Развитие познавательной активности детей 2–3 лет в условиях ДОУ. Проект «Снег на ладошках»

До недавнего времени в дошкольной педагогике развитию познавательных интересов дошкольников не уделялось особого внимания, между тем как познавательный интерес признается сейчас одним из ведущих мотивов, побуждающих детей к знаниям, к учению.

Могучим фактором, способствующим познавательной активности детей, является природа, поэтому возможна такая организация деятельности, где воспитание их познавательных интересов осуществляется через наблюдение в природе.

Известно что с самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.

Познавательная деятельность формирует любознательность, желание познавать законы окружающего мира. Необходимо любознательность сделать процессом управляемым, так как она должна формировать у ребёнка эстетические и нравственные чувства. Очень важно развить у ребенка внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им. Интерес ведет маленького человечка к бесконечным целям познания, которые начинаются с удивления. В свою очередь, удивлением для ребёнка может быть окружающая действительность, являющаяся источником пробуждения познавательных интересов.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком, водой, снегом. Предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Ознакомление детей с явлениями окружающего мира должно быть систематическим и целенаправленным.

(О проектной деятельности)

Современные требования к учебно-воспитательному процессу в дошкольном учреждении предполагают внедрение в него новых технологий. Ведущее место принадлежит технологии творческого педагогического проектирования. Творчество, предполагает самостоятельность, независимость, оригинальность мышления, что, в свою очередь, помогает в развитии познавательной активности ребенка.

Поэтому в практике своей деятельности по развитию познавательной активности детей 2-3 лет я использую проектную деятельность.

Проектная деятельность у детей 2-3 лет развивается на подражательно-исполнительском уровне. Отсутствие необходимого жизненного опыта у малыша не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов её решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому.

В 2010 году мной был разработан и реализован проект «Снег на ладошках» для детей 2-3 лет.

Во время проведения проекта «Снег на ладошках» дети: - всесторонне исследовали снег: на прогулках и в группе в экспериментальной зоне, рассмотрели его, потрогали, понюхали, лепили снеговика, различные формочки, во время прогулки послушали издаваемые снегом звуки (снег хрустит под ногами) ; - были проведены речевые и подвижные игры: «Снежинки», «Снежиночки – пушиночки», «Снежинки и ветер», «Где снежинка? »; - дети познакомились с новыми художественными произведениями З. Александрова «Снежок», А. Барто «Снег», О. Жук «Снежный дом», Приходько «Снежинка», С. Высотская «Снежный кролик»; - были проведены беседы: «Зима и её приметы», «В какое время года выпадает снег», «Зимние развлечения», «Какие постройки мы делаем зимой»; - рассматривали иллюстративно-наглядный материал с изображением зимних пейзажей и зимних забав;

- Дети приобрели навыки в рисовании пальчиковой гуашью, отражая в своих работах впечатления о зиме.

В ходе проекта «Снег на ладошках» у детей возник устойчивый интерес к творческой, познавательной деятельности; сформирован ряд навыков, дети приобрели и закрепили элементарные знания о снеге, они хорошо знают, что снег белого цвета, холодный, тает на ладошке от её тепла, в тёплом помещении. Снег – это капельки воды, которые зимой превращаются в снежинки. Снег - это много снежинок.

Во время проекта малыши заметно сблизились друг с другом, активизировалась речь, у детей развились наблюдательность, внимание, научились элементарному сравнению холодный – тёплый. Итоговым продуктом проекта мы представили групповую работу макет «Снеговик в лесу».

Учитывая возрастные особенности детей раннего возраста, свой познавательный проект я построила по принципу «Что вижу, то и познаю», «Расскажи и я забуду, покажи и я запомню, дай попробовать и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Моими помощниками стали наглядные средства. Изучая окружающий нас мир, настраиваю детей на улыбку, на доброе, уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся.

Моя небольшая практика работы с детьми убеждает в том, что проектирование - сильнейший метод всестороннего воспитания и развития в ребенке лучших человеческих качеств. Уроки творчества среди природы оставляют неизгладимый след в душе каждого ребенка.

Действенная, настоящая любовь к природе возникает у детей лишь тогда, когда ежедневно перед ними пример положительного отношения к природе взрослого.

Маленькие дети познают мир – эмоциями. Познавательная активность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, мышления и осмысленной предметной деятельности. В данном проекте представлены примерные игровые ситуации, помогающие развивать познавательную сферу детей 2-3 лет, так как в этом возрасте усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Работа актуальна и поможет воспитателям расширить кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Таким образом, детям особенно интересны предметы и явления окружающего мира. Именно детская любознательность, может зародить искру для новых поисков, проектов и открытий.