Дидактические игры, способствующие развитию у детей сенсорики

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочется начать свое выступление со слов Н. К. Крупская

«Игра для них - учёба, игра для них - труд,

игра для них — серьезная форма воспитания.

Игра для дошкольников — способ познания

окружающего. Играя, он изучает цвета,

форму, свойства материала, пространственные

отношения, числовые отношения, изучает

растения, животных».

Н. К. Крупская

Сенсорное воспитание – важнейшее средство полноценного развития ребёнка: развитие его восприятия, формирование представлений о свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте велико: совершенствование деятельности органов чувств; накопление представлений об окружающем мире.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства - музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь то и приходит на помощь сенсорное воспитание. Сенсорное развитие ребенка буквально с первых дней его жизни является залогом успешного осуществления разных видов деятельности, формирования различных способностей, готовности ребенка к школьному обучению.

У многих детей дошкольного возраста наблюдается недостаточное развитие сенсорных представлений. Усвоение происходит стихийно и оказывается поверхностным и неполноценным. Порой дети воспринимают окружающий мир линейно, однобоко.

Известно, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие слуховых, обонятельных ощущений.

Психологами доказано, что для каждого возраста существует ведущая деятельность, в процессе которой и происходит развитие личности. Для маленького ребёнка такой ведущей деятельностью является игра.

Именно игра с движением, элементами новизны, яркости, динамизма, неожиданности является для малышей тем средством, которое стимулирует их активность, способствует развитию сенсомоторики и интеллекта. Для обеспечения эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста необходимо, чтобы им была предоставлена широкая возможность для игр. В игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у детей психических процессов. Важнейший психологический секрет в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставить играть нельзя, увлечь игрой можно. В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции, общения и т. д. Игра завершает и выражает процесс сопоставления и отделения сенсорного опыта ребенка по восприятию свойств, качеств, явлений от общественно принятых эталонов.

В дошкольной педагогике с давних пор основным средством сенсорного воспитания считалась дидактическая игра. На неё почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка.

Дидактическая игра дает возможность не только для освоения ребенком сенсорных эталонов, она учит сравнивать, анализировать, соотносить предметы, делать простейшие выводы, а значит, развивает ребенка интеллектуально.

В процессе дидактической игры, обеспечивающей его сенсорное воспитание, ребенок развивается и физически: развиваются органы чувств, что способствует при правильной организации игры укреплению здоровья.

Дидактическая игра дает возможность в процессе сенсорного воспитания развивать ребенка и эстетически: через использование в игре наблюдений, природного дидактического материала, картин, музыки ребенок учится удивляться, восхищаться совершенством красок, форм, звуков. А это в конечном итоге помогает нам развивать художественные, музыкальные, конструктивные способности детей. Также дидактическая игра помогает развивать ребенка нравственно. Она учит самостоятельности, активности, желанию помочь, умению сочувствовать, сопереживать…

Обучающие игры помогут ребенку подготовиться к школе, так как дидактические игры для дошкольников позволяют не только узнать что-то новое, но и применить полученные знания на практике. Несомненно, такие навыки станут основой дальнейшего успешного обучения.

Я хочу поделиться своим дидактическими пособиями для игр по сенсорному развитию, в которые мы играем в детском саду и в которые советую родителям играть дома.

Предлагаю всем педагогам для детей от 2 до 7 лет самостоятельно изготовить вот такие яркие, забавный и полезный игры.

Дидактическое пособие «Веселые прищепки»

Цель: формировать умение различать цвета; поскольку прищепки выпускаются в основных цветах, что облегчает изучение цвета (синий, красный, желтый и зеленый) развивают мелкую моторику рук

Описание пособия: вырезаются из тонкой фанеры геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и т. д.) красятся основными цветами (синий, зелёный, красный, жёлтый, после высыхания вскрывается бесцветным лаком. Вот и получились образы знакомые детям: солнышко, ёжик, ушки у зайчика, иголочки у ёлочки, забор, травка и т. д.

