Скачать:

Общение является одной из важнейших форм взаимодействия людей. Общение играет огромное значение в развитии личности ребенка дошкольного возраста, поскольку вне общения невозможно формирование личности. Потребность в общении − одна из самых важных человеческих потребностей. Общение − это главное условие и основной способ жизни человека. Только в общении и в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в мире.

Проблемами общения детей дошкольного возраста занимались Т.А. Репина, Л.Н. Башлакова, Р.Б. Стеркина, В.К. Котырло; особенности взаимоотношений дошкольников исследовали В.К. Котырло, Е.И. Щербакова; основы психологии общения изучали А.В.Запорожец, Д.Б. Эльконин. Вопросами коррекции трудностей в общении занимались Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, М.А. Панфилова. В последние годы отечественные исследователи З.М. Богуславская Л.Н. Галигузова, М.И Лисина, Е.О. Смирнова и др. уделяли большое внимание проблеме общения дошкольников.

Общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использовать жесты, мимику для выражения своих мыслей.

Серьезной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций совместной детской игры. Это усугубляется заполнением жизни детей общением с аудио- и видеотехникой. Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша, дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой и, таким образом, имеют асоциальную направленность. «Домашние» дети, приходящие в садик непосредственно перед школой, часто не умеют общаться друг с другом. Решение этой проблемы мы видим в организации игровой деятельности. Игры способствуют развитию навыков общения. Помогают учиться понимать других людей и выражать свои мысли и чувства так, чтобы другие их тоже понимали.

Изучение научно-методических работ свидетельствует, что важную роль играет общение в детстве. Отсутствие у маленьких детей необходимого общения с близкими людьми, когда они по тем или иным причинам лишаются родительской заботы, сказывается на развитии личности ребенка. Окружающие взрослые − это не только условие, помогающее детям нормально развиваться, но и главный источник, двигатель психического развития. Сам по себе ребенок никогда не научится говорить, пользоваться предметами, думать, чувствовать, рассуждать, как бы его хорошо ни одевали и ни кормили. Все это он может освоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. В проделанной работе мы опирались на определение М.И. Лисиной: «Общение − это взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Общение есть взаимодействие людей, вступающих в него как субъекты. Для общения необходимы, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект».

Общение − это не просто внимание к другому человеку или выражение отношения к нему: оно всегда имеет свое содержание, которое связывает. Уже само слово «общение» говорит об общности, сопричастности. Такая общность всегда образуется вокруг какого-то содержания или предмета общения. Это может быть совместная деятельность, направленная на достижение результата, или тема разговора, или обмен мнениями по поводу какого-либо события, или просто ответная улыбка.

Важно подчеркнуть, что общение и со взрослыми, и со сверстниками необходимо для нормального развития личности ребенка. Общение ребенка с ними развивается по-разному. Общение со взрослым имеет исключительное значение для ребенка на всех этапах детства, но особенно важным оно является в первые семь лет жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Взрослый − это всегда конкретный человек − не только мама, папа, но и воспитатель, медсестра. Например, когда в силу неблагополучной обстановки в семье самым значимым и любимым взрослым для ребенка становился воспитатель детского сада. Именно он удовлетворял потребность ребенка в общении и давал ему то, что не могли дать родители.

Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, слушать партнера. Всему этому надо учиться. Умение приобретается ценой усилий, затраченных на обучение. Однако родители, воспитатели и специалисты детского сада могут во многом помочь ребенку, если начнут прививать навыки общения.

С.Л.  Рубинштейн определял навыки как автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык общения – это способ или действие общения ребенка. В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать следующие навыки общения:

    уметь по собственной инициативе обратиться к другому человеку; ответить соответствующим образом, если к ребенку обращается кто-либо; знать, что сказать и в какой форме выразить свою мысль, понимать то, как другие будут воспринимать сказанное, умение слушать и слышать собеседника. уметь поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание;

-уметь владеть собой, анализировать ситуацию, не унижать и не обижать детей, отличающихся от большинства, не желающих согласиться с высказываемым мнением, желанием собеседника.

В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» в пункте 3.5 описаны интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы: ребенок овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

В настоящее время ширится круг инновационных или альтернативных программ воспитания и развития ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Не вызывает серьезного возражения мнение о том, что целенаправленное, систематическое психологическое развитие необходимо каждому ребенку.

