Развитие способностей дошкольников

Способностями называются индивидуальные особенности человека, которые обеспечивают быстрое овладение знаниями, что приводит к успехам в их последующем применении. Для того чтобы выявить способности у своего ребенка, родители должны предоставить ему возможность попробовать себя в различных видах деятельности, помочь ему поверить в свои возможности и всегда поддерживать его. Обсудим подробнее, что может способствовать развитию способностей дошкольников.

Развитие творческих способностей

Творческими называются особенности человека, позволяющие ему успешно выполнять творческую деятельность любого вида (художественную, техническую, математическую, научную). Такие люди имеют творческое воображение, способны быстро и оригинально высказывать новые идеи, увидеть проблему, которая недоступна другим, и быстро ее решить, используя ранее приобретенные знания.

Творческие способности говорят о наличии воображения, способности самостоятельно придумать сказку, вылепить оригинальную фигурку. Умение детей дошкольного возраста собрать мозаику или конструктор относится к практической способности. У дошкольников активно развиваются и специальные способности, такие, как рисование, лепка, умение петь и танцевать.

Развивать творческие способности ребенка следует с самого раннего детства. Первые годы жизни предоставляют малышу самые широкие возможности для развития способностей. Детская любознательность и желание активно познавать мир должны использоваться родителями для того, чтобы каждый день предоставлять им новые знания, поощрять любознательность и творческое воображение.

Первый шаг к развитию творческих способностей – это раннее физическое развитие ребенка. Сначала гимнастика, затем раннее ползание и ходьба, потом раннее обучение счету и знакомству с различными материалами и инструментами.

Следующее важное условие для развития способностей дошкольников – создание вокруг обстановки, побуждающей к творческой деятельности. Можно уже в год играть с ребенком кубиками с буквами. Называя буквы на кубиках, вы поможете ребенку в раннем возрасте узнать буквы и научиться читать. По мере взросления ребенка нужно читать ему книжки, обстоятельно отвечать на его вопросы, играть в развивающие игры, складывать мозаику и конструкторы. Прекрасное влияние на развитие творческих способностей оказывают занятия рисованием и лепкой из пластилина, прослушивание музыки (и классической, и детских песенок).

Очень важно разрешить ребенку самому решать до конца стоящие перед ним задачи. Если у ребенка закатился мяч под диван, пусть пробует сам вытащить его. Необходимость решать задачи на пределе своих возможностей также будет способствовать развитию способностей малыша. Взрослые должны помогать, но не делать за ребенка, если он может что-то делать сам, и не думать за него, если он способен додуматься сам.

И последнее необходимое условие ‒ предоставление ребенку свободы в выборе рода и продолжительности занятий.

Семья и детсад в развитии коммуникативных способностей

Очень важным в воспитании детей дошкольного возраста является развитие коммуникативных навыков, без которых невозможно нормальное психологическое развитие ребенка. Многие дети не умеют общаться с окружающими, в том числе со своими сверстниками. Они не могут создать контакт, выразить свою симпатию, в результате, часто остаются одинокими. А ведь общительность, расположение окружающих людей совершенно необходимы для самореализации и дальнейшей успешности человека.

Дети дошкольного возраста приобретают первый опыт общения в семье. Взрослые должны научить ребенка аккуратно пользоваться словом, не обижать и не унижать тех, кто не согласен с твоим мнением, уметь создавать доброжелательную обстановку между участниками общения.

Общаясь с взрослыми в семье, ребенок чаще всего повторяет их стиль общения с посторонними, который в полной степени зависит от уровня образованности и культуры. Очень полезно, если в семье ребенок находит доброжелательность, заботу, взаимопонимание и бережное отношение друг к другу. Если к малышу в семье относятся участливо и ласково, с ним играют, за ним заботливо ухаживают, то такой ребенок вырастет уверенным в себе и общительным.

Когда в семье царят агрессивные и неискренние отношения между близкими людьми, то и ребенок будет вести себя так же и не сможет наладить контакт со сверстниками.

Учитывая наличие детского эгоцентризма и отсутствие навыков общения у некоторых детей, в детских коллективах (например, детских садах) тоже существует конфликтность и напряженность. Чтобы побороть ее, педагоги должны ставить задачу научить детей слышать и слушать, говорить самому, адекватно воспринимать услышанную информацию, доброжелательно относиться к собеседнику. Развитие коммуникативных способностей они осуществляют с помощью игровых или музыкальных занятий с детьми и подвергают мягкой корректировке нежелательное поведение в общении со сверстниками, развивая у детей навыки нахождения в коллективе.

Теплая спокойная обстановка в доме, сочувствие к неудачам ребенка и поощрение удач способствуют правильному развитию способностей дошкольников.