Элементы здоровьесберегающих технологий в развитии и коррекции речи дошкольников

В последние годы наблюдается ухудшение здоровья дошкольников, увеличение количества детей с нарушениями речевого развития. Здоровье наших воспитанников - это общая проблема медицинского персонала, педагогов и родителей. Решение данной проблемы видится нам во внедрении элементов здоровьесберегающих технологий, то есть тех технологий, использование которых в воспитательно-образовательном и коррекционно-развивающем процессе идет на пользу здоровья детей.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий мы видим в обеспечении дошкольнику возможности сохранения здоровья, в формировании у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни, в обучении использованию полученных знаний в повседневной жизни.

Поэтому в дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида "Белочка" г.п. Фёдоровский Сургутского района ХМАО - Югры получила широкое применение здоровьесберегающая практика:
  • закаливающие процедуры;
  • точечный самомассаж;
  • элементы психогимнастики;
  • релаксационные упражнения;
  • двигательные упражнения статического и динамического характера;
  • игры малой подвижности с речью, подвижные игры;
  • ритмическая гимнастика и логоритмика;
  • пальчиковые упражнения;
  • артикуляционные упражнения;
  • дыхательные упражнения.

Речевое развитие дошкольников является приоритетным направлением деятельности нашего дошкольного учреждения. Работа по данному направлению осуществляется комплексно, ежедневно, с участием медицинских и педагогических работников: воспитателей, учителей-логопедов, педагога-психолога, инструктора по физической культуре, педагогов дополнительного образования, музыкальных руководителей.

Так как дыхание входит в сложную речевую систему, особое внимание уделяется нами развитию физиологического и речевого дыхания. Роль речевого дыхания важна в начале работы по преодолению несовершенств детской речи, на этапе постановки звуков, голосоподачи и голосоведения. Нарушением функции речевого дыхания считается подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе или укороченность выдоха, большой вдох, учащенность дыхания, неумение делать незаметный для окружающих вдох.

Существуют методики тренировки дыхательных мышц и регулировки работы дыхательного центра (А.Г.Ипполитова, Е.Л.Пеллингер, А.Н.Стрельникова). У нас появилась необходимость упростить существующие методики для дошкольного возраста. Для решения данных задач в нашем дошкольном учреждении используется стандартное и нетрадиционное оборудование, пособия, изготовленные руками педагогов и родителей воспитанников. Это разноцветные султанчики, подвесные конструкции сюжетных игрушек из мягкого конструктора, массажные коврики, сухие бассейны, пособия из бумаги, ткани, бросового материала. Данные виды пособий и оборудования входят в предметно-развивающую среду групповых комнат, кабинета педагога-психолога О.В.Скачковой, музыкального зала и кабинета музыкального руководителя И.А. Титовой, физкультурного зала. Отдельные виды игровых пособий для развития речевого дыхания используются учителями - логопедами Н.А. Пановой, В.В. Ткачук, педагогом дополнительного образования В.В. Базилевич на занятиях в компьютерно-игровом комплексе, педагогами дополнительного образования И.К. Яковец, Н.П. Рожковой в экологической комнате "Зимний сад" и воспитателями при организации детского экспериментирования, при проведении занятий по развитию речи, в совместной с воспитателем и самостоятельной игровой деятельности детей.

Так, с целью формирования правильного неречевого дыхания, обучаем детей длительному плавному и целенаправленному ротовому выдоху, используя игровые упражнения и дидактические игры "Футболисты", "Султанчик", "Послушный ветерок", "Буря", "Бабочка, лети!". С целью развития диафрагмально-релаксационного типа дыхания используем специальные игровые упражнения, укрепляющие мышцы и позвоночник, способствующие улучшению обменных процессов, влияющих на акт дыхания: в упражнениях "Мы - медузы, мы медузы", "Шар", "Куколка моя" обучаем детей выполнению движений напряжения и расслабления.

Используя дидактические игры и упражнения "Повтори", "Не ошибись!", "Отгадай, кто позвал?", "Называй, не отставай!" проводим работу по развитию речевого дыхания. Постепенно, начиная с произношения гласного звука на выдохе, затем шепотом, переходим к произношению на одном выдохе одного свистящего или шипящего звука, позже - одного, двух, трех слогов. Так подводим детей к упражнениям по произношению на одном выдохе одного слова, двух - трех слов, к рассказыванию чистоговорок, поговорок, стихотворений, с соблюдением логических пауз. Вводя в практику работы педагогов элементы здоровьесберегающих технологий, физиологическое дыхание рассматривается нами, как один из факторов здоровьесбережения, а речевое дыхание выступает основой для формирования устной речи.

Проводя работу по преодолению недостатков речевого развития, а в частности, нарушений звукопроизношения, педагогами детского сада используются в работе логоритмические упражнения, артикуляционная и зрительная гимнастика, упражнения на релаксацию. Так, в физкультминутки включаются профилактические упражнения для глаз "Муха" - следить за воображаемым насекомым глазами, "Раскрашивание" - закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран, мысленно раскрасить этот экран поочерёдно любым цветом, закончить раскрашивание самым любимым цветом.

В структуру всех занятий, проводимых с детьми, включены физкультурные минутки с речью и элементами зрительной гимнастики:
  • вертикальные движения глаз вверх-вниз, горизонтальные вправо-влево;
  • вращение глазами по часовой стрелке и против;
  • представление всех цветов радуги с закрытыми глазами;
  • мысленное рисование с движением глаз по спирали, окружности, ломаной.

Творчески используя опыт З.А. Репиной, А.В. Доросинской по формированию артикуляционного праксиса звуков в играх, обучаем детей правильным артикуляторным позам, координации речи с движениями, правильному положению тела. Всему этому помогают упражнения для формирования правильной осанки, дидактические игры "Вверх рука и вниз рука", "Будь внимателен!", "Повторяй, не зевай".

В настоящее время известно более тысячи биологически активных точек на ухе, поэтому, массируя их, выполняя точечный самомассаж, можно воздействовать на весь организм. Упражнения с детьми выполняем до или после занятий, включаем игровые упражнения с элементами точечного самомассажа в комплексы гимнастики после дневного сна: потягивание за мочку уха сверху вниз; потягивание ушной раковины вверх; круговые движения ушной раковины по часовой стрелке и против.

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего воспитательно-образовательного процесса приводит к необходимости использования динамических пауз на каждом занятии, гимнастики до занятий. Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением психофизического здоровья детей и педагогов. Известно, что здоровье дошкольника определяется его исходным состоянием на момент поступления в детский сад, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно: дозировка нагрузки, построение занятий с учетом работоспособности детей, соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), благоприятный эмоциональный настрой, проведение физкультминуток и динамических пауз, игр малой подвижности, пальчиковой и зрительной гимнастики на всех видах занятий.

Таким образом, цель здоровьесберегающих технологий в процессе развития и коррекции речи дошкольников - обеспечить детям возможность сохранения здоровья, сформировать знания и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания.

Используемая литература
  1. Белякова Л.Н. Гончарова Н.Н. Шинкова Т.Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи. - М. 2004.
  2. Новикова Е.Л. Здоровьесберегающая направленность в развитии речевой деятельности дошкольников. - М. 1999.
  3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения. - М. ВЛАДОС, 2004.