Особенности развития мышления у дошкольников.

Особенности развития мышления у дошкольников.

Подготовила: Сивалова Елена Ивановна

Каждый ребенок - неповторимая личность и подход должен быть исключительно индивидуальный. Тем не менее психологи все же попытались определить нечто общее, присущее тому или иному образу мышления маленького человечка. Выделяют три основных типа:

 наглядно-действенное познание (с помощью манипулирования предметами);

 наглядно-образное познание ( с помощью представления предметов, явлений);

 словесно-логическое познание ( с помощью понятий, слов, рассуждений).

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 2-3 лет. Он постигает свойства предметов, учится ими оперировать, устанавливать между ними отношения и решать различные практические задачи.

На основании наглядно-действенного мышления формируется и более сложная его форма – наглядно-образное мышление, при котором ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К 5-6 годам начинается интенсивное формирование словесно-логического мышления, которое связанно с использованием и преобразованием понятий.

Одна из важнейших способностей человека – умение оперировать несколькими понятиями одновременно. Например, при чтении важно не забывать предыдущий текст, при пересчете помнить уже полученные суммы, закрывая дверь, не забывать о ключах и т. д.

Как научить этому ребенка? Как развить эти способности? Уровней такой подготовки может быть несколько.

Первая ступень. Прежде чем приступить к более сложным действиям, надо убедиться в том, что у ребенка сформировано представление о постоянстве объекта, и он действительно ищет игрушку, спрятанную у него на глазах, в том месте, куда ее положили. После этого можно рассмотреть, назвать, а затем спрятать две знакомые игрушки под перевернутые стаканчики или зажать их в кулаки и предложить ребенку открыть ту игрушку, которую у него просят. Когда он научится находить предметы, можно предложить ему такое же задание, но с использованием карточек.

Рассмотрите вместе с ребенком и назовите с использованием соответствующего жеста две картинки на карточках, а затем переверни их на глазах ребенка и спросите: «Где собачка?», «Где котик?» и т.д.

Вторая ступень. Спрячьте на глазах у ребенка под стаканчиками три, а затем четыре маленькие игрушки и спросите, например: «Где машинка?». Ребенок откроет нужный стаканчик, начнет рассматривать и катать машинку. Затем снова закройте игрушку стаканчиком и спросите: «Где котик?» Когда ребенок научится находить игрушки, можно предложить ему такое же задание, но с использованием карточек (игрушки, продукты, животные, одежда, мебель и т. д.). рассмотрите вместе с ребенком и назовите с использованием соответствующего жеста три, а затем четыре картинки на карточках, а потом переверните их на глазах у ребенка и спросите, например: «Где стул?» или «Где чашка?» и т.д. Ребенок должен открыть нужную карточку. Подтвердите правильность выполнения задания: «Да, молодец, это чашка».

Можно рассмотреть две карточки, перевернуть и спросить, показывая на одну из них: «Что здесь?». Ребенок ответит словом или жестом, а затем откроет карточку и проверит правильность ответа.

Попросите ребенка принести какой-либо предмет, находящийся вне его поля зрения, например в соседней комнате. Хорошо разнообразить такие просьбы, каждый раз предлагая принести что-нибудь новенькое. Ребенок должен понять, что именно его просят сделать, пойти в другую комнату, найти нужную вещь и принести ее.

Привлекайте ребенка к помощи по хозяйству. Он может действовать, подражая взрослым,- например, вместе убирать посуду со стола или выполнять отдельные маленькие поручения. Такая деятельность может также способствовать развитию речи.

Постоянно обсуждайте происходящее. Особенно выделяйте эмоциональные моменты: «ой, лужа», «ой упало», «ой, горячо», «тяжело».

Третья ступень – выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов. Обучение этому граничит с логопедией и требует определенного развития и соответствующего уровня понимания речи. Важно, чтобы ребенок понимал каждое слово в отдельности.

Усложненные задания должны стать обычной частью повседневной жизни. Можно обращаться к ребенку с «длинными» просьбами, включающими в себя два последовательных шага, просьбу принести два предмета одновременно, или обозначить признаки нужного предмета. Для того чтобы убедиться, что ребенок действительно запоминает то, о чем вы просите, можно предлагать ему необычные задания. Например: «Принеси кубик, положи его в кастрюлю», «Принеси чашку и платок» и т.д. Если уровень развития речи малыша позволяет, можно попросить ребенка повторить задание перед его выполнением.

Посадите за стол большую и маленькую куколку и поставьте на него, например, чашки и тарелки, положите ложки и вилки. Предложите ребенку такие действия: «Дай этой кукле чашку и вилку», «Дай большой кукле тарелку» и т.д. Или предложите ребенку куклу и мишку, расческу и вилку. Попросите расчесать мишку вилкой или покормить куклу расческой.

Кода ребенок просит что-нибудь, иногда желательно не сразу выполнять его просьбу, например: «Налить тебе сок? Сейчас я уберу посуду со стола и налью». Это учит ребенка сохранять внимание в течении некоторого времени. Время ожидания для малыша должно быть достаточно коротким, но постепенно его можно его увеличивать, и подросший ребенок уже не забудет о том, что хотел посмотреть мультфильм даже если отложить его просмотр на час. Включайте ребенка во все виды деятельности для приобретения бытовых навыков. Хорошо, если ребенок сам хочет помогать, подражая вам или выполняя по вашей просьбе отдельные действия. Например, при приготовлении пищи попросите ребенка достать кастрюлю и отнести ее на стол. При резке овощей можно дать ему пластмассовый одноразовый нож и предложить резать вместе. То же самое относится к уборке, мытью полов, посуды, стирке, работе в огороде и т.д.

Четвертая ступень –выполнение заданий из трех шагов или трех значимых слов. Возьмите большую, среднюю и маленькую матрешек, тарелки трех размеров, набор счетного материала по теме «фрукты и овощи».

Поставьте матрешек по росту, расставьте тарелки и попросите: «Дай большой матрешке маленькую тарелку». Затем выложите на стол. например, четыре огурца, два помидора и два лимона. Предложите задания: «Дай этой матрешке два огурца и помидор», «Дай большой матрешке лимон и помидор», «Положи лимон, огурец и помидор в эту тарелку». Попросите выполнить задание полностью и, если ребенок не сможет выполнить его сразу, повторите снова, не разбивая на шаги.

Можно также попросить ребенка повторить задание перед выполнением или помочь ему наводящими или уточняющими вопросами. Например, если ребенок выполнил только часть просьбы «Дай матрешке два огурца и помидор» и дал матрешке только два огурца, можно спросить его: « Что еще хотела матрешка?», а затем: «Помидор или лимон?».

Постоянно спрашивайте ребенка, что он делал вчера, что собирается делать дальше: « Мы идем гулять. Что ты наденешь? Еще что?». Если он дает неверные ответы, задавайте ему наводящие вопросы и уточняйте подробности. Можно, например, спрашивать: «Ты на завтрак е кашу или суп?», «Суп был на обед или на завтрак?».

Таким образом, участие во всех делах должно состоять из цепочки действий и занимать достаточно продолжительный период времени, например: разложить игрушки по местам, протереть и разложить приборы в ящик стола или полить цветы во всех комнатах и т.д.