Формы работы с родителями по развитию произношения звуков у старших дошкольников

ВВЕДЕНИЕ

Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым.Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Известно, что наибольший процент детей в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения, причем нередко недостатки произносительной системы родного языка сочетаются с другими проблемами различного характера.

Формы работы с родителями.

Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу моей работы с родителями. Непрерывную связь с родителями в нашей группе я осуществляю с помощью коллективной. индивидуальной, наглядной форм работы.

Групповые родительские собранияв группе я провожу 3 раза: в начале, в серединеи конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям яуделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, анализирую каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу.Мы обсуждаем, анализируем учебные достижения коллектива группы, совместно с родителями (в начале года, по итогам года). Я знакомлю родителей с содержанием воспитания и обучения в детском саду (с разделом работы по воспитанию звуковой культуры речи), требованиями, которые предъявляются к воспитанникам, согласовываю эти требования с семьей.На первом групповом родительском собрании родителям я разъясняю, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада. Собрание стараюсь назначать во время, удобное для родителей.

Консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультациистараюсь делатьпредельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе по звуковой культуре речи:

- “Артикуляционная гимнастика”;

- “Развитие мелкой моторики” ;

- “Развитие внимания и мышления” ;

- “Речевые игры дома”;

- “Как научить ребёнка читать” ;

- “Как учить звуко- буквенному анализу” .

Иногда я включаю ту или иную консультациюв повестку дня родительского собрания.

К некоторым консультациямя организую выставку пособий. Например, к теме “Развитие мелкой моторики”. бусы, пуговицы. мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, кубики. Убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, я могу из материалов мини - музея “Наши руки – не для скуки”. На выставке демонстрируются поделки, которые были сделаны детьми и родителями дома .

Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую –открытые занятия. Цели открытых занятий:
  • показать способы работы с воспитанниками, которые нужно знать родителям при оказании помощи детям в формировании навыков правильного звукопроизношения, развитию мелодика – интонационной и темпо – ритмической сторон речи;
  • привлечь внимание родителей к ребенку, его проблемам;
  • показать достижения детей, раскрыть их лучшие стороны, заинтересовать родителей делами ребенка.

Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Конечно, я с родителями заранее обговариваю тему занятия и задания, которые они хотят увидеть.

Создалабиблиотеку игр и упражнений. В основном это материалы, объединённые разными лексическими темами, которые включают в себя задания на развитие звуковой культуры речи. В библиотеке есть много пособий, используемых на занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала я организуюречевые праздники. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей.Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка: “В гостях у Буквоежки”, “В стране Звукарии”, “33 сестрички” и др.

Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощианкетированияя узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя,логопеда, психолога”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года.Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.

Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Поэтому на беседу я приглашаю маму и папу вместе. Для темы беседыя не беру большой объём материала. Ограничиваюсь узким кругом вопросов. Например:
  • в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;
  • как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);
  • часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.

Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л.Н. “Обучение дошкольников 5-7 лет чтению”, Цуканова С.П. Бетц Л.Л. “Учим ребёнка говорить и читать (1, 2, 3 период)”, Шумаева Д.Г. “Как хорошо уметь читать!”, Баскакина И.В. Лынская М.И. “Свистелочка. Логопедические игры”, “Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры”.

Наглядная формаработы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР: папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы, и др. Никто не проходит мимо них, родителям это интересно и не требует особых усилий и напряжения после тяжёлого рабочего дня.Я ежедневно обновляю информационный стенд для родителей: "Чем мы занимались", "Повторите вместе с нами". Также размещаю литературные, словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взрослому человеку, например: “Придумай рифму”, “Скажи наоборот” и т.п.Папки-передвижкименяю 2-4 раза в год. В них размещаю материал с практическими советами и рекомендациями, который я тщательно отбираю в зависимости от запросов родителей и необходимости. Информационные материалы регулярно обновляю исходя изтемы занятий, т.е. наглядная информациядинамична.

Речевой уголок .В нашем речевом уголке для родителей я оформила рубрику “Поиграем дома!”, которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома я рекомендую “игры на кухне”, “игры на диване”, “игры в ванной”.

Можно проводить игры:
  • “Что помоем в тазике?”. Названия каких предметов можно “помыть” в тазике?
  • “В стране Фантазии”. Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук.
  • “Давай искать на кухне слова”. Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
  • “Угощаю”. Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет “вкусное” слово и “кладёт” Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не “съедите”.

Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно. Для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные от меня рекомендации и следовать им, я предлагаю определённый алгоритм действий и вооружаю памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы отметить обучение родителейпрактическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе воспитателя и логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту “изюминку”, на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения,приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуре речи наших ребят.

Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.

ЛИТЕРАТУРА
  1. Болотина Л.Р. Микляева Н.В. Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М. Айрис пресс, 2006.
  2. Гризик Т. Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет. // Ребенок в детском саду 2002, №2.
  3. Болотина Л.Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ: мет.пособие.-М. Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
  4. Филичева Т.Б. Чиркина Г.В. Воспитание и обучения детей дошкольного возраста с фонетико-фонетическим недоразвитием. – М. Школьная Перс, 2003.
  5. http://www.bestreferat.ru/referat-205445.html
  6. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/metodicheskoe-posobie-zvukovaya-kultura-rechi-eto-ochen-vazhno
  7. http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm