Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников

В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются мыслительные процессы. так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья з а с чет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года — практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами о чем неоднократно говорил Л.С. Выготский.

При формировании основ естественно - научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осоз­нанными и более прочными. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. Обобщая собственный богатый фактический материал Н.Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Для обоснования данного вывода приводятся многие доказательства.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции.

Экспериментирование может использоваться в различных видах организованной и самостоятельной деятельности дошкольников. Им нравятся занятия, на которых вместе с взрослыми они совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные) опыты дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.

Взрослым следует создать условия для экспериментирования. В группе должна быть оборудована мини-лаборатория, укомплектованная всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).

Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену и рисовать ею; превращают снег в воду, а воду - в разноцветные льдинки; пускают мыльные пузыри.

В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы: как зернышки в муку превращаются? Как замесить тесто? Как поймать воздух? Где живет воздух? Почему осенью много луж? Зачем растение пьет? Что ест попугайчик? Как слышит кошка? Чем она нюхает? И т.п. Круг явлений, с которыми экспериментируют старшие дошкольники, расширяется.

Дети определяют свойства магнита, узнают, что такое звук, как бегут звуковые волны, как сделать звук громче и как записать его; знакомятся с электричеством, собирают простейшие электрические цепи, превращают солнечный свет в «разноцветные огоньки». Они с интересом открывают законы движения («Почему движутся предметы?»), инерции («Монета в стакане», «Лист из-под стакана») и пространства («Как превратить лилипутов в велика­нов»).

Тайны земных недр и далеких планет открываются им в моделирующих экспериментах: «Красное пятно Юпитера», «Далекое свечение», «Марсианская ржавчина», «На орбите», «Затмение и корона», «Звездные часы», «Далеко ли до Луны», «Извержение» (баночка и камни превращаются в вулкан), «Вдоль по слою» (слои газеты похожи на пласты земных недр), «Складки» (горы из влажной бумаги образуются так же, как и настоящие), «Сила землетрясения» (силы рук не хватает, чтобы разорвать сложенную в несколько раз газету).

Живая природа - это тоже объект исследования. чем нюхает червяк, сколько лет рыбе, какие грибки всегда голодные (дрожжи), как распускаются цветы.

Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает успешно развивать творческие способности и в дальнейшем в школьные годы.