Методы и приемы креативного речевого развития у старших дошкольников с ОВЗ

1. способствовать развитию качеств креативного мышления (беглости, гибкости, оригинальности мышления) ;

2. повысить мотивацию детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности;

3. обогащение активного словаря

4. развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

5. развитие речевого творчества

Задачи:

развивать коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь критики, тактично оценивать мнения других, отвечать на вопросы педагога и т. п.

Цель данного метода – сформировать у детей умение анализировать, обобщать и систематизировать.

Метод системного анализа позволяет:

3. Метод фокальных объектов.

Данный метод позволяет совершенствовать объект, применяя на него свойства другого объекта.

Цель МФО – установление ассоциативных связей с различными случайными объектами. Главная задача – развитие фантазии и словотворчества у детей.

развивать умение рассматривать объекты и ситуации с различных точек зрения, менять точку зрения на обычные объекты с помощью заданных педагогом условий,

Задачи:

формировать диалектическое мышление

развить конструктивные идеи ребенка, его фантазию, воображение, образного мышления

изменять представления о некоторых особенностях предмета, снимать стереотипы сознания

развивать речь и обогащать словарь

Игры и упражнения для формирования креативного речевого развития.

«Цепочка противоречий». ( 5 – 6 лет)

Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

Педагог начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает - «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г» и т. д. Пример: гулять - хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце - плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

«Черный ящик» ( 5 – 6 лет)

Цель: развитие беглости мышления, формирование умения задавать вопросы.

Детям показывают "черный ящик" или просто сумку, портфель и предлагают за 10 вопросов отгадать - что там? И т. д.

- Там рукотворный предмет? Там что-то мягкое? Там что-то металлическое? И т.

«Активные буквы» (4 – 5 лет)

Цель: Развитие образной беглости; развитие умения придумывать глаголы, начинающиеся с определеной буквы; развитие умения создавать характерные образы активных букв.

Задание: Попросить детей назвать действия, которые начинаются на букву «Б», предложить дорисовать к буквам детали так, чтобы было видно, что буквы «делают действия».

«История старого чайника» (5 – 6 лет)

Цель: развитие воображения при составлении историй на заданную тему.

Детям задается вопрос: «Что может поведать о своей жизни старый чайник? » Дети придумывают различные истории.

«Выложи карты на стол» (6 – 7 лет)

Цель: развитие воображения при составлении коллективной сказки.

Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить из колоды, не глядя, одну карту – картинку, и первый ребенок, сделавший это, начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй и т. д. вытаскивая уже новые карты и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретации. Содержания своей карты. В результате получается длинное панно – иллюстрация, глядя на которое, дети придумали свой коллективный рассказ.

«Фантастические гипотезы» (4 – 5 лет)

Цель: развитие творческого воображения и теоретического мышления.

Что было бы, если (город умел летать, часы ходили бы наоборот)

«Что произойдет? » (5 – 6 лет)

Цель: учить устанавливать причинно – следственные связи, предлагать различные варианты следствий одного и того же события.

Придумайте как можно больше событий, которые могут произойти из – за названного события:

- девочка уронила карандаш на пол.

- из окна выбросили кусочек булки.

- на улице кто – то разбил банку варенья.

«Картина – корзина» (5 – 6 лет)

Цель: учить подбирать рифму, развитие вариативности мышления, творческого сочинительства.

«Что может быть таким? » (5 – 6 лет)

Цель: развитие умения подбирать слова, ориентируясь на заданные признаки.

Дети должны назвать предметы, которые бы обладали тремя признаками (гладкий, черный, тихий; темный, тяжелый, шумный; светлый, легкий, блестящий)