Игра «Весёлая гусеница»

Цель: закреплять знание цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный; учить отбирать из предложенного материала круги только одного заданного цвета и выкладывать в линию;

Оборудование: 4 круга (красный, жёлтый, синий, зелёный, на каждом из них изображено лицо гусеницы, к ним набор кругов (8 – 10 штук) диаметром 6 – 7 см соответствующего цвета.

Игровые правила: к «голове» гусеницы пристроить туловище из кругов такого же цвета.

Ход

1-ый вариант (игра с одним ребёнком)

- Мы сегодня будем играть с весёлыми гусеницами; вот голова, какого она цвета?

- А теперь надо выложить туловище из кругов такого же цвета; выбирай сам и прикладывай.

- Наша гусеница становится всё длиннее, ты все кружочки выбираешь одного цвета?

- Какая получилась гусеница?

(Аналогично выкладываем «гусениц» других цветов) .

2-ой вариант (игра с подгруппой детей)

- Мы сегодня все вместе будем играть с весёлыми гусеницами. Каждому из вас я даю «голову» гусеницы, а вы назовите цвет.

- Надо выложить туловище из кругов такого же цвета, круги другого цвета брать нельзя.

- Давайте посмотрим, кто всё сделал правильно, а кто сделал ошибки – исправим.

Игра «Красивые цветочки»

Цель: развивать интерес к игре с цветом, ориентируясь на цвет; учить отбирать из предложенного материала предмет только одного заданного цвета;

Оборудование: 4 круга из картона диаметром 15см (красного, жёлтого, синего, зелёного цветов, прищепки по 10 штук каждого цвета, игрушка – пчела или другое насекомое.

Игровые правила: собрать цветочек для пчелы так, чтобы лепестки были такого же цвета, как и средина.

Ход:

- Наша пчела ищет цветочек, чтобы полакомиться нектаром, но не может найти цветок. Давай ей поможем. Надо к середине прикрепить лепестки, правильно подбирая их по цвету. К красной серединке подбираем только красные лепесточки.

- Расскажи, как ты делаешь цветочек? Для кого цветочек? Чем отличаются цветочки?

Какой цветок тебе больше нравится и почему?

Игра «Помоги Винни Пуху выбрать шар»

Цель: формировать начальные представления о цветовых сенсорных эталонах, закреплять знание цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, розовый, голубой; учить выделять цвет предмета, как один из основных свойств (цвет, форма, размер) ;

Оборудование: плоскостное изображение медведя, геометрические фигуры овалы, замещающие шары (красного, жёлтого, синего, зелёного, белого, чёрного, розового, голубого цветов) .

Игровые правила: выбрать для медведя шар нужного цвета.

Ход:

- Медвежонок Винни Пух решил пойти в гости к своему другу Пятачку. Помоги ему найти шар зелёного цвета.

- А, что ещё бывает зелёным? (трава, огурец, лягушка и др.)

- Может Пятачок любит больше жёлтый цвет? Помоги теперь найти жёлтый шар. Что бывает жёлтого цвета? (груша, репа, цыплёнок)

- Какой шар ты бы подарил медвежонку?

(Аналогично с другими цветами) .

Игра «Цветной кубик»

Цель: формировать интерес к игре с цветом, ориентируясь на цвет;

-закреплять знание цветов: красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный;

Оборудование: большой кубик с гранями разных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, белый, чёрный, ракеты из картона соответствующих цветов по 10 штук каждого цвета.

Игровые правила: сначала бросить кубик, посмотреть цвет на верхней грани, затем найти ракету такого же цвета; передать кубик другому ребёнку.

Ход:

- Мы будем играть все вместе, дружно.

- Вначале я брошу кубик, посмотрю сверху, какого он цвета и возьму ракету такого же цвета. Теперь передам кубик Кате.

По окончании игры дети могут назвать цвета всех своих ракет

«Выкладывание косточек»

Цель: развитие мелкой моторики рук

«Обводка трафаретов»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Таким образом, я показала вам, изготовление дидактических игр для развития сенсорики у детей дошкольного возраста. Наша педагогическая ярмарка подошла к концу.

УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагается книга с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

Таким образом, я показала вам, изготовление дидактических игр для развития сенсорики у детей дошкольного возраста. Наша педагогическая ярмарка подошла к концу.

УДАЧИ, ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!