Развитие и характеристика речи детей в 3–4 года

В этом возрасте у ребенка накапливается определенный словарный запас, который состоит из существительных и глаголов. Постепенно в речи дошкольников 3 — 4 лет появляются прилагательные, наречия и другие части речи.

Количество слов, которыми ребенок пользуется в повседневной речи может насчитывать от 1500 до 1900тыс. Совершенствуется слово-произношение. Ребенок понимает что такое обобщающие слова. Дети начинают разбираться в простых грамматических формах (множественное число, падежи имен существительных, изменяют глаголы и т. д.). Начинают появляться простые предложения. Дошкольники понимают и используют простую форму диалогической речи.

Постепенно детей подводят к составлению связных высказываний, к пересказу хорошо знакомых сказок с помощью взрослого («Курочка Ряба», »Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок») .

К четырем годам ребенок осваивает звуковую систему языка. произносит многие звуки, слова, его речь становиться понятна окружающим.

Ребенку с хорошей речью легко общаться со сверстниками и взрослыми, он может понятно выразить свои мысли, желания. Если же наблюдаются дефекты в произношении звуков, то это затрудняет общение с окружающими ; и в следствии этого может задерживаться и психическое состояние ребенка.

При поступлении в школу у ребенка должно быть правильное произношение. Очень часто причинами неуспеваемости ребенка по русскому языку в начале обучения является недостаточно четкое произношение звуков. Дети не могут производить звуко-буквенный анализ. трудно определять количество звуков в слове, их последовательность, выделить первый звук, последний. Поэтому в дошкольном возрасте нужно развивать фонематический слух, чтобы потом не испытывать трудностей в овладении навыками правильного письма.

Есть несколько вариантов искаженного произношения :

1. Согласные звуки произносятся смягченно («зираф» - жираф, «сяпка» - шапка) .

2. Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко или совсем не произносятся («анки» -«сянки» - санки). заменяются. «С — Ф» («фало» - сало). «З — В» («вамок» - замок), «Ц — Ф» («фыпленок» - цыпленок) и т. д.

3. Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» часто заменяются свистящими звуками .

4. Звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие («ледка»-лодка, «ожка» - ложка ; «лука», «ука» - рука) .

В словопроизношении тоже есть ряд особенностей :

- сокращение («тол» - стол) ;

- перестановки («типчка» - птичка, «шапля» - шляпа) ;

- уподобление одного звука другим («момоко» - молоко) ;

А так же слияние слов; добавление звуков («реблята» - ребята) .

Опираясь на все вышесказанное и строится работа с детьми младшего дошкольного возраста по развитию звуковой культуры речи, с тем чтобы подготовить ребенка к следующему этапу обучения — развитию фонематического слуха .

Для формирования звуковой стороны речи подбирается разнообразный материал (игры в слова, чтение потешек, песенки на заданный звук). Все это помогает вырабатывать правильное произношение, использовать силу голоса, темп речи. Упражнения по фонетике можно включать и на занятиях по развитию лексико-грамматических категорий.

Например игра «Подскажи словечко» учит детей внимательно слушать стихотворение, подбирать слова, близкие по звучанию, подходящие по смыслу ; здесь же происходит развитие фонематического слуха .

Правильный подбор небольших стихотворений, в которых встречается изучаемый звук чаще, чем другие, улучшает не только произношение этого звука, но и развивает память, дикцию, темп и выразительность речи.

Наглядный материал, рисунки к тексту помогают ребенку лучше его понять и запомнить.

Задания «Найди одинаковые картинки», «Найди различия» способствуют развитию таких умений как сравнение, способность анализировать, помогает распределять и переключать внимание.

У детей в этом возрасте( 3 — 4 года) начинают активно развиваться высшие психические функции. внимание, память, формируется воображение, ребенок учится на основе словесного описания создавать образы предметов. Поэтому уже можно включать в занятия загадки. Пока что это могут быть загадки о тех предметах окружающего мира, с которыми часто сталкивается, или хорошо знаком ребенок: овощи, фрукты, домашние и дикие животные, игрушки.

В занятия включаются физкультминутки, которые развивают общую моторику. Кроме того, такие упражнения способствуют развитию памяти, тренируют четкое произношение, помогают сделать речь плавной и выразительной. Слова и движения лучше запоминаются в игре.

Задачи :

1. Учить правильному произношению гласных звуков «А», «О», «»И», «Ы», «У» - изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.

2. Учить правильно и четко произносить согласные звуки «М», «П», «Б», «К», «Г», «Х», «Н», «Т», «Д», «Л», «Ф», «В», «С», «З», «Ц» - изолированно, в слогах, в словах и во фразовой речи.

3. Готовить артикуляционный аппарат к произношению шипящих звуков.

1. Учить правильной интонации. умения регулировать темп речи, использовать силу голоса и речевое дыхание.

2. Формировать умение говорить, используя нормы литературного произношения.

3. Формировать выразительность речи. умение пользоваться паузами, эмоционально высказывать свою мысль с разнообразной интонацией.

4. Знакомить с понятиями «ЗВУК», «СЛОВО».

Ребенок к концу года должен :

- правильно и четко произносить гласные звуки «А», «О». «Ы», «И», «У» - изолированно, в слогах, в словах и фразовой речи.

- правильно и четко произносить согласные звуки «М», «П», «Б», «»Н», «Д», «Т», «К», «Г», «Х», «В», «Ф», «Л», «С», «Ц» - изолированно, в слогах, в словах и фразовой речи.

- уметь самостоятельно регулировать силу голоса (громко — тихо). темп речи (быстро — медленно). речевое дыхание.

- использовать выразительные средства речи — темп и ритм, паузы, разнообразные интонации.

- понимать значение терминов «звук» и «слово».

- уметь выполнять пальчиковую гимнастику.

- рисовать вертикальные, горизонтальные линии, штриховать несложные предметы