Л.С. Выготский считал, что движущей силой психического развития является обучение как необходимый путь становления родовых, исторических особенностей человека, как путь «присвоения» ребенком общечеловеческих способностей. При этом он подчеркивал, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентируется на «зону ближайшего развития», на созревающие, а не уже созревшие функции. Однако никакое обучающее влияние другого человека не может быть осуществлено без реальной деятельности самого ребенка.   Содержание и способы осуществления этой деятельности и определяют процесс психического развития ребенка, а факторы наследственности и среды являются лишь необходимыми условиями, от которых зависит индивидуальная неповторимость его личности. Деятельность не остается неизменной в жизни ребенка, она развивается от возраста к возрасту, меняются ее содержание и форма. Развитие психики, подчеркивал А.Н. Леонтьев, зависит не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности. Ведущая деятельность – это деятельность, в которой на данный период наиболее оптимально формируются и перестраиваются психические процессы; от которой зависят психологические изменения личности; в которой возникают и внутри которой дифференцируются новые виды деятельности. Для дошкольного возраста ведущей деятельность является игровая.

Игра − вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.

Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры – это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей.

В старшем дошкольном возрасте складываются высшие формы игровой деятельности, в частности сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевая игра имеет социальную природу и строится на все расширяющемся представлении ребенка о жизни взрослых. Дошкольник встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими в отношения, отражающие реальное взаимодействие взрослых.

Сюжетно-ролевая игра позволяет ребенку понять мотивы трудовой деятельности взрослых, раскрывает ее общественный смысл. Если первоначально в выборе роли главное место занимает ее внешняя привлекательность: бескозырка, фонендоскоп, погоны, то в процессе игры раскрывается ее социальная польза. Теперь ребенок понимает, что воспитатель воспитывает детей, врач их лечит.

В сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей − важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Второй вид отношений, возникающих в игре, составляют реальные отношения. Реальные отношения нередко противоречат игровым. Чем старше ребенок, тем чаще конфликт между ролевыми и реальными отношениями разрешается в пользу последних. Реальные отношения в игре не менее важны, чем ролевые. Нарастающая с возрастом потребность играть совместно со сверстниками ставит малыша перед необходимостью выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать ролевое поведение партнера, что приводит к развитию навыков общения.

Из вышеизложенного следует отметить, что навыки общения у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игре. Нередко общие игровые интересы сближают детей, служат началом дружбы. Очень важны в этом отношении длительные игры. Длительная перспектива игры требует от ребят совместного обсуждения, распределения ролей с учетом интересов каждого участника, умения считаться с товарищем, приходить ему на помощь в нужную минуту.

На основе теоретического исследования мы предположили, что процесс развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности будет оптимальным если амплифицировать сюжетно-ролевые игры детей старшего дошкольного возраста (обогащать игры новыми сюжетами, опытом по согласованию индивидуальных и коллективных замыслов и др.)

Амплификация, по А.В. Запорожцу, − это широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой практической и изобразительной деятельности, а также общения детей друг с другом и со взрослым с целью формирования психических свойств и качеств, для возникновения которых наиболее благоприятные предпосылки создаются в раннем детстве.

Амплификация (расширение) детского развития рассматривается нами как необходимое условие разностороннего воспитания ребенка. Ребенку, насколько это возможно, должен быть предоставлен широкий выбор разнообразных деятельностей, в которых у него появляется шанс отыскать те из них, которые наиболее близки его способностям и задаткам.

Для проверки нашего предположения использовался комплекс методов: обзорно-аналитическое изучение литературы по теме; наблюдение, беседа, изучение опыта работы педагогического коллектива и психолога дошкольного образовательного учреждения; педагогический эксперимент; количественный и качественный анализ результатов исследования.

В эксперименте участвовало 20 детей.

Уровень развития навыков общения мы оценивали по бальной системе: высокий уровень – 3 баллов, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл. По сумме всех баллов 24-20 баллов – высокий уровень развития навыков общения, 19-14 баллов – средний уровень, 13-8 баллов – низкий уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста. Мы проводили наблюдения за поведением детей в течение недели. Наблюдение осуществлялось в игровой деятельности, на занятиях, в свободной деятельности детей, в ходе общения каждого ребенка с воспитателями и со сверстниками.

Для выявления уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста мы опирались на критерии: (по М.И. Лисиной). Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам определить показатели уровня развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста (табл.1)

Таблица 1.

Уровень развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста