За внимание

По теме:

методические разработки, презентации и конспекты

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов.

дан анализ теоретических исследований по проблеме, система работы, включающая разработку подходов к выбору форм и методов.

Формирование исследовательских умений и навыков у старших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Евдокимова Н.Е. воспитатель ДОУ «Улыбка», вторая квалификационная катего.

Мастер-класс для педагогов ДОУ.

В традиции из целостной структуры учебной работы выпадают именно контроль и оценка со стороны ребенка, они изымаются и присваиваются учителем, а ученик освобождается от необходимости контролировать и.

«Очевидно, что содержание обучения детей решению арифметических задач вполне можно интегрировать с содержанием развития связной речи».Данное методическое пособие будет интересно воспитателям ДОУ, роди.

Методические рекомендации.

Сообщение в котором говорится о слушании музыки дошкольников, как развивается общее психическое развитие ребенка, через слушание музыки. Как развивается мышление и воображение.

Городское методическое объединение музыкальных руководителей дошкольных образовательных организаций города Нижневартовска.